Решение от 23 ноября 2016 г. по делу № А19-16468/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru



Именем Российской Федерации



Р Е Ш Е Н И Е



г. Иркутск Дело № А19-16468/2016


23.11.2016 г.


Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.11.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23.11.2016 года.



Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Линник А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества «Вагонная ремонтная компания-2»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутск

о признании недействительным решения от 01.07.2016 № 048V12160000720,


при участии в судебном заседании:

от заявителя – Мухачева О.Ю., представитель по доверенности;

от Пенсионного фонда – Ирвад Н.В., представитель по доверенности,

установил:


Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания-2» (далее – АО «ВРК-2») обратилось с требованием, о признании недействительным решения от 01.07.2016 № 048V12160000720 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (далее – Пенсионный фонд, УПФР).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении. В обоснование доводов указал, что Пенсионный фонд, принимая решение о привлечении общества к ответственности, не учел положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, зарегистрирована Минюстом 16.02.2010 N 16440), а также указания вышестоящего органа (Письмо ПФ РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ") и принял незаконное решение о привлечении общества к ответственности в виде наложения штрафа.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указав на законность оспариваемого решения, считает, что представление корректирующих сведений не может являться основанием для освобождения от ответственности.

В судебном заседании 01.06.2015г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 04.06.2015г. После объявленного перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда с участием представителей заявителя и ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания - 2» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1117746294126.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника УПФР в Ленинском районе г. Иркутска от 01.03.2016г. № 048V02160000230 Пенсионным фондом проведена выездная проверка АО «ВРК - 2» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, проверка документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015г.

В ходе выездной проверки Пенсионным фондом установлено, что Обществом были представлены недостоверные индивидуальные сведения за отчетные периоды 2013г., 2014г., 2015г., а именно: неверно указаны сведения о стаже по 70 застрахованным лицам.

Результаты проверки отражены в акте от 31.05.2016г. № 048V10160000720.

В целях устранения допущенных несоответствий Обществом в двухнедельный срок по телекоммуникационным каналам связи (Протокол приема сведений ПФР от 14.06.2016г.) представлены корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2013г., 2014г., 2015г..

01.07.2016г. по результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом принято решение № 048V12160000536, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 187 174 руб. 93 коп.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) АО «ВРК-2» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Инструкции N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пункт 41 Инструкции N 987н устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Как следует из оспариваемого решения и акта проверки, общество своевременно представило индивидуальные сведения, однако представленные индивидуальные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, содержали недостоверные сведения, а именно: неверно указаны сведения о стаже на 70 застрахованных лиц.

В пункте 11.3 акта проверки от 31.05.2016г. указано на необходимость плательщику страховых взносов представить корректирующие формы на застрахованных лиц, по которым выявлены нарушения.

14.06.2016г. Общество направило в УПФ корректирующие сведения и указало об этом в возражениях на акт выездной проверки от 23.06.2016г. Также в возражениях страхователь указал о том, что финансовые санкции не должны применяться в отношении общества, поскольку им в двухнедельный срок исправлены ошибки, выявленные в ходе проверки, и представлены корректирующие сведения в отношении застрахованных лиц, по которым проверкой установлены нарушения. Указанное не оспаривается Пенсионным фондом.

Вместе с тем, Общество оспариваемым решением привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 187 174 руб. 93 коп.

По мнению Пенсионного органа, представление в двухнедельный срок корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.

Суд находит данный вывод Пенсионного фонда неправомерным ввиду следующего.

Как следует из взаимосвязи положений статьи 2, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статьей 40, 42, 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.

Разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного фонда России от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, касающиеся порядка применения ответственности к страхователям сохраняют силу до настоящего времени. Данное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.

Указаний на то, что освобождение от ответственности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе первичного принятия представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, данное письмо не содержит.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации, указывает, что в случае представления страхователями исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужит дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Общество исправило допущенные ошибки, выявленные органом пенсионного фонда в установленный для этого 2-недельный срок, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в отношении заявителя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 01.07.2016г. № 048V12160000536 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска не соответствует требованиям Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.

В этой связи, учитывая изложенные обстоятельства, суд находит необоснованными рассмотренные в полном объеме доводы ответчика и считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу Акционерного общества «Вагонная ремонтная компания - 2» подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб., уплаченной при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением (платежное поручение от 22.03.2016 № 451230).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 рублей.

Поскольку сумма оплаченной заявителем государственной пошлины превышает размер, определенный статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 22.03.2016 № 451230 государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


заявленные требования удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска от 01.07.2016г. № 048V12160000720 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323, адрес: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 184) в пользу Акционерного общества «Вагонная ремонтная компания - 2» (ОГРН 1117746294126, ИНН 7708737517, адрес: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 149) судебные расходы в размере 3 000 руб.

Возвратить Акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания - 2» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.


Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.


Судья Л.В. Назарьева

Суд:

АС Иркутской области (подробнее)

Истцы:

АО "Вагонная ремонтная компания - 2" (подробнее)

Ответчики:

ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска (подробнее)