Постановление от 25 февраля 2016 г. по делу № А46-5647/2015


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


г. Тюмень Дело № А46-5647/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года


Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года



Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Черноусовой О.Ю.

судей Григорьева Д.В.

Ильина В.И.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 07.08.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 28.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьиРыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу № А46-5647/2015по заявлению Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (644043, город Омск, улица Гагарина, 32, 1, ИНН 5504221054, ОГРН 1105543030031) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12а, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании решения.

Другое лицо, участвующее в деле, – закрытое акционерное общество «Енисей-сервис».

С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) в заседании участвовали представители:

от Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска – Ашвиц Е.Н. по доверенности от 21.01.2016;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области – Кузьменко А.В. по доверенности от 11.01.2016.

Суд установил:

Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – антимонопольный орган) от 14.04.2015 № 03-10.1/105-2015 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Енисей-сервис» (далее – общество,ЗАО «Енисей-сервис»).

Решением от 07.08.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный судЗападно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению заявителя кассационной жалобы, указанное в заявке участника аукциона – ЗАО «Енисей-сервис» сокращенное наименование страны происхождения товара «КНР» является общеупотребительным и позволяло единой комиссии департамента однозначно идентифицировать страну «Китайская Народная Республика»; у единой комиссии департамента не имелось предусмотренных статьей 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ЗАО «Енисей-сервис».

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 23.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку запасных частей для тракторов марок ЮМЗ, Т-40, Т-25. Заказчиком закупки являлось бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», уполномоченным органом – департамент.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.04.2015 ЗАО «Енисей-сервис» отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в составе первой часть его заявки (№ 002) не представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (не указано наименование страны происхождения товара по пунктам 84-107).

Решением антимонопольного органа от 14.04.2015 № 03-10.1/105-2015 признана обоснованной жалоба ЗАО «Енисей-сервис» на действия департамента и его единой комиссии при осуществлении закупки (пункт 1); департамент и его единая комиссия признаны нарушившими пункт 1 части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ (пункт 2).

Антимонопольный орган пришел к выводу, что ЗАО «Енисей-сервис» выполнило требование части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ о предоставлении информации о стране происхождения товара «Китайская Народная Республика», указав в заявке общепринятое сокращение наименования страны «КНР» и адрес места нахождения производителя «пров. Чжэцзян, г. Вэнлин, городок Жохэн, ул. Дунфанцзэ».

Не согласившись с решением антимонопольного органа, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что указанное в первой части заявки на участие в аукционе обозначение «КНР» не позволило единой комиссии департамента однозначно идентифицировать его в качестве страны «Китайская Народная Республика», в связи с чем имелись основания для отказа ЗАО «Енисей-сервис» в допуске к участию в аукционе.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, требованиям документации о таком аукционе.

Подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предусмотрена необходимость представления участниками закупки информации о наименовании страны происхождения товара в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Поскольку положениями Закона № 44-ФЗ не установлена конкретная форма указания наименования страны происхождения товара, а произвольное определение наименования страны происхождения товара может ввести единую комиссию департамента в заблуждение и повлечь включение в контракт недостоверных сведений, пунктом 4.2.4 документации об аукционе участникам закупки было рекомендовано при заполнении заявки на участие в электронном аукционе применять Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст (далее – Общероссийский классификатор).

Судами установлено, что основанием для отказа в допуске ЗАО «Енисей-сервис» к участию в аукционе послужило отсутствие в первой части его заявки сведений о наименовании страны происхождения товара. Указанное участником аукциона обозначение «КНР», являющееся, по его мнению, сокращенным наименованием страны «Китайская Народная Республика», не признано единой комиссией департамента выполнением требований подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

При этом единая комиссия департамента руководствовалась положениями Общероссийского классификатора, согласно которым сокращенным наименованием страны «Китайская Народная Республика» является «Китай», обозначение «КНР» не указано в качестве полного или сокращенного наименования какой-либо страны.

Доводы антимонопольного органа об отсутствии в Законе № 44-ФЗ требования предоставления информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором и возможности указания в заявке на участие в аукционе иного общепринятого сокращения наименования страны обоснованно не приняты судами, поскольку в рассматриваемом случае приведенное ЗАО «Енисей-сервис» обозначение «КНР» не позволило единой комиссии департамента однозначно идентифицировать страну происхождения товара (Китайская Народная Республика или Корейская Народная Республика).

При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа об отсутствии у единой комиссии департамента оснований для отказа ЗАО «Енисей-сервис» в допуске к участию в аукционе правомерно признан ошибочным судами первой и апелляционной инстанций.

С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное департаментом требование, признав незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа.

Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую оценку.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отменыили изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:


решение от 07.08.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного судапо делу № А46-5647/2015 оставить без изменения, кассационнуюжалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Д.В. Григорьев

В.И. Ильин

Суд:

8 ААС (Восьмой арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ДЕПАРТАМЕНТ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (подробнее)

Иные лица:

ЗАО "Енисей-сервис" (подробнее)