Решение от 25 ноября 2016 г. по делу № А53-26364/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А53-26364/16
25 ноября 2016 г.
г. Ростов-на-Дону




Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 г.


Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркович Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Константа» (ИНН 6116009268, ОГРН 1066116001621)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

о признании незаконным действия,

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 01.09.2016 Попов В.А.;

от заинтересованного лица: представитель не явился;

установил:


общество с ограниченной ответственностью «Константа» (далее – заявитель, общество) обратилась в суд с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – заинтересованное лицо, учреждение) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, образованных в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, согласно решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение от 17.08.2015 за №08-13/2015-326) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393 в размере его рыночной стоимости; обязании внести исправления в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равной 125 руб./кв.м., определенного решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.03.2012 №П/91 Ростовской области при Управлении Росреестра по Ростовской области, от 17.08.2015 за №08-13/2015-326.

Представитель заявителя заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указав, что ранее с аналогичными требованиями заявитель обращался в суд общей юрисдикции, однако производство по делу было прекращено.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление на обжалование ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса. Следовательно, право установления причин пропуска срока для обращения в суд и оценки их уважительности принадлежит суду.

Суд по собственной инициативе без соответствующего ходатайства от стороны не вправе восстанавливать пропущенный срок на обжалование спорного акта. Самостоятельное восстановление срока без соответствующего ходатайства повлекло бы нарушение закрепленных в статьях 6,7,8,9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципов арбитражного судопроизводства - законности, состязательности, равноправия сторон, равенства всех перед судом и законом и, следовательно, ущемление прав и законных интересов другой стороны по делу.

Суд полагает, что заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Константа» ходатайство о восстановлении пропущенного срока, подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Обществом с ограниченной ответственностью «Константа» 12.04.2016 обратилось в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным иксом к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с аналогичными требованиями.

Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.06.2016 заявленные требования удовлетворены полностью.

Апелляционным определением Ростовского областного суда от 29.08.2016 решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.06.2016 отменено, производство по делу прекращено, в связи с не подведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Судом данный факт установлен, подтвержден судебными актами, представленными в материалы дела, и полагает, что причина пропуска подачи заявления обществом уважительна.

Заявитель поддержал требования, просил их удовлетворить, полагает, что заинтересованное лицо обязано внести новые показатели кадастровой стоимости преобразованных земельных участков в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.03.2012 №П/91 Ростовской области при Управлении Росреестра по Ростовской области, от 17.08.2015 за №08-13/2015-326

Заинтересованное лицо, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

Обществу с ограниченной ответственностью «Константа» на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600010:393, площадью 563100 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, Усть-Донецкий район, ориентир р.п. Усть-Донецкий, примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на северо-восток, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 61-АЖ №316983 от 20.05.2011. Вид использования земельного участка – в целях жилищного строительства.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393 определена в ходе проведения в 2014 году очередной государственной оценки земельных участков населенных пунктов Ростовской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 776 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области» (далее -Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 776) по индивидуальному показателю кадастровой стоимости 680, 76 руб/кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600010:393 (далее – преобразованный земельный участок) был преобразован посредством раздела на иные земельные участки, в том числе, на земельные участки с кадастровыми номерами 61:39:0600010:897, 61:39:0600010:896, 61:39:0600010:895, 61:39:0600010:894, 61:39:0600010:892, 61:39:0600010:891, 61:39:0600010:898, 61:39:0600010:893, 61:39:0600010:903, 61:39:0600010:902, 61:39:0600010:901, 61:39:0600010:899, 61:39:0600010:900.

Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет 16.01.2015, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, право собственности общества с ограниченной ответственностью «Константа» зарегистрировано 01.04.2015. Как следует из представленных кадастровых паспортов, вид использования образованных земельных участков не изменился и определен – в целях жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельных участков определена на дату их образования с применением удельного показателя преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, равного 680, 76 руб/кв.м., утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 776.

Однако после преобразования земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393 посредством раздела, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17.08.2015 №08-13/2015-326, установлена новая кадастровая стоимость в размере рыночной 70 399 000 руб. преобразованного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, площадью 563100 кв.м.

На дату установления новой кадастровой стоимости 17.08.2015 земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600010:393 уже имел статус «архивного». После получения решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17.08.2015 №08-13/2015-326 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внесло изменения в показатели кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, имеющего статус «архивного», однако удельные показатели имеющихся земельных участков не изменило.

02.02.2016 общество, ссылаясь на решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17.08.2015 за №08-13/2015-326, раздел земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393, а также на п.2.1.17 Методических указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания от 12.08.2006 № 222), обратилось к заинтересованному лицу с требованием в государственный кадастровый учет новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:39:0600010:897, 61:39:0600010:896, 61:39:0600010:895, 61:39:0600010:894, 61:39:0600010:892, 61:39:0600010:891, 61:39:0600010:898, 61:39:0600010:893, 61:39:0600010:903, 61:39:0600010:902, 61:39:0600010:901, 61:39:0600010:899, 61:39:0600010:900, пропорционально их площадям, на основании новой установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393 (удельный показатель кадастровой стоимости 125 руб/кв.м. (лист дела 16).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сообщило обществу с ограниченной ответственностью «Константа», что кадастровая стоимость исходного земельного участка равная рыночной стоимости этого имущества, не может являться основанием для расчета кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, указав, что участки 61:39:0600010:897, 61:39:0600010:896, 61:39:0600010:895, 61:39:0600010:894, 61:39:0600010:892, 61:39:0600010:891, 61:39:0600010:903 поставлены на кадастровый учет 16.01.2015, то есть до вынесения решения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №08-13/2015-326.

Полагая, что учреждение необоснованно не применило к спорным правоотношениям пункт 2.1.17 Методических указаний от 12.08.2006 № 222, поскольку кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с момента их постановки на кадастровый учет должна быть определена путем применения кадастровой стоимости исходного земельного участка, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17.08.2015 №08-13/2015-326, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: - несоответствие действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Истец ссылается на наличие технической ошибки в части установления удельных показателей кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 61:39:0600010:897, 61:39:0600010:896, 61:39:0600010:895, 61:39:0600010:894, 61:39:0600010:892, 61:39:0600010:891, 61:39:0600010:898, 61:39:0600010:893, 61:39:0600010:903, 61:39:0600010:902, 61:39:0600010:901, 61:39:0600010:899, 61:39:0600010:900, которая подлежит исправлению.

Судом указанный довод не принимается.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).

Из изложенного следует, что для исправления технической ошибки требуется установление несоответствия кадастровых сведений, сведениям, которые имелись в документах, представленных для проведения кадастрового учета.

Судом установлено, что на дату образования земельных участков удельный показатель преобразованного участка составлял 680, 76 руб./кв.м. Этот же показатель учреждение установило в отношении вновь образованных земельных участков. Таким образом, технические ошибки органом кадастрового учета при постановке земельных участков на кадастровый учет допущены не были.

Суд не усматривает основания для удовлетворения требований в силу следующего.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Общий порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков согласно ст. 24.11 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ)

Кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений относительно практики применения данной нормы материального права, приведенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11, в силу общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов государственных судов Российской Федерации основанием для изменения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является судебный акт об установлении кадастровой стоимости такого недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости

В силу п. 16 ФСО N 4 при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.

Согласно статьи 3 Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства то есть когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образуемого земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.

В подпункте 2.1.17 Методических указаний закреплено, что в случае образования новых земельных участков при разделении существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Таким образом, при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка кадастровым органом применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка.

Судом выявлено, что кадастровая стоимость исходного земельного участка в размере рыночной стоимости определена Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости индивидуально, исходя из общей площади и расположения объекта, а также иных характеристик и условий, оказывающих непосредственное влияние на возможную стоимость этого недвижимого имущества, рекомендуемую для целей совершения гражданско-правовой сделки.

Вновь образованные земельные участки имеют отличные от исходного участка характеристики и поставлены на государственный кадастровый учет, то есть возникли как самостоятельные объекты гражданского права до принятия решения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как отмечено выше, дата внесения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 61:39:0600010:897, 61:39:0600010:896, 61:39:0600010:895, 61:39:0600010:894, 61:39:0600010:892, 61:39:0600010:891, 61:39:0600010:903 в государственный кадастр недвижимости – 16.01.2015. Данные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600010:393.

Земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600010:393 поставлен на кадастровый учет 29.10.2008, на момент раздела удельный показатель кадастровой стоимости данного участка составил 680,76 руб.

Установив, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600010:393 снят с кадастрового учета в связи с образованием из него других земельных участков и государственной регистрации прав на них (сведения о земельном участке с кадастровым номером 61:39:0600010:393 получил статус "архивный" 16.01.2015) суд пришел к выводу, что установленная решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17.08.2015 №08-13/2015-326 рыночная стоимость земельного участка, не могла быть применена в правоотношениях, связанных с указанным земельным участком, прекратившими свое существование.

На основании изложенного заявление общества с ограниченной ответственностью «Константа» не подлежит удовлетворению. Ссылка заявителя на правовые позиции судом по делу А32-21091/13 не принимается, поскольку они постановлены исходя из иных фактических обстоятельств.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:


Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Константа» (ИНН 6116009268, ОГРН 1066116001621) срок для обжалования бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

Отказать в удовлетворении заявления.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.



Судья Ю.Ю. Андрианова

Суд:

АС Ростовской области (подробнее)

Истцы:

ООО "КОНСТАНТА" (подробнее)

Ответчики:

ФГБУ "ФКП Росреестр" по РО (подробнее)