Постановление от 25 ноября 2016 г. по делу № А46-14086/2015


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


г. Тюмень Дело № А46-14086/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.


Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 года.



Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Лаптева Н.В.,

судей Кадниковой О.В.,

Мелихова Н.В. -

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 19.05.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 10.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда(судьи Зиновьева Т.А., Верёвкин А.В., Глухих А.Н.) по делу № А46-14086/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентствапо управлению государственным имуществом в Омской области (644043,город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782)к Министерству имущественных отношений Омской области (644043,город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822)о признании права собственности.

Третьи лица: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; казенное учреждение Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области»; государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»; Главное управление МЧС России по Омской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.

Суд установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее – Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненнымв порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области(далее – Министерство) о признании отсутствующим права собственности Омской области и признании права собственности Российской Федерациина объект недвижимого имущества – гараж площадью 121,6 кв. м с номерами на поэтажном плане 1П (59-62), этаж 1, литеры А1, А2, находящийсяв одноэтажной пристройке по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5 (далее – здание гаража).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области(далее – ТО Росстата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области), казенное учреждение Омской области«Центр учета и содержания собственности Омской области» (далее –КУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области»), государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (далее – ГПОО «Омский центр ТиЗ»), Главное управление МЧС России по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 на здание гаража, расположенного по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, литера А1, А2, общей площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (38-41), этаж 1, признано право собственности Российской Федерации.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 решение суда первой инстанции от 19.05.2016 оставлено без изменения.

Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Росимущества в полном объеме.

Податель жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты незаконны, необоснованны, принятые с нарушением статей 15, 168, 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,так как суды не дали оценку его доводам, не указали основания, которыми руководствовались при отклонении указанных в апелляционной жалобе доводов, не применили законы, подлежащие применению.

По мнению Министерства, суды ошибочно применили положения пункта 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвыи Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), при отсутствии доказательств нахождения в 1991 году Госкомстата России в здании гаража (тем более в незаконной пристройке литера А2).В 2003 году здание вместе со спорным гаражом передано в собственность Омской области на основании постановления Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 № 11 «О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области», принятого в соответствиис пунктами 3, 6 и 8 Постановления № 3020-1.

Министерство указывает, что здание, которое передано на праве оперативного управления Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области, включало в себя спорный объект недвижимости, а также судами не решен вопрос о самовольно произведенной реконструкции этого объекта.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела,в соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.05.1996 № 151-РК Омскому учебному центру Госкомстата Российской Федерации предписано передать с баланса,а Омскому областному комитету государственной статистики принятьна баланс здание по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепитьза Омским областным комитетом государственной статистики зданиепо улице Орджоникидзе, 5 на праве оперативного управления.

По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 1996 года на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 № 151-РК Учебный центр Госкомстата Российской Федерации передает, а Омский областной комитет государственной статистики принимает с баланса на баланс следующее имущество: здание1975 года постройки, балансовой стоимостью 7 006 932 руб., общей площадью 4 380 кв. м по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

В соответствии с регистрационным удостоверением на объект недвижимости от 06.09.1996 № 6196 на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 № 151-РК за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, находящееся в Центральном округе города Омска по улице Орджоникидзе, 5, состоящее из пятиэтажного кирпичного строения и кирпичной пристройки общей полезной площадью с подвалом 4 768,1 кв. м.

Согласно распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 № 163-РКА государственному учреждению «Омский областной комитет государственной статистики» предписано передать, а Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области принять на баланс здание, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5; закрепить данное здание за Управлением по печати и массовой информации Администрации Омской области на праве оперативного управления.

По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществомот 10.04.1997 № 163-РКА Омский областной комитет государственной статистики передает, а Управление по печати и массовой информации принимает с баланса на баланс следующее имущество по состояниюна 01.07.1997 – здание 1975 года постройки, балансовой стоимостью7 006 932 руб., общей площадью 4 768,1 кв. м, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 № 01-РК за государственным учреждением «Омский областной комитет государственной статистики» закреплено на праве оперативного управления государственной имущество на общую сумму 13 472 000 руб. по состоянию на 01.10.1998.

По акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление Комитет по управлению имуществом Омской области передал, а государственное учреждение «Омский областной комитет государственной статистики» приняло в оперативное управление государственное имуществопо состоянию на 01.10.1998, в том числе основные фонды балансовой стоимостью 11 977 руб.

В соответствии с Перечнем основных средств государственного учреждения «Омский областной комитет государственной статистики»по состоянию на 01.10.1998 (приложение № 3 к распоряжению Комитетапо управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999№ 01-РК) в перечень передаваемого имущества в качестве самостоятельного объекта вошел гараж площадью 117 кв. м, расположенный по адресу:город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

Постановлением Законодательного Собрания Омской областиот 23.01.2003 № 11 «О принятии объектов федеральной собственности собственность Омской области» в собственность Омской области приняты объекты федеральной собственности согласно приложению, в том числе административное здание, пятиэтажное кирпичное, общей площадью4985,5 кв. м, инвентарный № 606616, литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

Данное право собственности субъекта Российской Федерации – Омской области было зарегистрировано 22.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2003 серии 55 АА № 477405.

Письмами от 03.10.2003 № КУИ-5179, от 29.10.2003 № КУГИ-5634, адресованными в регистрирующий орган, Комитет по управлению имуществом Омской области просил внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) по объекту, расположенному по указанному адресу, запись регистрации от 22.04.2003№ 55-01/00-8/2003-2200, ссылаясь на то, что при изготовлении технического паспорта на вышеуказанный объект и внесении данных в реестр государственной собственности Омской области не был учтен тот факт,что распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской областиот 05.01.1999 № 01-рк встроенные в здание гаражи площадью 117 кв. м переданы в оперативное управление Омскому областному комитету государственной статистики и остались в собственности Российской Федерации.

На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 № 01-РК «О закреплении имущества» 25.12.2003 зарегистрировано право оперативного управления Омского областного комитета государственной статистики на гараж - нежилое помещение, номер на поэтажном плане 1П (59-62), общей площадью115,70 кв. м, находящееся в одноэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

28.12.2004 за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок площадью 470 кв. м с кадастровым номером 55:36:04:01:16:0130, который предоставлен для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений относительной кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

02.10.2006 в ЕГРП внесены изменения, в соответствии с которыми объектом права является административное пятиэтажное здание с подваломи пятиэтажной пристройкой общей площадью 5 098,50 кв. м, литеры А, А1, расположенное по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

25.04.2007 зарегистрировано право оперативного управленияКУОО «Центр учета и содержания собственности Омской области» на нежилые помещения, номера на поэтажном плане: подвала - 1-38, 1 этажа - 1-37, 42-63,2 этажа - 1-37, 3 этажа - 1-33, 4 этажа - 1-30, 5 этажа - 1-33, общей площадью 4 982,8 кв. м, находящиеся в административном пятиэтажном зданиис подвалом и одноэтажной пристройкой, литеры А, А1, расположенномпо адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5.

11.12.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 470 кв. м, адрес (местоположение): относительно кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, кадастровый номер 55:36:040116:130.

Как следует из письма Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы от 13.07.2015№ ИСХ-15/ИН-1834, увеличение площади помещения № 1П на 5,9 кв. м произошло за счет сноса помещения площадью 15,6 кв. м (№ 59 на поэтажном плане) и возведения пристройки, литера А2, площадью 21,5 кв. м(№ 38 на поэтажном плане). Увеличение площади помещения № 1П произошлов пределах принадлежащего Органу статистики на праве бессрочного пользования земельного участка. Помещение № 1П площадью 121,6 кв. м является одноэтажной пристроенной частью и входит в состав помещений пятиэтажного здания площадью 5 101,2 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5. При этом в процентном соотношении увеличение площади объекта составляет менее 0,12 процента. Указанные изменения нежилого помещения № 1П не затрагивают конструктивныеи другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и не превышают предельные параметры разрешенного строительств.

При обращении истца за государственной регистрацией права федеральной собственности на объект недвижимости: нежилое помещение 1П, кадастровый номер 55:36:000000:111198, расположенный по адресу: город Омск, улица Орджоникидзе, 5, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации на основании абзацев восьмого, десятого и одиннадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Законо регистрации), в том числе в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку спорный объект недвижимости расположен в здании общей площадью 5 098,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации – Омской области, в общую площадь которого включена площадь нежилого помещения 1П.

Указывая на, что в отсутствие правовых оснований для включенияв общую площадь здания, на который зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – Омской области, спорный объект недвижимости - гараж принадлежит на праве собственности Российской Федерации, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал выводы о том, что спорный гараж не передавался в собственность Омской области, находится в собственности Российской Федерации в силу законаи оперативном управлении государственного учреждения «Омский областной комитет государственной статистики»; последующая реконструкция гаража соответствует строительным, пожарным, санитарным требованиям; имеются основания для регистрации права собственности Российской Федерации.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете РСФСР по статистике и органах государственной статистики в автономных республиках, краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах и городах РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1988 № 164, Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является союзно-республиканским органом государственного управления – главным учетно-статистическим центром РСФСР, осуществляющим руководство делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства РСФСР.

В силу пункта 1 раздела I Временного положения о Государственном комитете РСФСР по статистике, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.04.1991 (далее - Временное положение), государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является главным учетно-статистическим центром РСФСР и относится к центральным экономическим органам РСФСР.

Согласно пункту 13 раздела IV Временного положения Госкомстат РСФСР руководит работой управлений статистики, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно - издательского центра, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров.

Аналогичные положения были предусмотрены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 № 5547-1«Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике».

Пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета РСФСРот 18.11.1991 № 1887-1 «О совершенствовании деятельности органов государственной статистики на территории РСФСР» предписано Государственному комитету РСФСР по статистике принять в ведение всю материально-техническую базу Государственного комитета СССРпо статистике на 18.11.1991, включая служебные здания, подведомственные ему Главный вычислительный центр, научно-исследовательские, учебные, лечебно-оздоровительные и другие предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории РСФСР.

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 № 834, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой исходя из отнесения в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официального статистического учетак ведению Российской Федерации.

В силу пункта 3 раздела I вышеуказанного Положения Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики.

На основании пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 1 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В частности, к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (пункт 2 раздела II приложения 1 к вышеуказанному Постановлению).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииот 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственностии других вещных прав» разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которыхв отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировалисьв соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом,в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок,где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройкине нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Поскольку спорный гараж является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении государственного учреждения, его реконструкция соответствует строительным, пожарным и санитарным нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, иск удовлетворен правомерно.

С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанциии постановление апелляционного суда приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.

Довод подателя кассационной жалобы о том, что здание, которое передано Управлению по печати и массовой информации включало в себя спорный объект (гараж), не основан на доказательствах.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в принятых судебных актах. Переоценка обстоятельств дела и выводов судовне входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствуето судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:


решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу № А46-14086/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий Н.В. Лаптев


Судьи О.В. Кадникова


Н.В. Мелихов

Суд:

ФАС ЗСО (ФАС Западно-Сибирского округа) (подробнее)

Истцы:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (подробнее)

Ответчики:

Министерство имущественных отношений Омской области (подробнее)

Иные лица:

Главное управление МЧС России по Омской области (подробнее)
ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (подробнее)
ГП ОО "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (подробнее)
Казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (подробнее)
Казённое учреждение Омской области "Центр учёта и содержания собственности Омской области" (подробнее)
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (подробнее)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (подробнее)
Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии (подробнее)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты пра потребителей и благополучия человека по Омской области (подробнее)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (подробнее)