Решение от 25 ноября 2016 г. по делу № А19-16410/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru


Именем Российской Федерации



Р Е Ш Е Н И Е



г. Иркутск Дело № А19-16410/2016


25.11.2016 г.



Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,

рассмотрев дело в порядке упрощенного судопроизводства по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653)

к арбитражному управляющему Твеленевой Татьяне Дмитриевне (ИНН 381205276811)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:


Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Твеленевой Татьяны Дмитриевны (далее – Твеленева Т.Д., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 123, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В представленных 24.10.2016г. возражениях Твеленева Т.Д. требование административного органа не признала, указав, что, типовая форма реестра требований кредиторов заполнена в соответствии с Приказом от 01.09.2004г. №233 Министерства экономического развития и торговли РФ.

Кроме того, Твеленева Т.Д. считает, что у ООО «С-Менеджмент» не имелось оснований для обжалования действий арбитражного управляющего, поскольку данная организация не являлась участником в деле №А19-27816/2009 о банкротстве ООО «Ангарск цемент».

Дело рассматривается в соответствии со статьями 210, 226 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что Твеленева Татьяна Дмитриевна зарегистрирована в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 22.12.2011г. за номером 11936.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2013 года по делу № А19-27816/09-68 ООО «Ангарский цемент» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком до 18.12.2013 года, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Лосев И.Ю. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08.05.2014 года по делу № А19-27816/09-68 конкурсным управляющим ООО «Ангарский цемент» утвержден арбитражный управляющий Твеленева Т.Д.

На основании поступившей 22.08.2016г. в административный орган жалобы от ООО «С-Менеджмент», содержащей данные, указывающие на наличие в действиях конкурсного управляющего ООО «Ангарский цемент» Твеленевой Т.Д. признаков административного правонарушения, административным органом 26.08.2016г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; определением от 26.08.2016г. у арбитражного управляющего Твеленевой Т.Д. были истребованы: копия реестра требований кредиторов по состоянию на 06.07.2016г., копия справки нотариуса Шалашовой Н.А. от 13.10.2015г., объяснения по фактам, изложенным в жалобе ООО «С-Менеджмент», с приложением подтверждающих документов.

В ходе административного расследования административным органом установлено, что при проведении процедуры банкротства - конкурсного производства, введенного в отношении ООО «Ангарский цемент», конкурсным управляющим Твеленевой Т.Д. не исполнены обязанности, предусмотренные статьей 16, пунктом 4 статьи 20.3, пунктом 2.1 статьи 126 от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), пунктом 6 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредитора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004г. № 345 (далее - Общие правила ведения реестра), пункта 1.13, пункта 4.1, пункта 6.4 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004г. №234 (далее - Методические рекомендации), Типовой формой реестра требований кредиторов, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004г. №233 (далее - Типовая форма) а именно:

- в реестрах требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. в столбце 2 таблицы 15 «Сведения о требовании кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства» указана не дата внесения в реестр записи о требовании кредитора по процентам, а дата возникновения основного требования в размере 24363руб.50коп.;

- в столбцах 3 и 4 таблицы 15 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. указана только информация о номере кредитора по реестру и номер требования по реестру.;

- в столбце 5 таблицы 16 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. конкурсным управляющим должника в качестве документа, на основании которого осуществляется погашение требований данной очереди, указана справка нотариуса Ангарского нотариального округа Шалашовой Н.А. от 13.10.2015г. о внесении на депозитный счет суммы в размере 24363руб.50коп., т.е. суммы основного долга ООО «С-Менеджмент»;

- в столбце 3 таблицы 16 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. отсутствует информация о номере раздела реестра, в котором содержится информация о соответствующем кредиторе и номере части раздела реестра;

- в итоговых записях на дату закрытия части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника указаны сведения, которые не были внесены в реестр на дату его закрытия.

По факту выявленных нарушений, должностным лицом административного органа в отношении арбитражного управляющего Твеленевой Т.Д. 23.09.2016г. составлен протокол об административном правонарушении №00693816 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Твеленевой Т.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требования административного органа подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику и обществу.

На основании пункта 6 статьи 20.3 Закона о банкротстве утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

Согласно п. 4 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

В силу п. 2.1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

Согласно Типовой форме в таблице 15 части 3 раздела 3 должны содержаться сведения о требовании кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства, в таблице 16 части 3 раздела 3 должна быть отражена информация о погашении (частичном погашении) требований кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства и их исключении из реестра.

В соответствии с п.4 ст.20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с Типовой формой в столбце 2 таблицы 15 «Сведения о требовании кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства» должна быть указана дата внесения записи о требовании в реестр.

Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций при внесении записи в столбцы 3 и 4 таблицы 15 части 3 раздела 3 типовой формы реестра необходимо помимо номера кредитора по реестру и номера требования по реестру указывать номер раздела реестра, в котором содержится информация о соответствующем кредиторе или требовании, номер части раздела реестра в случае, если информация о кредиторе или требовании содержится в разделе 3 реестра, а также номер таблицы, содержащей данную информацию. Указанная информация указывается арабскими цифрами в формате: № К (Т) - номер кредитора или требования, № Р - номер раздела, № Ч - номер части раздела реестра, № Т - номер таблицы.

Согласно п. 1.13 Методических рекомендаций таблицы типовой формы реестра, содержащие графы для сведений о погашении (частичном погашении) требований кредиторов и об их исключении из реестра (таблицы 3, 6, 10, 13, 16, 19), заполняются в случаях, когда арбитражным управляющим, собственником имущества должника -унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами осуществлено погашение (частичное погашение) требований кредиторов соответствующей очереди (заполняются соответственно графы о погашении (частичном погашении) требований), а также в случае, когда арбитражным управляющим получено определение арбитражного суда об исключении из реестра требования кредитора, или в случаях, когда арбитражным управляющим осуществлено полное погашение требований кредиторов соответствующей очереди (заполняются соответственно графы об исключении требования из реестра).

В соответствии с Типовой формой в таблице 16 части 3 раздела 3 «Сведения о погашении (частичном погашении) требований кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства и их исключении из реестра» в столбце 5 должны быть указаны реквизиты документа, на основании которого осуществляется погашение требований данной очереди.

Как указано в п. 6 Общих правил ведения реестра, в случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения.

Согласно Типовой форме в столбце 3 таблицы 16 части 3 раздела 3 необходимо помимо номера кредитора по реестру указывать номер раздела реестра, в котором содержится информация о соответствующем кредиторе, и номер части раздела реестра.

В соответствии с п. 6.3, п. 6.4 Методических рекомендаций итоговые записи на дату передачи или закрытия реестра представляют собой сведения об общем количестве кредиторов, общем количестве требований кредиторов, о суммарном размере требований кредиторов, об общей сумме погашения требований кредиторов, о процентном отношении погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди, общее количество требований кредиторов, исключенных из реестра, а также фамилию, имя, отчество и подпись арбитражного управляющего, передающего или закрывающего реестр. Арбитражный управляющий, закрывающий реестр, делает отметку о дате закрытия реестра, а также формирует итоговые записи на дату закрытия реестра в конце раздела 1 и раздела 2 типовой формы реестра, а также каждой части раздела 3 типовой формы реестра.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Иркутской области от 08.05.2014г. по делу № А19-27816/09-68 конкурсным управляющим ООО «Ангарский цемент» утвержден арбитражный управляющий Твеленева Т.Д.

Арбитражным управляющим Твеленевой Т.Д. в ходе проведения конкурсного производства, введенного в отношении ООО «Ангарский цемент», в нарушение указанных выше норм: в реестрах требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. в столбце 2 таблицы 15 «Сведения о требовании кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства» указана не дата внесения в реестр записи о требовании кредитора по процентам, а дата возникновения основного требования в размере 24363руб.50коп.; в столбцах 3 и 4 таблицы 15 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. указана только информация о номере кредитора по реестру и номер требования по реестру.; в столбце 5 таблицы 16 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. конкурсным управляющим должника в качестве документа, на основании которого осуществляется погашение требований данной очереди, указана справка нотариуса Ангарского нотариального округа Шалашовой Н.А. от 13.10.2015г. о внесении на депозитный счет суммы в размере 24363руб.50коп., т.е. суммы основного долга ООО «С-Менеджмент»; в столбце 3 таблицы 16 части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г. отсутствует информация о номере раздела реестра, в котором содержится информация о соответствующем кредиторе и номере части раздела реестра; в итоговых записях на дату закрытия части 3 раздела 3 реестров требований кредиторов должника указаны сведения, которые не были внесены в реестр на дату его закрытия.

Указанные нарушения, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 23.09.2016г. №00693816, реестрами требований кредиторов должника по состоянию на 06.07.2016г. и по состоянию на 18.07.2016г., иными материалами дела об административном правонарушении, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10).

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины арбитражного управляющего Твеленевой Т.Д. в совершении вменяемого ей административного правонарушения. В силу того, что арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность в области несостоятельности (банкротства) и имеет соответствующее образование, данное лицо должно было предвидеть наступление вредных последствий своих действий. В силу специфики своей профессиональной деятельности арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств принятия арбитражным управляющим таких мер суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях конкурсного управляющего Твеленевой Т.Д. имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ – неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), и такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено, протокол составлен уполномоченным лицом (пункт 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, статья 2 Закона о банкротстве, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005г. № 52).

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие в составлении протокола от 23.09.2016г. №00693816 об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения арбитражным управляющим административного правонарушения - неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в связи с чем, имеются все основания для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом срока, установленного ст. 4.6. КоАП РФ, при назначении административного наказания, в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом установлено, что арбитражный управляющий Твеленева Т.Д. решениями Арбитражного суда Иркутской области от 18.09.2015г. по делу № А19-12238/2015, от 28.04.2016г. по делу №А19-2446/2016, от 23.05.2016г. по делу №А19-5505/2016 привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что арбитражный управляющий ранее привлекалась к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным назначить административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:


Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь арбитражного управляющего Твеленеву Татьяну Дмитриевну (ИНН 381205276811, 16.08.1968 года рождения, уроженку г. Иркутска, зарегистрированную по адресу: г. Иркутск, ул. К. Либкнехта, д. 107А, кв.4А) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

УФК по Иркутской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области), ИНН 3808114653, КПП 381201001, расчетный счет 40101810900000010001, отделение Иркутск г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 32111670010016000140, ОКТМО 25701000, УИН 32100000000000393877, назначение платежа - денежные взыскания (штрафы), установленные законодательством Российской Федерации за фиктивное или преднамеренное банкротство, за совершение неправомерных действий при банкротстве (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа представить в арбитражный суд.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.



Судья М.В. Луньков

Суд:

АС Иркутской области (подробнее)

Истцы:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (подробнее)

Ответчики:

Твеленева Татьяна Дмитриевна (подробнее)