Постановление от 21 сентября 2015 г. по делу № А46-15672/2014


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ



город Тюмень Дело № А46-15672/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.


Постановление изготовлено в полном объёме 21 сентября 2015 года.



Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мельника С.А.

судей Коробейниковой О.С.

Мелихова Н.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Чернышовой В.А. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) и постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу № А46-15672/2014, принятые по заявлению департамента имущественных отношений администрации города Омска к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения от 23.10.2014 № 55/14-107116.

Другое лицо, участвующее в деле: прокуратура города Омска.

Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Распутина Л.Н.) в заседании участвовали представители: департамента имущественных отношений администрации города Омска Баланов О.Ю. по доверенности от 11.09.2015 № 16539, Лукьянова Н.М. по доверенности от 13.08.2015 № 13935; федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Жилинская О.И. по доверенности от 18.02.2013 № 55/2013-01; прокуратуры города Омска Сосковец И.В. на основании удостоверения, Корнеева Л.Ж. на основании удостоверения.

Суд установил:

департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент, заявитель) 24.11.2014 обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Учреждение, Кадастровая палата, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 23.10.2014 № 55/14-107116 о снятии с кадастрового учёта объектов капитального строительства - полигонов твёрдых бытовых отходов, расположенных по адресам: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, в 260 м западнее здания по улице 3-я Казахстанская, дом 18, с кадастровым номером 55:36:000000:158213; Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, с кадастровым номером 55:36:000000:158290, и обязании заинтересованного лица поставить на кадастровый учёт указанные объекты капитального строительства.

Определением суда от 18.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура города Омска (далее - Прокуратура).

Решением суда от 13.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2015, в удовлетворении заявления Департамента отказано.

В кассационной жалобе Департамент, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, у Кадастровой палаты отсутствовали основания для снятия спорных объектов с кадастрового учёта. Департамент как собственник полигонов твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) с самостоятельным заявлением о снятии их с кадастрового учёта не обращался. Судами не принято во внимание заключение кадастрового инженера Делича Владимира Ильича (далее - Делич В.И.) от 13.10.2014 № 63/14-ВД, согласно которому спорные объекты являются объектами капитального строительства, едиными недвижимыми комплексами и подлежат государственному кадастровому учёту. СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» не применимы в рассматриваемом случае, так как эти нормы распространяются на проектирование полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов и не распространяются на проектирование полигонов захоронения радиоактивных отходов, полигонов для ТБО и накопителей нетоксичных промышленных отходов. Выводы, содержащиеся в заключении от 25.09.2014 кадастрового инженера Сарвилиной Натальи Владимировны (далее - Сарвилина Н.В.), не основаны на нормах действующего законодательства.

Прокуратура и Кадастровая палата в представленных отзывах просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отклонено судом кассационной инстанции ввиду его несоответствия требованиям статьи 286 АПК РФ.

В судебном заседании представители Департамента доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.

Представители Кадастровой палаты и Прокуратуры выразили согласие с обжалуемыми решением и постановлением.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент 11.09.2014 представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра) документы для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты, именуемые полигонами ТБО, расположенные по адресам: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, в 260 м западнее здания по улице 3-я Казахстанская, дом 18 с кадастровым номером 55:36:000000:158213; Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, с кадастровым номером 55:36:000000:158290 (далее – полигоны, спорные объекты).

Уведомлениями от 25.09.2014 № 01/203/2014-653 и № 01/203/2014-760 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на результаты проверки, проведённой Омской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением кадастрового инженера государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», согласно которым фактов наличия объектов недвижимости, соответствующих объектам с кадастровыми номерами 55:36:000000:158290 и 55:36:000000:158213, не выявлено; на земельных участках имеются отдельно стоящие объекты капитального строительства (строения, сооружения); территории, учтённые в Государственном кадастре недвижимости под кадастровыми номерами 55:36:000000:158290 и 55:36:000000:158213 как полигоны ТБО не соответствуют требованиям к полигону, указанным в СНиП 2.01.28-85, и признакам, предусмотренным статьёй 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).

Для дачи заключения о правомерности постановки на учёт спорных объектов в качестве сооружений - полигонов ТБО Департаментом был привлечён кадастровый инженер Делич В.И.

Согласно заключению кадастрового инженера Делича В.И. от 13.10.2014 № 63/14-ВД объекты коммунального хозяйства с кадастровыми номерами 55:36:000000:158290 и 55:36:000000:158213 являются объектами капитального строительства, по своему целевому назначению используемыми для принятия, обезвреживания и захоронения ТБО, сооружениями (едиными недвижимыми комплексами) и подлежат государственному кадастровому учёту.

28.10.2014 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с тем, что решением Кадастровой палаты от 23.10.2014 № 55/14-107116 спорные объекты сняты с кадастрового учёта.

Полагая данное решение незаконным и нарушающим права заявителя, действующего в интересах муниципального образования, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что объекты, именуемые полигонами ТБО, не отнесены к природоохранным сооружениям (полигон ТБО) и едиными природоохранными комплексами не являются.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что судами приняты правильные судебные акты.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 5 статьи 1 Закона о кадастре кадастровый учёт осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Частью 2 статьи 3 Закона о кадастре предусмотрено, что полномочия органа кадастрового учёта на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта заинтересованное лицо наделено полномочиями органа кадастрового учёта.

На основании пункта 12 Устава Кадастровой палаты предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением существования объекта недвижимости (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи данного Закона сведений об объекте недвижимости.

Как следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Омска от 30.07.2014 муниципальной собственностью являются сооружения коммунального хозяйства - Черлакский и Кировский ТБО.

26.08.2014 Кадастровой палатой приняты решения о постановке на государственный кадастровый учёт спорных объектов: «сооружения - полигоны твёрдых бытовых отходов», которым присвоены кадастровые номера - 55:36:000000:158213, 55:36:000000:158290.

Указанные решения приняты на основании деклараций об объектах недвижимости, предусмотренных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» и от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований по её подготовке», подписанных по доверенности представителем Департамента.

При этом судами установлено, что наименование спорных объектов «полигон» в указанных декларациях готовившим их сотрудником указано ошибочно.

Исследовав и оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе заключение от 25.09.2014 кадастрового инженера Сарвилиной Н.В., свидетельские показания, данные ей в судебном заседании, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные объекты, поименованные как территории полигонов ТБО и учтённые в качестве таковых в государственном кадастре недвижимости под кадастровыми номерами 55:36:000000:158213 и 55:36:000000:158290, фактически отсутствуют. На названных территориях имеются отдельно стоящие объекты капитального строительства (строения, сооружения), не соответствующие требованиям к полигонам, предусмотренным статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Технического регламента.

Таким образом, в результате предоставления администрацией города Омска недостоверно заполненных деклараций об объектах недвижимого имущества спорные объекты были незаконно поставлены на государственный кадастровый учёт.

Доводы заявителя о соответствии полигонов требованиям действующего законодательства и необоснованности заключения кадастрового инженера Сарвилиной М.В., в том числе, вытекающие из заключения привлечённого Департаментом кадастрового инженера Делича В.И., направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств и подлежат отклонению в силу требований статьи 286 АПК РФ.

Согласно общим правилам статьи 16 ФЗ Закона о кадастре постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Пунктом 6 статьи 20 ФЗ № 221-ФЗ право обращения с заявлениями о снятии с учёта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства предоставлено собственникам таких объектов недвижимости.

Доводы заявителя о несоблюдении заинтересованным лицом порядка снятия полигонов с кадастрового учёта были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.

Судами обоснованно указано, что заявительный порядок предусматривает процедуру снятия с кадастрового учёта при подтверждении прекращения существования объекта в связи с гибелью или повреждением объекта, подлежащего государственному кадастровому учёту.

В настоящем деле снятие спорных объектов с кадастрового учёта осуществлено Кадастровой палатой на основании представления прокурора, внесённого в порядке части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность.

При этом правомерность требований прокурора подтверждена вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда города Омска от 30.01.2015 по делу № 2-170/2015 и от 04.02.2015 по делу № 1-178/2015, которыми удовлетворены иски прокурора города Омска к администрации города Омска, предъявленные в связи с бездействием органа местного самоуправления в сфере утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае решение Учреждения по снятию с кадастрового учёта спорных объектов является законным и не нарушает права и законные интересы Департамента, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Приведённые заявителем в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку выражают несогласие с выводами судов об оценке доказательств и не опровергают правильное применение судами норм материального права к установленным обстоятельствам дела.

Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:


решение от 13.03.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-15672/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 АПК РФ.


Председательствующий С.А. Мельник


Судьи О.С. Коробейникова


Н.В. Мелихов

Суд:

8 ААС (Восьмой арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА (подробнее)

Ответчики:

ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (подробнее)
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (подробнее)
федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области (подробнее)

Иные лица:

Прокуратура города Омска (подробнее)