Постановление от 23 ноября 2016 г. по делу № А60-19633/2016


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД




П О С Т А Н О В Л Е Н И Е




№ 17АП-13967/2016-АК
г. Пермь
23 ноября 2016 года

Дело № А60-19633/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2016 года.


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.,

при участии:

от заявителя закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» (ОГРН 107670015839, ИНН 6670174349) - не явились, извещены надлежащим образом,

от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564) - не явились, извещены надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 июля 2016 года

по делу № А60-19633/2016,

принятое судьей Бушуевой Е.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ»

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области

о признании недействительным предписания,

установил:


Закрытое акционерное общество «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» (далее - заявитель, ЗАО «УЖК «Урал-СТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) от 11.02.2016 № 29-11-06-16.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2016 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что корректировка размера платы за услугу отопление за 2013-2014 гг. собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома проведена в полном объеме в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Полагает, что оснований для выдачи повторного предписания от 11.02.2016 № 29-11-06-16 о проведении повторной корректировки платы за тот же период у Департамента не имелось.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Судом апелляционной инстанции на основании ст.268 АПК РФ к материалам дела приобщены представленные с отзывом документы: акт проверки от 11.02.2016 с приложениями; сопроводительное письмо от 12.02.2016 о направлении акта обществу; реестр приема-передачи почтовых отправлений; акт от 08.11.2016.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 19.03.2015 № 29-11-01-53 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО «УЖК «Урал-СТ» обязательных требований при начислении платы за коммунальные услуги для собственников помещений/нанимателей многоквартирного дома № 25 по ул. Боровая в г. Екатеринбурге.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 29-11-02-69 от 29.04.2015.

Обществу 29.04.2015 выдано предписание № 29-11-03-62 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства по управлению многоквартирным домом.

Согласно названному предписанию обществу предписано в срок до 10.07.2015: провести корректировку платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013 год по адресу: г. Екатеринбург, ул. Боровая, д. 25; провести корректировку платы за коммунальную услугу «отопление» за 2014 год по адресу: г. Екатеринбург, ул. Боровая, д. 25; производить начисления платы за услугу отопления в 2015 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год жителям многоквартирного дома № 25 по ул. Боровая в г. Екатеринбурге.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2015 по делу № А60-32271/2015 обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 29.04.2015 № 29-11-03-62.

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 23.12.2015 № 29-11-04-226 проведена внеплановая документарная проверка по вопросуисполнения ЗАО «УЖК «Урал-СТ» предписания от 29.04.2015 № 29-11-03-62.

По результатам проверки составлен акт от 11.02.2016 № 29-09-05-27.

По итогам проведения проверки установлено, что предписание от 29.04.2015 № 29-11-03-62 не исполнено, в связи с чем заинтересованным лицом в адрес ЗАО «УЖК «Урал-СТ» повторно вынесено предписание от 11.02.2016 № 29-11-06-16, в соответствии с которым заявителю предписано в срок до 21.03.2016: провести корректировку размера платы за услугу «отопление» за 2013 и 2014 годы по жилым помещениям многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Боровая, д. 25, в соответствии с требованиями подп. «б» п. 21, подп. 3 п. 2 Приложения № 2 (формула 8), а именно: провести корректировку размера платы за период с января 2013г. по декабрь 2014 г., исходя из фактических объемов потребления тепловой энергии на нужды отопления в 2013 и 2014 годах (расчет представлен в Приложении № 1 и 2 к акту 29-11-05-27).

Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО «Управляющая Жилищная Компания «УРАЛ-СТ» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.

В ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До 01.01.2015 порядок начисления платы за услугу «отопление» на территории Свердловской области регулировался «Правилами оказания коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).

В соответствии с подп. «б» п. 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 22 Правил № 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

ЗАО «УЖК «Урал-СТ» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Боровая, 25 и производит начисление платы за коммунальную услугу отопление.

Из представленных ЗАО «УЖК «Урал-СТ» документов следует, что собственникам/нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление», предоставленную в 2013 году в размере «-» 133042,95 руб. и в 2014 году в размере «-» 403174,49 руб.

При этом копии первичных документов (карточки регистрации параметров тепловой энергии, счета-фактуры и/или иные документы), на основании которых определены объемы потребленной тепловой энергии в многоквартирном доме за 2012-2013 годы и исходя из которых произведены расчеты корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления за 2013-2014 годы, обществом для проверки не представлены.

Объёмы потребления тепловой энергии, на основании которых проведена корректировка размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013-2014 годы, заявителем документально не подтверждены и не соответствуют фактическим объёмам тепловой энергии, исходя из которых производился расчет за потребленную в 2013-2014 годах жителями дома тепловую энергию.

При этом в акте проверки от 29.04.2015 № 29-11-02-69 (первоначальной проверки) на основании документов, имеющихся в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, обоснован расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013-2014 годы в сумме: за 2013 год - «-» 737416,50 руб. и за 2014 год - «-» 765326,13 руб.

Суммы корректировки платы рассчитаны, исходя из сведений и информации, представленных в карточках учета тепловой энергии и счетах-фактурах, выставленных ресурсоснабжающей организацией ООО «СТК».

При отсутствии в карточках показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и расчетных ведомостях ООО «СТК» сведений об объемах горячей воды единственным возможным способом определить количество тепловой энергии, израсходованное на отопление, является порядок, определенный Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в письме от 23.01.2013 №354.

Для определения объема тепловой энергии на нужды отопления произведен расчет объема тепловой энергии на нужды ГВС, исходя из объема тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м воды 0,0478 Гкал/кв.метр.

Таким образом, ввиду непредставления обществом первичных документов при производстве корректировки заинтересованное лицо правомерно произвело расчет платы за тепловую энергию расчетным путем на основании расчетных ведомостей.

Заявитель, в свою очередь, являющееся лицом, обязанным и ответственным за правильность начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, не доказал правомерность произведенного им расчета корректировки платы за услугу отопление 2013-2014г.г.

Ссылка апеллятора на представление в обоснование произведенной корректировки необходимых документов несостоятельна, поскольку не соответствует установленным по делу обстоятельствам. Довод, что заинтересованным лицом учтен весь объем тепловой энергии, потребленной на ГВС и отопление, также не соответствует фактическим обстоятельствам.

Обоснование производства неверного расчета заинтересованным лицом приведено в акте проверки №29-09-05-27 от 11.02.2016, в связи с чем доводы апеллятора, что Департаментом не произведена проверка произведенной управляющей организацией корректировки, подлежат отклонению. Совпадение расчетов корректировки, произведенной заинтересованным лицом при первоначальной и последующей проверках, не свидетельствует о том, что проверка произведенной обществом корректировки не производилась. При отсутствии со стороны общества документального подтверждения обоснования произведенных расчетов послужило основанием для производства корректировки заинтересованным лицом вновь расчетным путем. При этом акты проверок не являются идентичными, акт последующей проверки содержит сведения о проверке корректировки и обоснование ее непринятия.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что ЗАО «УЖК «Урал-СТ» нарушен порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013 и 2014 г.г., корректировка размера платы за услугу отопления в соответствии с подп. «б» п. 21 Правил 307, подп. 3 п. 2 Приложения № 2 к Правилам 307(по формуле 8) не проведена, являются правильными, соответствующими требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам.

При надлежащей правовой оценке документов, представленных заявителем и заинтересованным лицом в материалы дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях ЗАО «УЖК «Урал-СТ» при начислении платы за коммунальную услугу «отопление» жителям многоквартирного дома № 25 по ул. Боровой в г. Екатеринбурге содержатся признаки нарушения обязательных требований жилищного законодательства.

Оспариваемое предписание является исполнимым, содержащим четко сформулированное требование о необходимости обеспечить проведение корректировки платы за услугу отопление в соответствии с Правилами № 307, исходя из фактических объемов потребления тепловой энергии на нужды отопления (расчет представлен в приложениях №1 и №2 к акту №29-11-05-27).

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.

При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме по изложенным выше мотивам.

В целом доводы общества основаны на неверном толковании норм права, по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2016 по делу № А60-19633/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.


Председательствующий


Л. Ю. Щеклеина



Судьи


Н. В. Варакса



Л. Х. Риб

Суд:

17 ААС (Семнадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ" (подробнее)

Ответчики:

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ