Решение от 24 ноября 2016 г. по делу № А78-12379/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ


Дело №А78-12379/2016
г.Чита
24 ноября 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Е.А. Бронниковой,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044)

к Администрации сельского поселения "Верхнешергольджинское" Муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края (ОГРН 1057538004699, ИНН 7509003913)

о взыскании задолженности в размере 5247 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование пени в размере 4024,13 руб., в том числе: - пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 4024,13 руб.; на обязательное медицинское страхование в размере 1222,87 руб., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: - пени в размере 1222, 87 руб., установил,


Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения "Верхнешергольджинское" Муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края о взыскании задолженности в общем размере 5247 руб.

Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлялось заявителю, заинтересованному лицу. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается без вызова сторон в порядке частей 5, 6 статьи 228 АПК РФ.

В материалы дела от заявителя поступило заявление, что пенсионный фонд требования поддерживает в полном объеме с приложением выписки из ЕГРЮЛ на заявителя, реестра платежей, решения суда от 25.03.2015, решения суда от 15.06.2015, доверенности на Карнаухову Е.С. от 29.08.2016 № 42 (вх. А78-Д-4/43765 от 22.11.2016).

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представило.

Рассмотрев дело по имеющимся в нем материалам, суд установил следующее.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано 31.12.2009 в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1097536008382, место нахождения: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160, ИНН 7536107044.

Администрация сельского поселения "Верхнешергольджинское" Муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края зарегистрирована 01.12.2005 за ОГРН 1057538004699, ИНН 7509003913, место нахождения: 673052, Забайкальский край, Красночикойский район, с.Шергольджин, ул. Центральная, д.52.

Администрация 01.11.2014 представила в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2014 года, с указанием начисленных и уплаченных страховых взносов.

Администрация 12.02.2015 представила в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2014 год, с указанием начисленных и уплаченных страховых взносов.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 207S01160033012 от 17.03.2016 страхователю предложено уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и пени, начисленные на страховые взносы в ФФОМС в общем размере 5247 руб., в срок до 06.04.2016 (л.д. 18).

Учитывая, что требование исполнено не было, 06.10.2016 территориальный орган Пенсионного фонда направил заявление о взыскании задолженности в арбитражный суд.

По существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом, учреждение является плательщиком страховых взносов.

Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений. Из чего следует, что заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов. При этом, как следует из материалов дела, учреждению открыт лицевой счет в территориальном органе казначейства.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно статье 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Как установлено материалами дела, администрация уплату страховых взносов за 9 месяцев 2014 год, 2014 год производила несвоевременно, что повлекло начисление пени.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Согласно частям 5, 6 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, пеня является мерой компенсационного характера, применяемой государством за возникшую недоимку. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога, высказанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции."

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, из приведенных норм следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется территориальным органом Пенсионного фонда не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями, - с момента уплаты последней ее части).

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 51 Постановления № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Пенеобразующая недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2014 года погашена 28.09.2015.

Пенеобразующая недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год погашена 30.10.2015 и 29.09.2015.

Таким образом, заявителем не соблюден срок на взыскание пени в судебном порядке.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению, а, следовательно, и взысканию.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Из положений пункта 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты, а в случае представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением установленных сроков - следующий день после его представления.

В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, из приведенных норм следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного расчетного (отчетного) периода, направляется территориальным органом Пенсионного фонда не позднее трех месяцев с момента уплаты плательщиком страховых взносов всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями, - с момента уплаты последней ее части).

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 51 Постановления № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Из содержания требования № 207S01160033012 от 17.03.2016 следует, что основанием взыскания пени являются положения части 3 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ. В требовании не указано, что оно выставлено по итогам камеральной проверки.

Учитывая, что пенеобразующая недоимка по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года, за 2014г. была погашена 28.09.2015, 29.09.2015, 30.10.2015, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года представлен 01.11.2014, за 2014 год представлен 12.02.2015; требование об уплате соответствующих пеней должно было быть выставлено не позднее 28.12.2015 и 30.01.2016.

Заявитель обратился за взысканием пени в судебном порядке 06.10.2016 по общим правилам административного судопроизводства.

Вместе с тем, при указанных обстоятельствах с учетом положений пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ, статьи 113 АПК РФ совокупный срок обращения в суд с подобным заявлением по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года истек 01.08.2016, за 2014 год истек 29.08.2016 года.

01.08.2016: трехмесячный срок на предъявление требования с момента полной уплаты недоимки (28.12.2015) + 6 дней на вручение требования (срок установлен п. 7 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ – 14.01.2016) + 18 календарных дней на исполнение требования (срок установлен в требовании от 17.03.2016 № 207S01160033012 на основании п. 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ (01.02.2016) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд в (01.08.2016).

29.08.2016: трехмесячный срок на предъявление требования с момента полной уплаты недоимки (30.01.2016) + 6 дней на вручение требования (срок установлен п. 7 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ – 09.02.2016) + 18 календарных дней на исполнение требования (срок установлен в требовании от 17.03.2016 № 207S01160033012 на основании п. 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ (27.02.2016) + 6 месяцев на обращение с заявлением в суд в (29.08.2016).

С учетом приведенных норм закона, суд приходит к выводу о пропуске заявителем давностного срока обращения в суд с заявлением о взыскании пени, начисленной на недоимку по страховым взносам за 9 месяцев 2014 года, 2014 год.

Кроме того, порядок взыскания задолженности, предусмотренный Федеральным законом № 212-ФЗ начинается с выставления требования, сроки выставления которого установлены ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ. Неисполнение установленного порядка взыскания пени не может являться основанием для продления сроков взыскания пени.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу № А58-5475/2015, от 01.06.2016 по делам № А78-1124/2016, № А78-1126/2016, а также по делу №А78-5246/2016.

На основании изложенного, суд, проверив основания для взыскания задолженности, считает, что требования территориального органа Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме через Арбитражный суд Забайкальского края.



Судья Е.А. Бронникова

Суд:

АС Забайкальского края (подробнее)

Истцы:

ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) (подробнее)

Ответчики:

Администрация сельского поселения "Верхнешергольджинское" МР "Красночикойский район" (подробнее)