Постановление от 23 ноября 2016 г. по делу № А53-2688/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


арбитражного суда кассационной инстанции

Дело № А53-2688/2016
г. Краснодар
23 ноября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2016 года.


Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В и Чесняк Н.В., в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Такси» (ИНН 6144008107, ОГРН 1026102025685), ответчика – Министерства финансов Ростовской области (ИНН6163030330, ОГРН 1026103168134), третьего лица – Министерства труда и социального развития Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2016 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (судьи Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу № А53-2688/2016, установил следующее.

ООО «Такси» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее – минфин) за счет казны Ростовской области 181 064 рублей 78 копеек убытков, связанных с перевозкой с 01.01.2015 по 31.12.2015 льготных категорий граждан (уточненные требования).

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее – минтруда).

Решением от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2016, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что убытки, связанные с перевозкой льготной категории граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, возмещаются за счет Ростовской области в лице минфина. Истец доказал факт несения расходов, связанных с предоставлением истцом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, которые возмещены истцу не в полном объеме.

В кассационной жалобе минфин просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, ответчиком по требованиям истца должна была быть Ростовская область в лице минтруда, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов транспортным организациям за льготный проезд автомобильным транспортом, осуществляющего бюджетный учет этих средств и рассчитывающего плановый объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников. Заявки минтруда на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанных мер социальной поддержки, исполнены минфином в полном объеме. Финансирование льгот для льготных категорий граждан из федерального регистра льготников не является обязанностью Ростовской области, относится к расходным обязательствам федерального бюджета.

Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что общество является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация пригородных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию на платной основе, на основании контрактов от 18.02.2015 № 129-ап и от 24.02.2015 №308-ап, заключенных с минруда.

Общество (перевозчик) и минтруда заключили контракт от 18.02.2015 № 129-ап, в соответствии с пунктом 1.1 которого во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – федеральные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах. В силу пункта 2.1.2 контракта общество обязалось ежемесячно в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять минтруда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан «АСП», пенсионной базе данных и федеральному регистру, а так же в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров. Согласно пункту 2.2.1 контракта минтруда обязуется в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, возмещать обществу стоимость предоставляемых услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.

Общество и минтруда также заключили контракт от 24.02.2015 № 308-ап, в соответствие с пунктом 1 которого во исполнение Законов «О социальной поддержке ветеранов труда», «О ветеранах труда Ростовской области», «О социальной поддержке тружеников тыла», «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий» перевозчик предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее – региональные льготники), а министерство возмещает перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах. В силу пункта 2.1.2 контракта общество обязалось ежемесячно в срок до девятого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять минтруда по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приемки-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан «АСП», а так же в срок до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров. Согласно пункту 2.2.1 контракта минтруда обязуется в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в пункте 2.1.2, производить возмещение истцу стоимости предоставляемых услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти цели средств из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракт с минтруда на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.

Суд установил, что общество полностью исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактами № 129-ап и 308-ап, в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 оказывало услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.

Общество ежемесячно составляло и предоставляло в минтруда реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородных и пригородных внутриобластных маршрутах.

Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородных маршрутов внутриобластного сообщения за период с 01.01.2015 по 01.12.2015 были приняты специалистом минтруда.

Однако расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте льготным категориям граждан, включенных в региональный и федеральный регистры льготников, обществу возмещены не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с иском о взыскании 181 064 рублей 78 копеек.

Удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав требование общества о взыскании убытков в виде недополученной провозной платы обоснованным.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 утверждены Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности (далее – Положение о порядке финансирования и возмещения расходов) и Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта (далее – Положение о порядке расходования).

Согласно Положению о порядке финансирования и возмещения расходов возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели минтруда областным законом об областном бюджете (пункт 2).

Положение о порядке расходования определяет порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.

Суд оценил доводы ответчика о том, что финансирование льгот для граждан из федерального регистра льготников относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Суд пришел к выводу, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Данный вывод сделан с учетом отнесения вопросов социальной поддержки населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской), с учетом Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», изменившего ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения» и внесены изменения в статью 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (пункт 1).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе, многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.

Положение о порядке расходования признает возмещение перевозчикам расходов на льготный проезд граждан, включенных в федеральный регистр, расходным обязательством бюджета Ростовской области.

Пунктом 1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 № 1108 (далее – постановление № 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 392; далее – Правила № 392). Согласно пункту 9 Правил № 392 (в редакции постановления № 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд, предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.

Доводы заявителя о том, что финансирование обеспечения льготных перевозок льготников федерального регистра относится к расходным обязательствам Российской Федерации, заявлены без учета изменений законодательства, а также без учета установленного механизма предоставления межбюджетных трансфертов в спорный период (путем заключения соответствующего соглашения между Ростовской областью и Российской Федерацией и фактического выделения соответствующих субсидий).

Минфин ссылается на необоснованное привлечение его в качестве представителя ответчика Ростовской области по иску о взыскании спорных расходов общества, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета по виду расходов (льготы на проезд) в силу норм постановления № 232 является минтруда.

Данный довод оценивался и правомерно отклонен судом. Из материалов дела не следует, что Ростовская область в лице минфина выделила минтруда достаточный объем средств для компенсации спорных расходов. С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации и правомерно взыскали спорную сумму убытков с Ростовской области в лице минфина.

Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу № А53-2688/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий В.Ф. Кухарь

Судьи О.В. Леонова

Н.В. Чесняк

Суд:

ФАС СКО (ФАС Северо-Кавказского округа) (подробнее)

Истцы:

ООО "ТАКСИ" (подробнее)

Ответчики:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (подробнее)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее)
Министерство Финансов РФ (подробнее)
Минфин Рост. обл (подробнее)

Иные лица:

Управление Федерального казначейства по Ростовской области (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ