Постановление от 21 ноября 2016 г. по делу № А26-1037/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru




ПОСТАНОВЛЕНИЕ



21 ноября 2016 года

Дело №

А26-1037/2016



Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Алешкевича О.А.,

рассмотрев 14.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.04.2016 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Толкунов В.М.) по делу № А26-1037/2016,

у с т а н о в и л:


Общество с ограниченной ответственностью «Вега-Союз», место нахождения: 186120, Республика Карелия, пгт. Пряжа, Строительная ул., д. 10, ОГРН 1071038000967, ИНН 1021504593 (далее - Общество, ООО «Вега-Союз»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Инспекция), от 28.01.2016 № 057/138/13-12 ГЖИи, согласно которому Обществу предписано в срок до 08.04.2016 выполнить корректировку платы за жилищные услуги с 01.11.2015 по настоящий момент, в соответствии с договором управления в доме МКД по адресу: пгт. Пряжа, улица Мелентьевой, дом 5.

Решением от 15.04.2016 суд удовлетворил заявление.

Постановлением от 25.07.2016 апелляционный суд оставил решение от 15.04.2015 без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы считает, что письмо администрации Пряжинского городского поселения об увеличении с 01.11.2015 размера платы за содержание и ремонт жилых помещений на уровень инфляции в Российской Федерации в размере 14,74% не является муниципальным правовым актом, отсутствует в материалах дела. Инспекция отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения Министерства экономического развития Республики Карелия о размере инфляции за период с ноября 2014 года по октябрь 2015 года.

Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, по обращению гражданина, проживающего по адресу: город Петрозаводск, улица Мелентьевой, дом 5, первым заместителем руководителя была инициирована внеплановая документарная проверка ООО «Вега-Союз», издано распоряжение от 24.12.2015 № 045/138/13-12 ГЖИи о ее проведении.

В ходе проверки установлено, что ООО «Вега-Союз» осуществляет управление многоквартирным домом 5 по улице Мелентьевой в соответствии с принятым решением общего собрания собственников помещений в доме, оформленным протоколом от 17.09.2014 и заключенным договором управления многоквартирным домом от 01.11.2014 № 4-04-024/2.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.01.2016 № 045/138/13-12 ГЖИи, в котором отражено, что Обществом необоснованно изменен тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме № 5 по улице Мелентьевой в пгт. Пряжа (далее - МКД).

В связи с изложенным 28.01.2016 Обществу выдано предписание № 057/138/13-12 ГЖИи, в котором предписывается: в срок до 08.04.2016 выполнить корректировку платы за жилищные услуги с 01.11.2015 по настоящий момент, в соответствии с договором управления МКД (от 01.11.2014) в указанном доме.

ООО «Вега-Союз» оспорило данное предписание в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что указанное предписание является законным. Суды посчитали, что Общество правомерно повысило плату за управление и содержание дома, поскольку действовало в соответствии с требованиями пункта 5.3 договора управления многоквартирным домом от 01.11.2014, а также администрацией Пряжинского городского поселения с 01.11.2015 согласовано увеличение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений на уровень инфляции в Российской Федерации в размере 14,74%.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Как установлено статьей 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

При этом частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Пунктом 17 Правил № 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Как указано в пунктах 17 и 29 Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из предусмотренных законом способов управления многоквартирным домом, а равно общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом закреплены в статье 161 ЖК РФ.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

С управляющей организацией заключается договор управления многоквартирным домом.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 сатьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В соответствии пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, ООО «Вега-Союз» осуществляет управление многоквартирным домом 5 по улице Мелентьевой в соответствии с принятым решением общего собрания собственников помещений в доме, оформленным протоколом от 17.09.2014 и заключенным договором управления от 01.11.2014 № 4-04-024/2.

В Приложении № 4 договора стороны установили месячный размер платы на 2014 год за содержание и техническое обслуживание в сумме 16 руб. 75 коп. (том 1 лист дела 68).

Согласно пункту 5.3 договора, если собственники помещений в многоквартирном доме на ежегодном общем собрании в соответствии с пунктом 4.2.17 договора не приняли решение об установлении размера платы за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на следующий год, то размер платы за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома на следующий год (12 месяцев) устанавливается путем индексации размера платы за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома действующий в предыдущем году (12 месяцев) на уровень инфляции в Российской Федерации, сложившийся за предыдущие 12 месяцев без изменения перечня и объемов оказываемых услуг по управлению и выполняемых работ по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и подлежит включению в квитанции об оплате соответствующих услуг в течение следующего года (12 месяцев) (том 1, лист дела 21).

Полагая, что Общество при повышении платы не выходило за пределы предоставленных полномочий, фактически оно индексировало плату на услуги, основываясь на условиях договора (пункт 5.3), статистических данных, и не затрагивало механизма образования первоначальной цены и ее составляющих, суды посчитали, что Общество правомерно повысило плату за управление и содержание МКД.

Между тем судами не учтено следующее.

Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией. Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества МКД, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.

В связи с этим условия договора от 01.11.2014 об одностороннем изменении Обществом размера платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме противоречат специальным нормам жилищного права, положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются ничтожными.

Учитывая изложенное, ссылка судов первой и апелляционной инстанций на положения пункта 5.3 договора в обоснование повышения платы за управление и содержание МКД неправомерна.

Между тем согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Как установили суды, администрацией Пряжинского городского поселения с 01.11.2015 согласовано увеличение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений на уровень инфляции в Российской Федерации в размере 14,74%, что следует из приложения № 2 к письму от 26.10.2015 № 1995 (том 1, лист дела 15).

В материалах дела отсутствуют доказательства признания данного письма администрации незаконным в судебном порядке.

Таким образом, в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ Общество действовало в пределах полномочий, предоставленных ему приведенной нормой.

В связи с этим суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.

При таких обстоятельствах судебные акты не подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 286287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:


решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу № А26-1037/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.



Председательствующий


Л.А. Самсонова


Судьи


Е.Н. Александрова

О.А. Алешкевич

Суд:

13 ААС (Тринадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО "Вега-Союз" (подробнее)

Ответчики:

Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ