Постановление от 24 ноября 2016 г. по делу № А27-12251/2016


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24




П О С Т А Н О В Л Е Н И Е




г. Томск

Дело № А27-12251/2016



Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2016 г.


Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сбитнева А.Ю.

судей: Марченко Н.В.,

Усаниной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. без использования средств аудиозаписи,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился;

от заинтересованного лица – не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Калтанского городского округа на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2016 г. по делу № А27-12251/2016 (судья Мишина И.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (г. Кемерово, Кемеровская область, ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750)

к администрации Калтанского городского округа (г. Калтан, Кемеровская область, ОГРН 1024201857393, ИНН 4248000677)

о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:


Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее – заявитель, ООО «КЭнК») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Калтанского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о разрешении размещения объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером: 42:37:0102002:6233 либо об отказе в разрешении размещения указанного объекта; обязании принять решение.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2016 г. заявленное требование удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации Калтанского городского округа выразившееся в непринятии в установленный срок решения о разрешении размещения объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233 либо об отказе в разрешении размещения объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233. Суд обязал Администрацию Калтанского городского округа в установленном действующим законодательством порядке принять решение о разрешении размещения объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233 либо об отказе в разрешении размещения объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233 и направить принятое решение либо отказ обществу с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания».

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обосновании доводов апелляционной жалобы Администрация указывает, что спорное сооружение принадлежит истцу на праве собственности, а земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, предоставляются собственникам этих зданий и сооружений в собственность за выкуп, либо в долгосрочную аренду на основании статей 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. ООО «КЭнК» обратилось в Администрацию с заявлением о разрешении размещения объекта 14.03.2016, в то время как Администрация была наделена полномочиями на выдачу такого разрешения только с 04.07.2016 (с момента вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 334-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Также указывает, что отказ ответчика был основан на подпункте «д» пункта 9 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО «КЭнК» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на Интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, 14.03.2016 ООО «КЭнК» обратилось в Администрацию Калтанского городского округа с заявлением (исх. от 14.03.2016 № КА-Ис-195) о разрешении размещения объекта: «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233.

Не получив в установленный действующим законодательством срок какого-либо ответа на указанное заявление, ООО «КЭнК» обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности бездействия Администрации по не принятию в установленный законом срок решения о разрешении размещения объекта заявителем без предоставления земельного участка и установления сервитута либо об отказе в разрешении размещения объекта.

Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - часть 4 статьи 200 АПК РФ.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3).

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).

Согласно пункту 5 Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Пунктом 1 статьи 4-5 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 98-ОЗ «О градостроительной деятельности» предусмотрено, что получение разрешения на строительство, кроме случаев, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 17 статьи 51 ГрК РФ), не требуется, в том числе в случаях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к электроустановкам напряжением до 20 киловольт включительно (по каждому отдельному объекту капитального строительства), в том числе линий электропередачи (воздушных, кабельных, кабельно-воздушных, одно-, двух- и многоцепных линий электропередачи, комбинированных линий электропередачи, компактных линий электропередачи, отпаек и ответвлений от линий электропередачи).

При таких обстоятельствах, признаются обоснованными выводы суда о соответствии объекта «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» характеристикам, предусмотренным, в том числе законодательством Кемеровской области для объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Доказательств обратного Администрацией в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.

В соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213 (далее – Положение), принятым во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и виды которых установлено, что размещение объектов осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками (далее – уполномоченный орган).

Решение о разрешении размещения объекта принимается на срок не более трех лет (пункт 3 Положения).

Для размещения объекта заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о разрешении размещения объекта (далее – заявление). Заявление с приложенными к нему документами подлежит регистрации уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в уполномоченный орган (пункты 4, 7 Положения).

Согласно пункту 8 Положения уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами принимает решение о разрешении размещения объекта заявителем без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее – решение о разрешении размещения объекта) или отказывает в разрешении размещения объекта.

На основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 13 части 1 статьи 41 Устава муниципального образования – город Калтан предусмотрено, что Администрация города в пределах своих полномочий распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, зарегистрировав заявление ООО «КЭнК» о разрешении размещения объекта: «Сооружение линейное электротехническое: воздушная линия электропередачи ВЛИ-0,4 кВ Ф-Рубильник № 4 до границы земельного участка по ул. Руставели, 32А, г. Калтан» на земельном участке с кадастровым номером 42:37:0102002:6233 Администрация обязана была в течение 30 рабочих дней со дня регистрации принять решение о разрешении размещения объекта заявителем без предоставления земельного участка и установления сервитута или отказать в разрешении размещения объекта.

Поскольку обязанность по принятию Администрацией указанного выше решения в установленный срок не исполнена, доказательств обратного в нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия Администрации, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о разрешении размещения объекта либо об отказе в разрешении размещения объекта

Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что спорное сооружение принадлежит истцу на праве собственности, а земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, предоставляются собственникам этих зданий и сооружений в собственность за выкуп, либо в долгосрочную аренду на основании статей 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку отношения, связанные с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, нормами вышеуказанных статей Земельного кодекса Российской Федерации не регулируются.

Правовое регулирование спорных отношений осуществляется нормами главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута не допускается в случае размещения объекта, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Кроме того, предметом заявленных ООО «КЭнК» требований в рассматриваемом случае является не признание незаконным отказа в разрешении размещения объекта, а признание незаконным бездействия Администрации, которая в нарушение требований главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213, в установленный срок не приняла решение о разрешении размещения объекта либо об отказе в разрешении размещения объекта.

На основании изложенного несостоятельным и подлежащим отклонению признается и довод подателя жалобы о том, что отказ ответчика был основан на подпункте «д» пункта 9 Положения утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 №213

Возражения относительно требований ООО «КЭнК», а также доказательства законности оспариваемого бездействия либо наличия оснований для отказа в разрешении размещения объекта Администрация суду первой инстанции не представила.

Довод заинтересованного лица о том, что ООО «КЭнК» обратилось в Администрацию с заявлением о разрешении размещения объекта 14.03.2016, в то время как Администрация была наделена полномочиями на выдачу такого разрешения только с 04.07.2016 (с момента вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 334-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») признается судом апелляционной инстанции несостоятельным и противоречащим нормам права и обстоятельствам дела.

Органы местного самоуправления городских округов были наделены полномочиями на выдачу разрешений на использование земель (в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа) пунктом 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Кроме того, предметом заявленных ООО «КЭнК» требований является оспаривание бездействия Администрации, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о разрешении размещения объекта либо об отказе в разрешении размещения объекта.

Порядок, условия и сроки выдачи такого разрешения в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно – Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 № 213, вступившим в силу с 03.07.2015, в отличие от разрешений на использование земель или земельных участков, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно – Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244, вступившим в силу с 01.03.2015.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должен указать на способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно, с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал уполномоченного органа принять соответствующее решение по заявлению ООО «КЭнК» исх. от 14.03.2016 № КА-Ис-195.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку администрация Калтанского городского округа освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:


Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2016 г. по делу № А27-12251/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.


Председательствующий А.Ю. Сбитнев


Судьи Н.В. Марченко


Н.А. Усанина

Суд:

7 ААС (Седьмой арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (подробнее)

Ответчики:

Администрация Калтанского городского округа (подробнее)