Решение от 18 марта 2011 г. по делу № А57-210/2011

Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области) - Административное
Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

109/2011-20555(2)

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


город Саратов Дело № А57-210/2011

Резолютивная часть решения оглашена – 16.03.2011 г. Полный текст решения изготовлен – 18.03.2011 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Воробьев ой В.А., рассмотрев в судебном заседании материа лы дела по заявлению

Закрытого акционерного общества «Административный центр «Рабочая, 27», г. Саратов к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению

государственным имуществом по Саратовской области, г. Саратов

о признании бездействия незаконным; обязании рассмотреть заявление и принять решение

при участии в заседании: от заявителя – Бурдонова Е.И., доверенность от 20.07.2010 г.

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области – Афанасьева В.П., доверенность № 03д от 11.01.2011 года

УСТАНОВИЛ:


ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27», обладающего исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка, от 09.07.2008 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:05 03 63:0010. Кроме того, заявитель просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области рассмотреть заявление ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27», обладающего исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка, от 09.07.2008 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:05 03 63:0010 и принять по нему соответствующее решение.

В судебное заседание, назначенное на 09.03.2011 г. на 10 час. 00 мин., явился представитель заявителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в судебном заседании оспорило заявленные требования, по основаниям, изложенным в отзыве на заявленные требования.


В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 16.03.2011 года до 15 часов 45 минут.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» является собственником следующих объектов недвижимости:

- сооружение - забор, протяженностью 74,1 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-506;

- сооружение - бордюр, протяженностью 72,6 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-616;

- асфальтовое покрытие, площадью 640 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-617.

Право собственности на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № 64-АВ 529902, № 64-АВ 529901, № 64-АВ 529904 (л.д. 41-43).

09 июля 2008 года ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» обратилось в Территориальное управление Росимущества по Саратовской области с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность земельного участка в Октябрьском районе города Саратова с кадастровым номером 64:48:05 03 63:0010 (л.д. 44).

Письмом от 01 августа 2008 года № 02-6321 Территориальное управление Росимущества по Саратовской области сообщило ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» о необходимости дополнительно предоставить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (л.д. 45).

17 сентября 2008 года ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» направило в Территориальное управление Росимущества по Саратовской области кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым № 64:48:05 03 63:0010 (л.д. 46).

Письмом № 02-8767 от 15 октября 2008 года Территориальное управление Росимущества по Саратовской области сообщило ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» о том, что до вступления в силу судебного акта Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-12548/08-36 вопрос о предоставлении земельного участка в собственность рассматриваться не будет (л.д. 47).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 года по делу № А57-12548/2008 (л.д. 96) было отказано в удовлетворении исковых требований Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» г.Саратов о признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО «Административный центр «Рабочая, 27» на объекты:

- сооружение - забор, протяженностью 74,1 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-506;

- сооружение-бордюр, протяженностью 72,6 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-616;

- асфальтовое покрытие, площадью 640 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-617;

- о прекращении зарегистрированного права собственности ОАО «Административный центр «Рабочая, 27» на объекты:

- сооружение-забор, протяженностью 74,1 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-506;

- сооружение-бордюр, протяженностью 72,6 пог.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-616;

- асфальтовое покрытие, площадью 640 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, № 27, кадастровый (или условный) номер 6301/48-199-617.


Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.07.2010 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 года по делу № А57- 12548/2008 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2010 года по делу № А57-12548/2008 решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 года и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.07.2010 года оставлены без изменения.

Однако Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области никакого решения по заявлению

ОАО «Административный центр «Рабочая, 27» от 09 июля 2008 года принято не было.

Считая бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок и право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, регулируется ст. 36 Земельного кодекса РФ.


Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.

Данным Перечнем (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено приложение к заявлению следующих документов:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;


6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 ст. 36 Кодекса).

Однако, как установлено материалами дела, заявление ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» от 09.07.2008 года в установленный законом срок Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области рассмотрено не было, что свидетельствует о нарушении положений вышеприведенных правовых норм.

Оспаривая требования ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27», заинтересованное лицо ссылается на пропуск заявителем установленного частью 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области.

Рассмотрев данные доводы заинтересованного лица, суд основывается на следующем.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Трехмесячный срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска.

В соответствии с ч. 1 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом.

Исходя из смысла положения ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд на основании исследованных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств определяет временной момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов.

Моментом, с которого начинает исчисляться течение трехмесячного срока для оспаривания действий (бездействия) государственных органов, будет являться день, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Последствия пропуска процессуального срока предусмотрены статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с


истечением процессуальных сроков, установленных Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В обоснование заявленных требований об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области заявитель ссылается на письмо № 02-8767 от 15 октября 2008 года, в соответствии с которым заинтересованное лицо сообщило ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» о том, что до вступления в силу судебного акта Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-12548/08-36 вопрос о предоставлении земельного участка в собственность рассматриваться не будет.

Однако судом установлено, что Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.07.2010 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 года по делу № А57-12548/2008 было оставлено без изменения. Следовательно, судебный акт по делу № А57-12548/2008 – вступил в законную силу.

Таким образом, заявитель являлся участником процесса по делу № А57-12548/08- 36, знал о времени вступления в законную силу судебного акта по названному делу.

При этом заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящими требованиями только 29.12.2010 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Арбитражного суда Саратовской области.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» не заявлялось. При этом судом не установлено обстоятельств, препятствующих ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» реализовать свое право на судебную защиту нарушенных прав в установленный законом срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока в суде первой инстанции не заявлялось.

С настоящим заявлением ЗАО «Административный центр «Рабочая, 27» обратилась в суд 29.12.2010 года, то есть за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2006 г. № 9316/05, от 19.04.2006 г. № 16228/05.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 27, 110, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных требований – отказать.


Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда Саратовской области В.В. Землянникова

Суд:

АС Саратовской области (подробнее)

Истцы:

ЗАО "Административный центр "Рабочая, 27" (подробнее)

Ответчики:

ТУФА по управлению государственным имуществом по Саратовской области (подробнее)

Судьи дела:

Землянникова В.В. (судья) (подробнее)