Постановление от 21 июня 2016 г. по делу № А41-98248/2015


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Дело № А41-98248/15
21 июня 2016 года
г. Москва





Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года


Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Иевлева П.А.,

судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу - ООО "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ": Еремин Д.А. по доверенности от 11.03.2016;

от заинтересованного лица по делу - Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области: Ланева Т.Н. по доверенности от 12.01.2016 №1.22/23;

от третьего лица по делу - Главного управления МО "Государственная жилищная инспекция Московской области": Козлова Л.В. по доверенности от 05.10.2015 № 08ИСХ-8020/С; Белянский С.В. по доверенности от 16.12.2015 № 08ИСХ – 9735 /С.

от третьего лица по делу - МБУ "Ильинское подворье": Ланева Т.Н. по доверенности от 05.02.2016.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 по делу № А41-98248/15, принятое судьей Н.В Плотниковой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ" к Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконными действий, третьи лица: Главное управления МО "Государственная жилищная инспекция Московской области", МБУ "Ильинское подворье",

УСТАНОВИЛ:


ООО "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области о признании незаконными действий Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области (далее – администрация) по организации открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл. Красногорский р-н, пос. дачного хозяйства "Архангельское", дома N N 4, 6, 9, 14, 15, 16, 17, 18; Московская обл, Красногорский р-н, пос. Архангельское, дома N N 1, 2, 4, 6, 13, 16, 17. 22, 23, 25, 31, 33, о признании недействительным постановления Администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 "О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Ильинское" (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции).

Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие его выводов обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Представители Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, МБУ «Ильинское подворье», Главного управления МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Администрацией сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, далее по тексту -(Администрация, Ответчик) на основании Постановление администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 "О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Ильинское" было организовано проведение открытого конкурса на право заключения оговоров управления многоквартирными домами (далее – МКД).

В число лотов открытого конкурса вошли следующие МКД, расположенные в районе городского поселения Красногорск, а именно:

1. Лот N 1 Московская обл., Красногорский р-н, пос. дачного хозяйства "Архангельское", дома N N 14, 15, 16, 17, 18.

2. Лот N 2 Московская обл., Красногорский р-н, пос. дачного хозяйства "Архангельское", дома N N 4, 6, 9.

3. Лот N 4 Московская обл., Красногорский р-н, пос. Архангельское, дома N N 1, 2, 13.

4. Лот N 5 Московская обл., Красногорский р-н, пос. Архангельское, дома N N 16, 17.

5. Лот N 6 Московская обл., Красногорский р-н,, пос. Архангельское, дома N N 22, 23,25.

6. Лот N 7 Московская обл, Красногорский р-н, пос. Архангельское, дома N N 31,33,4.

7. Лот N 8 Московская обл., Красногорский р-н, пос. Архангельское, д. 6 ООО "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ" считает действия Администрации по организации и проведению открытого конкурса на право заключения договоров управления МКД незаконными, а указанное Постановление администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 "О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Ильинское" недействительными.

Оспаривая ненормативный правовой акт и действия администрации, общество указало, что из имеющихся в распоряжении общества протоколов усматривается, что ена основании протоколов от "7" июля 2015 г., от "20" июля 2015 г., от "6" июля 2015 г., от "24" июля 2015 г., от "24" июля 2015 г., от "24" июля 2015 г., от "9" июля 2015 г., от "9" июля 2015 г., от "23" июля 2015 г., от "16" июля 2015 г., от "22" июля 2015 г., от "19" июля 2015 г., от "15" июля 2015 г., от "10" июля 2015 г., от "2" июля 2015 г., от"2" июля 2015 г., от "13" июля 2015 г., от "6" июля 2015 г., от "8" июля 2015 г., от "8" июля 2015 г., от "21" июля 2015 г., которые не были оспорены и не признаны недействительными, между собственниками жилых помещений в МКД и ООО "КЭУ Красногорское" были заключены договоры управления многоквартирным домом, а также выбран способ управления многоквартирным домом в виде управляющей организации в лице ООО "КЭУ Красногорское".

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, в соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в числе которых - управление управляющей организацией (пункт 3). Пунктом 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не был выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п. 3 "Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе, в случаях, если: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, в случае не заключения договоров управления многоквартирным домом, предусмотренных статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 39 упомянутых Правил, в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N КАС09-447, абз. 1 п. 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться лишь при условии, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали в соответствии с законом свое решение о выборе способа управления этим домом.

Таким образом, общество обязано доказать, что собственники многоквартирных домов выбрали в качестве способа управления - управление управляющей организацией (истца) и факт реализации этого способа.

Приведенные нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления, а обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет компенсаторную роль в случае, когда собственники не имеют намерений выбрать способ управления.

Судом первой инстанции правильно установлено, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в адрес Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского района Московской области было выдано ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (в порядке ст. 29.13 КоАП РФ).

Согласно данного Представления Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на основании Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 требовало до 19.10.2015 года объявить конкурс по отбору управляющей организации в п. Архангельское дома N N 1,6.8,16.17,22,23,25,31,33 и п.д.х. Архангельское дома N N 4.8,9,13,14.15,16,17 Красногорского района Московской области в порядке, предусмотренном ч. 4.ч,5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 200 ЖК РФ п. 4 в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

Организатором конкурса являлась Администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области. Основание - Жилищный кодекс РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, Постановления Главы Администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 "О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Ильинское". Организатором торгов было размещено извещения N 221015/1446028/03 от 22.10.2015 (открытый конкурс), а так же необходимая конкурсная документация на сайт: www. torgi.gov.ru. По результатам торгов было принято решение заключить Договор управления по вышеуказанным домам с единственным участником торгов МБУ "Ильинское подворье".

До подписания договоров управления спорным жилым фондом МБУ "Ильинское подворье" было выбрано в качестве управляющей компании этим фондом согласно Решения Совета депутатов сельского поселения Ильинское от 29.04.2015 N 77/7 о преференции.

Преференция прекратилась по результатам проведения открытого конкурса. МБУ "Ильинское подворье" приступило к оказанию услуг в спорном жилом фонде на основании заключенных договоров управления.

Решением лицензионной комиссии Московской области ООО "КЭУ Красногорское" выдана лицензия на право управления многоквартирными домами N 926 от 02.07.2015.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доводы общества о доказанности выбора способа управления многоквартирным домом и его реализации собственниками многоквартирного дома не подтверждены фактическими обстоятельствами дела, подлежат отклонению.

В материалы дела не представлены доказательства заключения собственниками помещений в указанных выше МКД договоров управления с обществом.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2015 N Ф05-6103/2015 по делу N А40-80413/14 и от 16.07.2015 N Ф05-8155/2015 по делу N А41-56949/14.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что открытый конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирными домами был объявлен правомерно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.

В судебных актах по делу А41-12336/12 установлено, что в 2009г. между Администрацией сельского поселения «Ильинское» Красногорского муниципального района Московской области – собственником муниципальных помещений в многоквартирных домах по адресу: Московская область, поселок Архангельское, дома №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 38, 39, и ООО «Коммунально- эксплуатационное управление» заключены договоры управления многоквартирными домами. Так же в 2008-2009г. были заключены договоры между ООО «Коммунально-эксплуатационное управление» и гражданами – собственниками жилых помещений, находящихся в указанных многоквартирных жилых домах.

Вместе с тем, ООО «Коммунально- эксплуатационное управление» является самостоятельным юридическим лицом. Данное юридическое лицо оспариваемое в рамках настоящего спора постановления Администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 "О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории сельского поселения Ильинское" в суденом порядке не оспаривало.

Поскольку с ООО "КЭУ Красногорское" на момент принятия постановления Администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 не были заключены договора на управление спорными МКД, постольку оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы общества.

При этом общество не было лишено возможности участвовать в спорном открытом конкурсе на право заключения договоров управления многоквартирными домами.

Доводы общества о наличии действующих договоров управления, заключенных с ООО «Коммунально-эксплуатационное управление», об отсутствии собрания собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, ссылки на п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», о праве ООО «Коммунально-эксплуатационное управление» продолжать управление домами до избрания иной управляющей организации относятся к деятельности ООО «Коммунально-эксплуатационное управление», которое в данном споре не участвует и самостоятельных требований в рамках настоящего спора не заявляло.

При том, данное лицо не лишено возможности в самостоятельном порядке оспаривать действия администрации по проведению спорного конкурса.

Несмотря на то, что согласно протоколов общих собраний собственников помещений в МКД ООО "КЭУ Красногорское" было избрано управляющей организацией в спорных домах, обществом не представлены доказательства реализации данных решений и заключения с ним договоров управления.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление Администрации сельского поселения Ильинское от 16.06.2015 N 92 на момент его принятия не нарушало прав и законных интересов заявителя, поскольку общие собраний собственников помещений в МКД были проведены только в июле 2015 года.

В свою очередь, поскольку указанное постановление не было оспорено и отменено в установленном законом порядке и на момент проведения открытого конкурса, на основании данного постановления, договоры управления между собственниками помещений и ООО "КЭУ Красногорское" заключены не были, администрация правомерно провела оспариваемый открытый конкурс на право заключения договоров управления многоквартирными домами.

При этом, апелляционный суд также принимает во внимание, что обществом не представлены доказательства направления протоколов собраний собственников помещений в адрес администрации. Из писем от 17.07.2015, от 11.08.2015 (л. д. 131, 134) следует, что протоколы были направлены адрес Главного управления МО "Государственная жилищная инспекция Московской области", в адрес администрации протоколы не направлялись.

Апелляционный суд также принимает во внимание, что обществом в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что общество фактически осуществляло управление спорными МКД.

Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 по делу № А41-98248/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.


Председательствующий cудья


П.А. Иевлев



Судьи


Е.Н. Виткалова


Е.Е. Шевченко

Суд:

10 ААС (Десятый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО "Коммунально-эксплуатационное управление" (подробнее)
ООО "КЭУ Красногорское" (подробнее)
ООО "КЭУ КРАСНОГОРСКОЕ" (подробнее)

Ответчики:

Администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области (подробнее)

Иные лица:

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЛЬИНСКОЕ КРАСНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее)