Решение от 22 ноября 2016 г. по делу № А43-13381/2016


/

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А43-13381/2016

город Нижний Новгород 22 ноября 2016 года


Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2016 года

Полный текст судебного акта изготовлен 22 ноября 2016 года


Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Дроздовой Светланы Аркадьевны (шифр судьи 2-280),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску: общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» (ИНН 5262271617, ОГРН 1115262021335), г. Нижний Новгород,

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» (ИНН 5223033217, ОГРН 1055213511957), г. Навашино Нижегородской области,

3-е лицо: временный управляющий Волков Иван Александрович

о взыскании 1 155 695 руб. 37 коп.


при участии в судебном заседании представителей:

истца: Даньшина Т.В., по доверенности от 01.03.2016;

ответчика: Медведев Г.М., директор,

от третьего лица: не явился, извещен.

установил:


общество с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» о взыскании долга и пеней по договору № 04/14 на оказание услуг по приему и очистке сточных вод от 01.02.2014 в сумме 1 114 313 руб. 14 коп., 41 382 руб. 23 коп. пеней за период с 22.05.2016 по 19.09.2016, пеней с суммы долга 1 114 313 руб. 14 коп. начиная с 28 сентября 2016 года по день фактической уплаты задолженности, в размере учетной ставки банковского процента Российской Федерации от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки (с учетом уточнений).

Исковые требования заявлены на основании статей 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представленными в материалы дела отзывом и дополнениями к нему общество с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» отклонило, указав, что действующее законодательство не обязывает собственников устанавливать приборы учета сточных вод ни в отдельных помещениях, ни в целом по дому. Также ответчик считает, что возможность применения нормативов с учетом повышающего коэффициента обусловлена наличием технической возможности установки приборов учета, зафиксированной в акте установленной формы.

Истцом в свою очередь представлены возражения на отзывы ответчика.

Как следует из материалов дела, 01 февраля 2014 года между обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» (Исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» (Абонент) заключен договор № 04/14-В на оказание услуг по приему и очистке сточных вод из жилых помещений многоквартирных жилых домов, управляемых Абонентом на основании договора управления.

В соответствии с пунктом 1.2 договора Исполнитель обязался обеспечить Абоненту прием сточных вод в систему канализации Исполнителя с последующим их сбросом через биологические очистные сооружения Исполнителя в водный объект (река Велетьма) в согласованных объемах водоотведения, а Абонент обязался осуществлять сброс сточных вод и оплачивать оказанные услуги по приему сточных вод в соответствии с условиями договора.

Как следует из пункта 3.1 договора, учет количества принятых и очищенных сточных вод производится ежемесячно Абонентом по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных Абонентом на своих сетях потребителей или расчетным путем в соответствии с действующим законодательством и с учетом выставленных населению счетов.

При отсутствии общедомовых, квартирных и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с Приложением № 1 к договору (пункт 3.2).

По окончании каждого месяца стороны подписывают акт об объеме сточных вод, принятых Исполнителем (пункт 3.4 договора).

Согласно пункту 4.4 договора учет количества сброшенных сточных вод определяется по коммерческим приборам учета (при их наличии).

В случае отсутствия приборов учета количество сточных вод считается равным 100% от всего количества воды, поступающей из всех источников водоснабжения (включая горячее). При этом Абонент обязан представить Исполнителю информацию об объемах водопотребления за соответствующий расчетный период в срок, не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным.

По окончании каждого месяца стороны подписывают акт об объеме сброшенных сточных вод (пункт 4.7 договора).

Пунктом 5.2 договора предусмотрена ответственность Абонента в случае нарушения сроков оплаты услуг в виде уплаты неустойки в размере учетной ставки банковского процента Российской Федерации от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки.

В рамках исполнения договора № 04/14 от 01.02.2014 обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» в период с 01.02.2014 по 31.12.2015 оказаны услуги по приему и очистке сточных вод, о чем сторонами подписаны соответствующие акты и выставлены счета-фактуры.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19 октября 2016 года по делу № А43-9524/2016 с общества с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» взыскано 2 088 505 руб. 50 коп., в том числе 2 015 931 руб. 95 коп. долга и 72 573 руб. 55 коп. пеней, а также 33 313 руб. 28 коп. расходов по государственной пошлине и 98 310 руб. расходов на оплату услуг представителя.

По настоящему делу истец заявил требования о взыскании долга по договору № 04/14 от 01.02.2014 за оказание услуг по очистке и приему сточных вод в сумме 1 114 313 руб. 14 коп. (с учетом уточнений). Истец считает, что необходимо произвести доначисление платы по указанному договору на сумму повышенного объема коммунальной услуги по водоотведению в связи с необорудованием ответчиком многоквартирных жилых домов, находящихся в его управлении, общедомовыми приборами учета.

В этой связи общество с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» обращалось к обществу с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» с претензией об уплате задолженности (т.д. 1, л.д. 78-80). Однако ответа на претензию не последовало.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» суммы 1 155 695 руб. 37 коп.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности 23 ноября 2009 года принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 13 указанного федерального закона предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данной статьей установлена обязанность собственников жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 года оснащения приборами учета, а также введения установленных приборов учета в эксплуатацию, при этом:

- многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемой горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии;

- жилые помещения – индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета потребляемой горячей и холодной воды и электрической энергии.

Следовательно, данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В этой связи в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 и от 17 декабря 2014 года № 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 306 (в редакции от 14.02.2015), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Из положений действующей редакции Правил № 306 и Правил № 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой технической возможности, должен применяться «повышающий норматив».

Согласно пункту 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 20 Правил).

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Общедомовые приборы учета коммунальной услуги по водоотведению в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Навашинские коммунальные системы», отсутствуют.

В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, а также пунктов 2.3.3, 3.1, 3.2 договора № 04/14 от 01.02.2014 обязанность по учету поставленных Абоненту коммунальных ресурсов и предоставленных коммунальных услуг возложена на него как на исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ в целях осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимании платы за жилые помещения и коммунальные услуги исполнитель коммунальных услуг вправе привлечь организацию, осуществляющую деятельность по приему платежей физических лиц (расчетно-кассовое обслуживание).

ООО «Центр СБК» является организацией, осуществляющей деятельность по приему платежей физических лиц (расчетно-кассовое обслуживание), привлеченной ответчиком в соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (к которым относится водоотведение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители (население) по установленным для них правилам (п. 13 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

По данным истца объем коммунальных услуг по водоотведению и их стоимость, выставленные ответчиком конечным потребителям (населению) за период май–июнь 2015 года составляют: за май 2015 года: объем – 20289,59 куб.м, стоимость – 596 716 руб. 84 коп.; за июнь 2015 года: объем – 19988,56 куб.м, стоимость – 587 863 руб. 55 коп.

По данным ООО «Центр СБК», объем коммунальных услуг по водоотведению и их стоимость, выставленные ответчиком конечным потребителям (населению) за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 составляют 170 523,39 куб.м и 6 163 855 руб. 92 коп.

Объемы водоотведения в количестве 170 523,39 куб.м выставлены ответчиком населению за период с 01.05.2015 по 31.12.2015 в нарушение ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, постановления правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 г. N 376 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Нижегородской области» (в редакции постановления правительства Нижегородской области от 31 марта 2015 года № 180 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области» – дата опубликования 03.04.2015, дата вступления в силу – с 14.04.2015 года) – без учета повышающих нормативов (коэффициентов), подлежащих применению в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, постановления правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 г. N 376 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Нижегородской области» (в редакции, действующей до их изменений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (начало действия документа – с 30.06.2016), Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2016 N 578 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области» (начало применения документа – с 01.07.2016) повышающие объемы, подлежащие применению в расчетные периоды, составляли в соответствии с пунктами 5(1), 25 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»):

С 01.01.2015 года по 30.06.2015 года – 1,1;

С 01.07.2015 года по 31.12.2015 года – 1,2.

Соотношение значений нормативов (объемов) таблицы 1 Приложения № 54 к постановлению правительства Нижегородской области от 31 марта 2015 года № 180 (Приложения № 3 к постановлению правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года № 376) и таблицы № 2 Приложения № 54 к постановлению правительства Нижегородской области от 31 марта 2015 года № 180 (Приложения № 3 к постановлению Правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года № 376) полностью соответствует значениям, указанным в п. 5(1), 25 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»).

Таким образом, суд считает возможным применение расчетного способа с применением повышающих коэффициентов (К) при расчете объема услуг водоотведения за период с 01.05.2015 по 31.12.2015. Стоимость коммунальных услуг за указанный период с учетом применения повышающего коэффициента составила 7 278 169 руб. 06 коп.

Объемы и суммы пересчитаны истцом с учетом повышающего коэффициента.

На основании изложенного задолженность ответчика по договору № 04/14 на оказание услуг по приему и очистке сточных вод от 01.02.2014 г. составила 1 114 313 руб. 14 коп. (7 278 169 руб. 06 коп. минус 6 163 855 руб. 92 коп.).

Ответчик считает, что возможность применения нормативов с учетом повышающего коэффициента обусловлена наличием технической возможности установки приборов учета, зафиксированной в акте установленной формы, в отсутствие указанного акта применение нормативов с учетом повышающего коэффициента не предусмотрено.

Ответчик представил акты, согласно которым установлено отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения.

Данный довод ответчика рассмотрен, судом отклоняется, поскольку необходимость применения повышенных нормативов связывается с отсутствием индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и невозможностью их установления, в то время как ответчик представил акты обследования, свидетельствующие об отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета.

При таких обстоятельствах суд считает требование истца о взыскании задолженности в размере 1 114 313 руб. 14 коп. за период с 01.05.2015 по 31.12.2015 подлежащим удовлетворению на основании статей 307370, 539548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пеней в размере 41 382 руб. 23 коп. за период с 22.05.2016 по 27.09.2016 и пеней с суммы долга 1 114 313 руб. 14 коп. начиная с 28 сентября 2016 года по день фактической уплаты задолженности, в размере учетной ставки банковского процента Российской Федерации от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки.

Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Расчет пеней, представленный истцом, судом проверен и признан верным.

Таким образом, общая сумма пеней за период с 22.05.2016 по 27.09.2016 равна 41 382 руб. 23 коп.

Поскольку представленные в дело доказательства подтверждают ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя договорных обязательств, суд считает установленным возникновение на стороне ответчика обязанности по уплате договорной неустойки, в связи с чем требование истца в части взыскания пеней в сумме 41 382 руб. 23 коп. за период за период с 22.05.2016 по 27.09.2016 и далее начиная с 28 сентября 2016 года по день фактической уплаты задолженности в размере учетной ставки банковского процента Российской Федерации от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки.

Расходы по делу в виде государственной пошлины в сумме 24 556 руб. 95 коп. по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

При обращении с иском истцом уплачена государственная пошлина в сумме 27 436 руб., в связи с чем сумма 2 879 руб. 04 коп. подлежит возврату, как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :


Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Навашинские коммунальные системы» (ИНН 5223033217, ОГРН 1055213511957), г. Навашино Нижегородской области, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» (ИНН 5262271617, ОГРН 1115262021335), г. Нижний Новгород, 1 114 313 руб. 14 коп. долга, 41 382 руб. 23 коп. пеней, пени с суммы долга 1 114 313 руб. 14 коп. начиная с 28 сентября 2016 года по день фактической уплаты задолженности в размере учетной ставки банковского процента Российской Федерации от суммы долга на день исполнения обязательства за каждый день просрочки, 24 556 руб. 95 коп. расходов по делу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Навашино» (ИНН 5262271617, ОГРН 1115262021335), г. Нижний Новгород, из федерального бюджета 2 879 руб. 04 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 131 от 06.05.2016, на основании решения.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


Судья С. А. Дроздова

Суд:

АС Нижегородской области (подробнее)

Истцы:

ООО "ВОДОКАНАЛ" ГОРОД НАВАШИНО (подробнее)

Ответчики:

ООО "НАВАШИНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" (подробнее)

Иные лица:

Волков И.А. (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ