Решение от 22 ноября 2016 г. по делу № А73-9834/2016


Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


дело № А73-9834/2016
г. Хабаровск
22 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 г.


Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи Серга Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Тучковой В.А. – помощником судьи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорт Камчатки» (ИНН 4105038601, ОГРН 1104177002379)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Камчатского территориального отделения государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, д. 6)

о признании незаконным и отмене предписания от 09.06.2016 № 35ГА/2016К об устранении нарушений законодательства Российской Федерации,

При участии:

От заявителя – не явились;

От УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора – не явились.

Предмет спора.

Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Камчатки» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Камчатского территориального отделения государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) о признании незаконным и отмене предписания от 09.06.2016 № 35ГА/2016К об устранении нарушений законодательства Российской Федерации,

Доводы заявления сводятся к тому, что ФКП «Аэропорты Камчатки» не осуществляет вид деятельности - перевозку пассажиров и грузов, следовательно, на предприятие не распространяются требования Приказа Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – Положение о порядке аттестации, Приказ Минтранса и Минтруда от 11.03.1994 № 13/11).

Определением суда от 23.09.2016 производство по делу № А73-9834/2016 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 16.09.2016 по делу № А73-9832/2016.

Определением суда 02.11.2016 производство по делу возобновлено.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора о несогласии с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание истца (и) или ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

В период с 08.06.2016 по 09.06.2016 года должностными лицами Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на основании распоряжения от 11.04.2016 № 360-р проведена плановая документарная проверка ФКП «Аэропорты Камчатки» филиал «Аэропорт Никольское».

Задачами проведения проверки являлись: осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации в области гражданской авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов, качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг.

В ходе проверки исследовались документы, регламентирующие деятельность предприятия и его должностных лиц.

Согласно пункту 9 главы II Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 № 300, (далее – Устав) предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности.

Из пункта 10 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» следует, что для достижения целей, указанных в пункте 9 настоящего устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ряд видов деятельности, в том числе:

а) аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты;

б) аэропортовая деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок;

в) аэропортовая деятельность по обеспечению авиационной безопасности;

г) аэропортовая деятельность по инженерно-авиационному обеспечению и ремонту авиационной техники;

д) аэропортовая деятельность по поисковому и аварийноспасательному обеспечению;

е) аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению;

ж) аэропортовая деятельность по электросветотехническому обеспечению;

и) аэропортовая деятельность по радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

к) аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;

о) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала, повышение их квалификации и переподготовка;

р) организация перевозок грузов, в том числе транспортно-экспедиционное обслуживание грузов.

Согласно должностной инструкции начальника филиала аэропорта № 383, утвержденной 05 мая 2016 и.о. генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки» А.Ю. Журавлевым (далее – Инструкция), начальник филиала аэропорта обязан знать федеральное законодательство и другие нормативные документы РФ, в том числе локальные акты и распорядительные документы предприятия, регламентирующие выполнение работ по всем видам аэропортовой деятельности (абз. 2 пункта 1.5 Инструкции).

Из раздела 2 «Функциональные обязанности» Инструкции следует, что начальник аэропорта обязан, в том числе:

- выполнять функции главного оператора аэропорта (аэродрома), определенные воздушным законодательством, в рамках обеспечения полетов, приема, отправки или обслуживания ВС в соответствии с установленными полномочиями;

- принимать решения об открытии (закрытии) аэродрома для приема и отправки ВС в связи с условиями, угрожающими безопасности полетов ВС, или в соответствии с решением главного оператора.

- осуществлять организацию и руководство технологическим процессами видов аэропортовой деятельности, определенных положением о филиалах аэропорта, воздушным законодательством, локальными актами Предприятия, полномочиями.

Согласно пункту 4 Инструкции начальник аэропорта несет ответственность за создание условий, гарантирующих безопасность полетов воздушных судов.

По результатам проведения проверки, 09.06.2016 г. должностными лицами был составлен Акт № 18, в котором были установлены нарушения обязательных требований и условий воздушного законодательства Российской Федерации, и выдано предписание от 09.06.2016 № 35ГА/2016К об устранении нарушений законодательства Российской Федерации с указанием сроков устранения нарушений до 30.11.2016 г.

В предписании указано, что в нарушение статей 8, 52, 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), распоряжения ФАВТ от 11.04.2005 № ШН-107-р «О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечением безопасности полётов на воздушном транспорте (гражданской авиации)», Приказа Минтранса и Минтруда от 11.03.1994 № 13/11 у начальника филиала «Аэропорт Никольское» ФКП «Аэропорты Камчатки» Солонина А.А. отсутствует свидетельство курсов подготовки исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации).

Не согласившись с предписанием, полагая, что оно нарушает права и законные интересы ФКП «Аэропорты Камчатки», заявитель обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим заявлением.

Рассмотрев доводы ФКП «Аэропорты Камчатки» и возражения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания предписания недействительным должно иметь место два условия – несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (незаконное возложение обязанностей, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности).

Воздушный Кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 8 ВК РФ юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно пункту 4 статьи 8 ВК РФ специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 04.08.2015 № 240 утвержден перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, к ним, в том числе, относятся специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов: сотрудник по обеспечению полетов.

Пунктом 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу отнесены лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Согласно пункту 1 статьи 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

В силу пункта 57 приказа Минтранса России от 25.09.2015 № 286 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» оператор аэродрома гражданской авиации относится к категории авиационного персонала, поскольку организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.

Таким образом, начальник аэропорта (включая заместителей) включены в перечень специалистов авиационного персонала, поскольку функционально участвует в обеспечении воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты и полетов воздушных судов, организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов, в связи, с чем наличие у них свидетельства курсов подготовки исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации) является обязательным.

Судом отклоняются доводы ФКП «Аэропорты Камчатки» о том, что предприятие не предусматривает осуществление такого вида деятельности как перевозка пассажиров и грузов, в связи с чем, требование Положения о порядке проведения аттестации на начальника филиала «Аэропорт Никольское» ФКП «Аэропорты Камчатки» Солонина А.А. не распространяется, поскольку из Приложения № 1 к Положению о порядке проведения аттестации следует, что оно распространяется на руководителей, заместителей руководителей, отвечающих за безопасность полетов гражданских воздушных судов предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности, а также заместителей руководителей предприятий авиационного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности по: организации летной работы; управлению воздушным движением; авиационной безопасности; эксплуатации авиационной техники; регулированию авиационных перевозок и работ; радиотехническому обеспечению полетов; аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов.

Судом отклоняется довод ФКП «Аэропорты Камчатки» о незаконности предписания со ссылкой на сертификаты и удостоверения, выданные Солонину А.А. по окончании различных курсов и обучений по программам, так как они не свидетельствует о полной подготовке по обеспечению безопасности полетов на воздушном транспорте.

Из вышеизложенного следует, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, основания, предусмотренные статей 201 АПК РФ, для признания его незаконным отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В связи, с чем расходы по государственной пошлине полежат отнесению заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.


Судья Серга Д.Г.

Суд:

АС Хабаровского края (подробнее)

Истцы:

ФКП "Аэропорты Камчатки" (подробнее)

Ответчики:

Камчатское территориальное отделение государственного авиационного надзора Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (подробнее)
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (подробнее)