Постановление от 25 ноября 2016 г. по делу № А29-5521/2016


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД


610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


арбитражного суда апелляционной инстанции

Дело № А29-5521/2016
25 ноября 2016 года
г. Киров





Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2016 года.


Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,


без участия в судебном заседании представителей сторон


рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая Компания города Печора»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2016 по делу № А29-5521/2016, принятое судом в составе судьи Митиной О.П.,


по иску Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Коми республиканское управление инкассации (Республики Коми) - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (ИНН: 7703030058, ОГРН: 1027739529641)

к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая Компания города Печора» (ИНН: 1105019032, ОГРН: 1061105010471)

третье лицо: муниципальное образование муниципального района «Печора» в лице администрации муниципального района «Печора»

об обязании выполнить восстановительный ремонт,

установил:


Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Коми республиканское управление инкассации (Республики Коми) - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (далее – Росинкас, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая Компания города Печора» (далее – ООО «ТЭК города Печора», Общество, ответчик) об бязании в течение двух месяцев осуществить восстановительный ремонт крыльца, примыкающего к помещениям, расположенным по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, дом 55 и арендуемым истцом по договору аренды от 27.06.2014 № 70-н, путем устранения недостатков, указанных в предписаниях.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2016 исковые требования истца удовлетворены. Суд обязал ООО «ТЭК города Печора» произвести восстановительный ремонт крыльца, примыкающего к помещениям, расположенным по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, дом 55 и арендуемым Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по договору аренды от 27.06.2014 № 70-н, а именно устранить следующие недостатки: разрушение бетонных ступеней с проявлением арматуры, нарушение целостности бетонного пола на площадке между 1 и 2 маршами, отхождение от стены дома конструкции бетонных ступеней, нарушение целостности кирпичной кладки стены дома между 1 и 2 маршами и стены лестничного марша.

ООО «ТЭК города Печора» с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что ремонт крыльца относится к капитальному ремонту имущества, в связи с чем, подлежит проведению только при принятии соответствующего решения общим собранием собственников.

В отзывах на апелляционную жалобу Администрация и Росинкас указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня.

Согласно частям 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающим наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16, 17 Правил № 491 установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

В свою очередь, требование и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Согласно пункту 4.2.3.1. Правил № 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещин в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкооблачной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

В соответствии с пунктом 4.8.1. Правил № 170 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.

Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды Росинкас пользуется частью помещений общей площадью 113,3 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, д. 55.

В подтверждение указанных доводов истцом в материалы дела представлены договоры аренды недвижимого имущества № 75-н от 25.07.2013, № 70-н от 27.06.2014, по условиям которых арендодатель (Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района «Печора») предоставляет, а арендатор (Объединение РОСИНКАС) принимает в аренду помещения № 1-11 общей площадью помещений - 113,3 кв. м на первом этаже кирпичного здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Социалистическая, д. 55, для использования в служебных целях (т. 1 л.д. 11-12, 18-19).

В соответствии с пунктами 4.1. договоров, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Пунктами 2.2.9. договоров предусмотрена обязанность арендатора самостоятельно заключить договоры на коммунальные услуги и энергоснабжение со специализированными организациями и производить оплату по заключенным договорам.

19.06.2013 между Росинкас (Арендатор) и ООО «ТЭК города Печора» (Управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом № 157/1У, по условиям которого управляющая организация по заданию и за счет арендатора оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (т. 1 л.д. 23-27).

С учетом пунктов 8.1, 8.2. договор № 157/1У вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами, распространяется на отношения, возникшие с 01.06.2013, и действует по 31.07.2013; договор № 157/1У считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, при условии продления срока действия договора аренды имущества, заключения нового договора аренды недвижимого имущества, и если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении условий, либо заключения нового договора.

Доказательств расторжения договора в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 2.3. договора № 157/1У состав (перечень) общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого осуществляется управление, определяется технической документацией, которую арендаторы и собственники передают управляющей организации, техническое состояние которого определяется комиссионно представителями сторон после подписания договора. Перечень услуг и работ, выполняемых по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определяются Приложениями № 1, 1/1, которые являются неотъемлемыми частями договора № 157/1У (т. 1 л.д. 27-28).

Согласно Приложению № 1/1 к договору № 157/1У в перечень работ, относящихся к текущему ремонту входит, в том числе:

- в отношении фундамента: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов;

- в отношении стен и фасадов: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов;

- в отношении лестниц, крылец: восстановление и замена отдельных участков и элементов.

В силу пункта 4.1. договора № 157/1У цена договора определяется как сумма платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома и коммунальные услуги (при их оказании); плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги (Приложение № 2 к договору № 157/1У) для собственника помещений в многоквартирном доме включает в себя (т. 1 л.д. 29):

- коммунальные услуги (определяется по отдельным договорам, заключаемым с ресурсоснабжающими организациями);

- содержание общего имущества многоквартирного дома;

- текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома;

- управление многоквартирным домом.

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, согласно Приложению № 2 к договору № 157/1У, составляет 1 872 рубля в месяц.

Пунктом 4.7. договора № 157/1У предусмотрен срок внесения платежей -до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов.

В связи с тем, что крыльцо, примыкающее к арендуемому истцом помещению, перестало соответствовать требованиям безопасности и имеет недостатки, требующие ремонта, Росинкас 10.07.2014 направило в адрес ответчика заявку на проведение текущего ремонта крыльца (т. 1 л.д. 43).

Письмом № 1827 от 24.07.2014 ответчик сообщил истцу о том, что работы по ремонту крыльца помещения участка инкассации запланированы на 2015 год (т. 1 л.д. 42).

Между тем, указанные работы Управляющей организацией не произведены.

На основании заявлений истца Государственной жилищной инспекцией по г. Печора были проведены обследования крыльца, по результатам которых установлено, что бетонные ступени крыльца, примыкающего к помещению истца, имеют значительное разрушение, видна арматура, имеется выкрашивает бетона на площадке между первым и вторым маршами, вся конструкция бетонных ступеней отошла от стены дома, имеется нарушение целостности кирпичной кладки стены дома на уровне площадки между первым и вторым маршами и стены лестничного марша, происходит крошение кирпича (т. 1 л.д. 40).

Инспекцией вынесены предписания об устранении выявленных нарушений № 143 от 13.08.2015 (т. 2 л.д. 55), от 30.09.2015 № 177 (т. 2 л.д. 50), от 10.11.2015 № 216 (т. 2 л.д. 44).

Согласно предписаниям ответчику вменено нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.8.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 № 170.

В отношении ответчика составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (т.2 л.д. 39-56), материалы административного дела направлены в суд.

08.12.2015 мировым судьей Речного судебного участка г. Печоры вынесено постановление, согласно которому ООО «ТЭК города Печора» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа (т. 2 л.д. 45).

В материалы дела Государственной жилищной инспекцией по г. Печора также представлены фотоснимки крыльца, примыкающего к помещению истца, на которых отражены выявленные нарушения (т. 2 л.д. 58-65).

Согласно пункту 2.3.3. Правил № 170 примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7, в котором указано, что восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей, относится к текущему ремонту.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные в предписаниях работы относятся к текущему ремонту.

Кроме того, согласно приложению № 1/1 к договору № 157/1У, к текущему ремонту, в том числе относится ремонт лестниц, крылец путем восстановления или замены отдельных участков или элементов.

При этом судом правильно указано, что устранение выявленных нарушений, с учетом Приложения № 1/1 к договору № 157/1У является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для ответчика характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.

Довод Общества о том, что спорные работы по ремонту крыльца относятся к капитальному ремонту, отклоняется апелляционным судом, как противоречащий вышеуказанным нормам права и материалам дела.

Довод заявителя о том, что спорное крыльцо не является общим имуществом многоквартирного дома обоснованно отклонен судом первой инстанции на основании пункта 2 Правил № 491 которым предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса Российской федерации.

На основании вышеизложенных норм права, учитывая установленные по делу обстоятельства апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно принял решение о понуждении ООО «ТЭК города Печора» провести необходимые работы, относящиеся к текущему ремонту.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:


решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2016 по делу № А29-5521/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая Компания города Печора» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.


Председательствующий

М.В. Немчанинова



Судьи


Т.В. Хорова


Л.И. Черных

Суд:

2 ААС (Второй арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

РОСИНКАС (подробнее)
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (Коми республиканское управление инкассации (Республики Коми) - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (подробнее)

Ответчики:

ООО Теплоэнергетическая Компания города Печора (подробнее)

Иные лица:

Государственная жилищная инспекция по г. Печора (подробнее)
Мировому судье Юбилейного судебного участка Охандреевой А.С. (подробнее)
МО МР "Печора" в лице администрации МР "Печора" (подробнее)