Постановление от 23 ноября 2016 г. по делу № А67-8209/2015


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


г. Тюмень Дело № А67-8209/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года


Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года



Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Кокшарова А.А.

Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства «Летяжье» на решение от 27.05.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу № А67-8209/2015 по иску Департамента по социально -экономическому развитию села Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 16/1; ОГРН 1027000882820, ИНН 7020014244) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (634021, г. Томск, ул. Герцена, 68; ОГРН 1047000162692, ИНН 7017098406) о признании недействительным предписания.

Другие лица, участвующие в деле: крестьянское (фермерское) хозяйство «Летяжье» (636160, Томская обл., Кожевниковский р-н, с. Кожевниково, ул. Гагарина, 13,18; ОГРН 1027003155134, ИНН 7008000904), общество с ограниченной ответственностью «Заветы Ильича» (350078, г. Краснодар, пр-т им. Константина Образцова, 2-38), общество с ограниченной ответственностью «Мазаловская Нива» (634534, Томская обл., Томский р-н, д. Мазалово, ул. Юбилейная, 83).

В заседании приняла участие представитель крестьянского (фермерского) хозяйства «Летяжье» Кукушкина Е.Л. по доверенности 16.12.2015 (на 3 года).

Суд установил:

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (далее – Управление) о признании недействительным предписания от 23.09.2015 № 95 в части нарушений, изложенных в пунктах 1, 2, 5, 6.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Заветы Ильича», крестьянско-фермерское хозяйство «Летяжье», общество с ограниченной ответственностью «Мазаловская Нива».

Решением от 27.05.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: предписание признано недействительным в части нарушений, изложенных в пунктах 1, 5, 6; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе КФХ «Летяжье», ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об отмене предписания Управления в части, касающейся кассатора.

Департамент поддерживает доводы КФХ «Летяжье» согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами и материалами дела установлено следующее.

В период с 03.07.2015 по 21.08.2015 в отношении Департамента заинтересованным лицом проведена проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

По результатам проверки составлен акт и Департаменту выдано предписание от 23.09.2015 № 95, которым предписано взыскать с получателей неправомерно полученные субсидии с последующим перечислением взысканных сумм в доход соответствующих бюджетов.

Полагая указанное выше предписание незаконным в части, Департамент обратился в арбитражный суд.

Согласно пункту 2 оспариваемого предписания Департаментом предоставлены субсидии в сумме 1 897 397 руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета - 1 391 425 руб., за счет средств бюджета Томской области - 505 972 руб., в результате предоставления недостоверных данных о произведенных затратах на строительство получателем субсидииКФХ «Летяжье».

Судами установлено, что Департаментом предоставленаКФХ «Летяжье» субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства, целевой характер которой подтверждался заключенным договором об открытии кредитной линии сОАО «Россельхозбанк» от 14.11.2011 № 116401/0093 на сумму, не превышающую 30 000 000 руб.

В подтверждение целевого характера использования кредитных ресурсов и обоснованности получения субсидии кассатор представил в Департамент договор подряда от 15.07.2011 № 15/07, заключенный с подрядной организацией ООО «СТВ»; титульный список стройки (реконструкции) от 15.07.2011; сводный сметный расчет от 15.07.2011; акты о приемке выполненных работ (КС-2) от 03.11.2011 №№ 1-4; справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 03.11.2011 б/н.; документы, подтверждающие оплату на сумму 30 414 216 руб. (платежные поручения от 17.11.2011 № 527, № 528).

Управлением в ходе проверки установлено, что 18.11.2011 (на следующий день после оплаты) на основании письма КФХ «Летяжье» от 18.11.2011 денежные средства в размере 30 414 216 руб., в том числе30 000 000 руб., полученные от ОАО «Россельхозбанк» по договору об открытии кредитной линии от 14.11.2011 № 116401/0093, возвращены подрядчиком ООО «СТВ» на расчетный счет кассатора (платежное поручение № 125 от 18.11.2011).

В последующем КФХ «Летяжье» оплату за выполненные работыне произвело; денежные средства в размере 30 000 000 руб., возвращенные от ООО «СТВ» 18.11.2011, использованы на хозяйственные нужды организации.

23.11.2015 Третейским судом при ООО «Управление активами» по делу № 05/2015-УА-ДА утверждено мировое соглашение между КФХ «Летяжье» и ООО «СТВ» от 16.11.2015, в соответствии с которым КФХ «Летяжье» признает исковые требования ООО «СТВ» в размере 30 214 216 руб. и обязуется оплатить задолженность с рассрочкой платежа до 30.03.2021 (задолженность в полном объеме на данный момент не погашена).

Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 28.02.2013 № 67а «Об утверждении положений о предоставлении бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Томской области», во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к верным выводам о том, что в рассматриваемом случае целевые денежные средства в размере30 000 000 руб., полученные от ОАО «Россельхозбанк» по договору об открытии кредитной линии от 14.11.2011, по целевому назначению - строительство четырех коровников в селе Чилино Кожевниковского района Томской области, КФХ «Летяжье» использованы не были, что свидетельствует о неправомерности получения субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства.

Кассационная инстанция поддерживает выводы судов о том, что принимая во внимание дату возврата денежных средств от подрядчика (на следующий день после оплаты), что фактически с ноября 2011 года до ноября 2015 года кассатор не оплатил подрядчику за выполненные работы по строительству коровников, - представление КФХ «Летяжье» в Департамент документов для получения субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства, содержащих сведения о произведенной оплате выполненных работ, - свидетельствует о представлении последним недостоверных сведений.

Учитывая, что данные обстоятельства не опровергнуты, в том числе в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, что в рассматриваемой ситуации не имеют правового значения доводы кассатора о том, что фактически объекты мясного скотоводства построены ООО «СТВ» и надлежащим образом функционируют, что сумма основного долга и процентов по кредиту уплачены, что возврат денежных средств 18.11.2011 произведен в связи с некачественным выполнением работ.

Доводы жалобы со ссылками на постановление о прекращении производства по уголовному делу также отклоняются, поскольку не опровергают выводы судов, что с учетом срока возврата денежных средств от подрядчика, отсутствия доказательств оплаты за произведенные работы, кассатором представлялись в Департамент фактически недостоверные сведения относительно произведенной оплаты за выполненные работы и целей использованных кредитных денежных средств.

В целом доводы кассационной жалобы получили соответствующую оценку судов, повторяют позицию КФХ «Летяжье» по делу, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.

Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:


решение от 27.05.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 04.08.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-8209/2015 оставить без изменения, кассационнуюжалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий Г.В. Чапаева



Судьи А.А. Кокшаров



Е.В. Поликарпов

Суд:

ФАС ЗСО (ФАС Западно-Сибирского округа) (подробнее)

Истцы:

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (подробнее)

Ответчики:

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (подробнее)

Иные лица:

Алексеева Нелли Николаевна (подробнее)
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "ЛЕТЯЖЬЕ" (подробнее)
КФХ "Летяжье" (подробнее)
ООО "ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА" (подробнее)
ООО "Мазаловская Нива" (подробнее)
Представитель КФХ "Летяжье" ООО "Юридическая фирма "Бизнес и право" (подробнее)