Решение от 26 октября 2016 г. по делу № А05-9502/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А05-9502/2016
г. Архангельск
26 октября 2016 года





Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено 26 октября 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению жилищно-строительного кооператива «Золотица» (ОГРН 1022900514779; место нахождения: Россия, 163009, г.Архангельск, ул.Полины Осипенко, дом 20, кв.100)

к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780; место нахождения: Россия, 163000, г.Архангельск, ул.Выучейского, дом 18)

о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 12.08.2016

В заседании суда приняли участие представители:

заявителя – Григораш Л.П. председатель правления;

ответчика – Ерилова О.В. по доверенности.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тропникова Е.А.

Суд установил следующее:

жилищно-строительный кооператив «Золотица» (далее – заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 12.08.2016, принятого Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – ответчик, Агентство).

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, поскольку неисполнение предписания влечет для него и должностного лица административную ответственность.

Представитель кооператива в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь в отзыве от 29.09.2016 №313/2844 на законность оспариваемого предписания.

Представитель Агентства в судебном заседании поддержала доводы отзыва.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.07.2016 №25-р должностными лицами ответчика проведена внеплановая документарная проверка кооператива с целью осуществления контроля по обращению гражданина по факту завышения тарифов на отпуск холодной воды и платы за подогрев горячей воды при проведении расчетов с населением, проживающего в доме №20 по ул.П.Осипенко в городе Архангельске.

Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения законодательства в сфере холодного и горячего водоснабжения от 12.08.2016 №25.

В ходе проверки Агентством установлено, что услуги водоснабжения и водоотведения кооперативу оказывает МУП «Водоканал» на основании договора от 01.01.2003 №1-06.8.

Постановлением Агентства от 26.11.2015 №68-в/9 МУП «Водоканал» утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду, техническую воду и услуги водоотведения, оказываемые потребителям на территории муниципального образования «Город Архангельск» на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Согласно постановлению от 26.11.2015 №68-в/9 тарифы для населения на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлены в следующих размерах: на питьевую воду – 25,45 руб./куб.м; на водоотведение – 23.32 руб. /куб.м.

Постановлением Агентства от 26.11.2015 №68-в/11 (в ред. от 18.12.2015 №77-в/29) ОАО «ТГК №2» утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, отпускаемую населению на территории муниципального образовании «Город Архангельск», в том числе на период с 01.01.2016 по 30.06.2016: - компонент на холодную воду – 25,45 /куб.м; компонент на тепловую энергию – 1581,85 руб. /Гкал.

Постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 06.03.2012 №1-пн (в ред.постановления Минэнергосвязи Архангельской области от 30.08.2012 №50-пн) утвержден норматив на подогрев холодной воды для приготовления 1 куб.м горячей воды для обеспечения горячим водоснабжением населения муниципального образования «Город Архангельск» в размере 0,05760 Гкал/куб.м.

Таким образом, плата за подогрев 1 куб.м воды для нужд горячего водоснабжения по потребителям составит: 1581,85 х 0,05760 = 91,11 руб. /куб.м.

Вместе с тем, собранием собственников жилья кооператива, согласно протоколу от 14.03.2015, плата за услуги холодного и горячего водоснабжения с 01.07.2015 установлена в следующих размерах: за холодную воду – 50,00 руб. за куб.м. По горячей воде (подогрев) тариф установлен общим собранием - 100,00 руб. за куб.м.

Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расчетные документы за апрель, май 2016 года, акт проверки от 12.08.2016 №25, приложение к нему, судом установлено, что в платежных документах, выставленных МУП «Водоканал» кооперативу тарифы указаны на питьевую воду и водоотведение в соответствии с установленными Агентством тарифами (25,45 и 23,32 соответственно), кооперативом в платежных документах, выставленных жильцам, указан тариф по «холодной воде» - 50,00 руб./куб.м; по горячей воде (подогреву) – 100,00 руб./куб.м.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.

Пунктом 1 «Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 №214-пп (далее – Положение №214-пп), определено, что Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).

Подпунктом 4.2 пункта 9 Положения №214-пп установлено, что Агентство осуществляет полномочия по установлению льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Областным законом от 26.09.2014 №168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Положения №214-пп Агентство в целях осуществления своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и иные сведения от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций.

Результаты проверки правильности применения кооперативом регулируемых тарифов на холодную воду, водоотведение, подогрев воды (для горячего водоснабжения) отражены в акте проверки и в приложении к нему.

На основании акта проверки соблюдения законодательства в сфере холодного и горячего водоснабжения от 12.08.2016 №25, заявителю выдано оспариваемое предписание, которое кооператив исполнил добровольно, что подтверждено в ходе судебного заседания сторонами.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, вынесено ответчиком в пределах полномочий, предусмотренных статьей 20 ЖК РФ, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.

В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указаны в пункте 2 статьи 44 ЖК РФ. Установление и утверждение тарифов на холодную воду, горячую воду (подогрев), к компетенции и полномочиям общего собрания собственников не относится.


Доводы, заявленные представителем кооператива в ходе судебного разбирательства по делу (отсутствие умысла, отсутствие какого-либо дохода от установления тарифов на общем собрании собственников, статус кооператива как некоммерческой организации, пенсионный возраст председателя правления и т.п.) не могут быть приняты судом во внимание в настоящем процессе, но могут быть заявлены при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности юридического либо должностного лица.


Принимая во внимание изложенное, суд отказывает в удовлетворении предъявленного требования.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:


Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, предписания об устранении выявленных нарушений от 12.08.2016, принятого Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в отношении жилищно-строительного кооператива «Золотица».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.



Судья


В.А. Калашникова

Суд:

АС Архангельской области (подробнее)

Истцы:

жилищно-строительный кооператив "Золотица" (подробнее)

Ответчики:

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (подробнее)