Постановление от 22 ноября 2016 г. по делу № А21-8163/2015


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Дело №А21-8163/2015
22 ноября 2016 года
г. Санкт-Петербург




Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лущаева С.В.

судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцук Е.А.

при участии:

от заявителя: Шестакова Г.С. – доверенность от 10.11.2016;

от налогового органа: не явился, извещен;


рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26708/2016) Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по г. Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2016 по делу № А21-8163/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое

по иску (заявлению) ООО "Вагонтрэйд Плюс", ООО "Вагонтрэйд Плюс"

к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по г. Калининграду

о признании недействительным решения в части

установил:


Общество с ограниченной ответственностью "Вагонтрэйд Плюс" (ОГРН 1033901805024; ИНН 3905050765) (далее – Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017; ИНН 3906110008) (далее – Инспекция, налоговый орган) от 09.06.2015 года № 20174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части не подтверждения обществу реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей, отказа в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 3 731 720 рублей, относящихся к неподтвержденной реализации по ставке 0%.

Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А21-8162/2015.

Решением суда от 15.08.2016 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 15 сентября 2014 года представило в МИ ФНС № 9 уточненную налоговую декларацию № 1 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2014 года.

В указанной декларации в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена» указана налоговая база в сумме 210 348 525 рублей и налоговые вычеты в сумме 5 652 052 рублей.

Вместе с декларацией налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие экспорт товара на территорию Республики Казахстан, для применения ставки НДС 0% в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение) и Протоколом от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее – Протокол).

По результатам проведенной инспекцией камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации № 1 по НДС за 2 квартал 2014 года, налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 29 декабря 2014 года № 21931.

По результатам рассмотрения указанного акта, письменных возражений налогоплательщика и приведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией вынесено решение от 09 июня 2015 года № 20174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение, решение № 20174), согласно которому:

- обществу доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов в сумме 386 238 рублей;

общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 56 721,56 рублей;

обществу начислены пени в размере 22 540,06 рублей;

уменьшена сумма НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета, в размере 6 268 664 рублей.

Решением № 20174 обществу отказано в подтверждении реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей, а также в возмещении предъявленной к возмещению из бюджета сумме налоговых вычетов в размере 6654902 рублей, в том числе 5 421 372 рублей по неподтвержденной реализации по ставке 0% и 1 233 530 рублей по реализации, облагаемой по ставке 18%.

Основанием для принятия решения № 20174 послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0% по операциям по реализации товара в адрес Товарищества с ограниченной ответственностью «Исткомтранс» (далее - ТОО «Исткомтранс», Казахстан) в сумме 140 232 350 рублей и предъявлении к вычету 12 508 330 рублей НДС. Как указал налоговый орган, общество для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представило документы с нарушением требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Протокола от 11 декабря 2009 года; реализация товара на экспорт в сумме 140 232 350 рублей должна быть отражена в налоговых декларациях в последующих налоговых периодах, поскольку отметки налогового органа Республики Казахстан на соответствующих заявлениях проставлены в июле – августе 2014 года.

Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области от 08 сентября 2015 года № 06-11/12152 вынесенное инспекцией решение № 20174 отменено в части, а именно:

по пункту 1 резолютивной части: отменен доначисленный НДС в сумме 386 238 рублей;

по пункту 2 резолютивной части: суммы штрафа в размере 56 721,56 рублей;

по пункту 3 резолютивной части: пени на отмененную сумму налога;

по пункту 4 резолютивной части: уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, на сумму 2 536 944 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным вынесенного налоговым органом решения № 20174 в части:

не подтверждения обществу реализации, облагаемой по ставке 0%, на сумму 140 232 350 рублей;

отказа в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 3731720 рублей, относящихся к неподтвержденной реализации по ставке 0%.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных обществом требований.

В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на положения п. 9 ст. 167 и п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Инспекции, во 2 квартале 2014 года Общество не располагало полным пакетом документов, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт.

Апелляционная инстанция не может принять данную позицию Инспекции по следующим основаниям.

Обществом в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 заявлена реализация вагонов-самосвалов в режиме экспорта в Республику Казахстан.

В ходе проверки представленной обществом налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 инспекцией установлено, что общество представило документы с нарушением требований статьи 165 НК РФ и Протокола от 11 декабря 2009 года, а именно: к уточненной налоговой декларации общество представило заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 01095 с отметкой от 15 мая 2014 года.

По официальному запросу налоговый департамент по г. Алматы (Республика Казахстан) подтвердил отзыв заявления ТОО «Исткомтранс» (контрагента общества) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов методом замены заявления № 01095 от 15 мая 2014 года на заявление № 0553 от 19 августа 2014 года, а заявления № 0301 с отметкой от 21 июля 2014 года и № 1117 от 15 августа 2014 года, представленные обществом к налоговой декларации, изначально датированы третьим кварталом 2014 года.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 2 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию.

Хозяйственная операция налогоплательщика по реализации вагонов-самосвалов в режиме экспорта в Республику Казахстан на момент ее совершения регулировалась Соглашением, а также Протоколом.

Реальности экспортных операций, а также факта уплаты контрагентом Общества косвенных налогов Инспекция не оспаривает, претензий к представленным налогоплательщиком счетам-фактурам и поставщикам, их выдавшим, не предъявляет.

Пунктом 2 статьи 1 Протокола определено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется соответствующая первичная документация, в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Как правильно установил суд первой инстанции, отметки об уплате косвенных налогов налоговым органом г. Алматы (Республика Казахстан) были проставлены как в первоначальных, так и в последующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, все идентификационные данные в этих заявлениях, позволяющие определить продавца, покупателя и экспортируемый товар, совпадают. Замена первоначальных заявлений была связана с тем, что в них имелась орфографическая ошибка в названии Общества (вместо ООО "Вагонтрэйд Плюс" указано ООО "Вагонтрейд Плюс").

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения № 20174 у инспекции имелась проверенная и подтвержденная информация об уплате косвенных налогов и все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и Протоколом, необходимые для принятия решения о подтверждении ставки 0 процентов.

Кроме того, пунктом 5 статьи 1 Протокола установлено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и при отсутствии заявления, но при наличии подтверждения уплаты косвенных налогов в полном объеме, полученного им в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2016 N Ф07-6468/2016 по делу N А21-8162/2015.

В данном случае Инспекция располагала подтверждением уплаты косвенных налогов в полном объеме - ответ налогового органа г. Алматы от 13 апреля 2015 года.

При названных обстоятельствах суд обоснованно указал, что на момент принятия оспариваемого решения Общество документально подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов и получение налоговых вычетов, в связи с чем правомерно признал решение Инспекции в оспариваемой части недействительным.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:


Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2016 по делу № А21-8163/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.


Председательствующий


С.В. Лущаев



Судьи


О.В. Горбачева


Л.П. Загараева

Суд:

13 ААС (Тринадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО "Вагонтрэйд Плюс" (подробнее)

Ответчики:

Межрайонная инспекция ФНС России №9 по (подробнее)
ФНС России Межрайонная инспекция №9 по г. Калининграду (подробнее)