Постановление от 25 ноября 2016 г. по делу № А46-4505/2015


АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


г. Тюмень Дело № А46-4505/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года


Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2016 года



Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сириной В.В.

судей Орловой Н.В.

Тамашакина С.Н.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на постановление от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу № А46-4505/2015 по заявлению открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» (107228, г. Москва, ул. Новорязанская, 12, ОГРН 5077746868403, ИНН 7708639622) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) о признании недействительным постановления от 15.12.2014 № 1775-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска» в части.

Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:

от открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» – Чернов В.А. по доверенности от 28.10.2016;

от администрации города Омска – Руденко А.П. по доверенности от 01.08.2016.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Железнодорожная торговая компания» (далее – ОАО «ЖТК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании постановления от 15.12.2014 № 1775-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска» (далее – Постановление № 1775-п) в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, не соответствующим положениям статей 56, 56.1, 70.1, 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), подпункту «б» пункта 5 и пункту 6 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (далее – Положение № 561), нарушающим права и законные интересы ОАО «ЖТК» и не действующим в данной части.

Определением от 29.07.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу прекращено.

Постановлением от 29.12.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа определение от 29.07.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Решением от 28.03.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

Постановлением от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 28.03.2016 Арбитражного суда Омской области отменено, по делу принят новый судебный акт. Требования ОАО «ЖТК» удовлетворены. Постановление № 1775-п в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, признано недействительным. С администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в размере 7 500 руб.

Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, считая его незаконным, необоснованным.

По мнению подателя жалобы, территория, подпадавшая под резервирование и включавшая, в том числе, земельный участок заявителя была определена в соответствии с документами территориального планирования, нормами и требованиями, предъявляемыми к определению границ таких территорий; в уполномоченный орган были направлены в полном объеме документы, являющиеся достаточными для определения границ той части принадлежащего заявителю земельного участка, на которую были наложены ограничения, в связи с чем осуществление межевания не требовалось; постановление суда апелляционной инстанции возлагает на органы местного самоуправления обязанность, не предусмотренную нормами действующего законодательства, а также отменяет в части муниципальный правовой акт, принятый в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель жалобы поддержал изложенные в ней доводы, представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать, считая обжалуемый судебный акт соответствующим действующему законодательству.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «ЖТК» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8 628 кв. м, с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, расположенный на землях населенных пунктов относительно 1-этажного здания конторы, имеющей почтовый адрес: г. Омск, ул. Бабушкина, 46 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2007).

Администрацией 15.12.2014 было издано постановление от 15.12.2014 № 1775-п «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска», согласно которому в целях реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения постановлено: зарезервировать для муниципальных нужд сроком на семь лет земли общей площадью 78 139 кв. м по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска в соответствии с утвержденной схемой резервируемых земель для муниципальных нужд, а также ограничить права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, в проведении оросительных осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительстве прудов и иных водных объектов на земельных участках, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Полагая, что указанное выше постановление в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, не соответствует положениям статей 56, 56.1, 70.1, 49 ЗК РФ, подпункту «б» пункта 5 и пункту 6 Положения № 561, а также нарушает его права и законные интересы ОАО «ЖТК» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктами 1, 2, 4 статьи 70.1, статьей 49 ЗК РФ, пунктами 2, 5 Положения № 561, частью 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), поскольку проведение работ по определению границ земельных участков в рамках рассматриваемой по данному делу процедуры резервирования земель для муниципальных нужд основано на документации территориального планирования, пришел к выводу, что основания для признания незаконным оспариваемого постановления отсутствуют, в связи с чем отказал в удовлетворения требований ОАО «ЖТК».

Довод общества о неправомерности наложения ограничений принадлежащих ему прав на весь земельный участок, несмотря на то обстоятельство, что в границах резервируемых земель находится лишь его незначительная часть, администрацией должно было быть произведено межевание участка, определение точек координат границ той его части, на которую наложены ограничения, суд посчитал несостоятельным, поскольку из содержания оспариваемого ненормативного акта следует, что в границах резервируемых земель находится часть указанного земельного участка площадью 641 кв. м, соответственно, права ОАО «ЖТК» как собственника рассматриваемого объекта недвижимого имущества подлежат ограничению в указанной выше части.

При этом суд указал, что если ОАО «ЖТК» полагает необходимым провести межевание рассматриваемой части объекта недвижимого имущества, поставить ее на кадастровый учет, оно, как собственник объекта, может воспользоваться принадлежащим ему соответствующим правом, обязанности администрации по выделу такой части нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Довод общества о неуказании заинтересованным лицом во вводной части Постановления № 1775-п документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель, суд первой инстанции отклонил, поскольку то обстоятельство, что оспариваемый ненормативный акт не содержит ссылки на документацию по планировке территории, основанием для вывода о его недействительности не является.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201, статьями 65, 71 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктами 1, 2, 4 статьи 70.1, статьями 56.1, 70, подпунктом 2 пункта 1 статьи 49, подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ, пунктами 2, 5, 6, 7, 8, 9 Положения № 561, частью 2 статьи 42 ГрК РФ, пунктом 3 статьи 12, пунктом 2 статьи 13, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 18, пунктами 1, 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), частью 3 статьи 1, пунктом 9 части 2 статьи 7, частью 4 статьи 20, пунктом 2 части 1 статьи 22, частью 12 статьи 25, частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), пунктами 65, 71 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (далее – Порядок № 42), и исходил из того, что органом местного самоуправления не представлены доказательства подготовки межевого плана в отношении части спорного земельного участка, которая войдет в территорию резервирования, доказательства внесения соответствующих сведений в ГКН, а также доказательства того, что часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, подлежащая резервированию, считается учтенной в соответствии Законом № 221-ФЗ, что в нарушение требований статей 12, 18, 20 Закона № 122-ФЗ привело к государственной регистрации ограничения прав заявителя на весь принадлежащий ему земельный участок, а не на соответствующую часть земельного участка, подлежащую резервированию, в связи с чем посчитал, что оспариваемый ненормативный акт администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии со статьей 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2 статьи 70.1 ЗК РФ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Согласно части 7 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Положения № 561 решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу пункта 5 Положения № 561 решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения № 561).

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков (пункт 7 Положения № 561).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Закона № 221-ФЗ (пункт 8 Положения № 561).

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом № 122-ФЗ (пункт 9 Положения № 561).

Как установлено судом апелляционной инстанции, согласно содержанию оспариваемого ненормативного акта ограничению подлежат права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов тех земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В приложении к Постановлению № 1775-п содержится перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для муниципальных нужд, однако в нарушение требований пункта 6 Положения № 561 в перечне и схеме резервируемых земель не содержатся необходимые для внесения в ГКН сведения о частях земельных участков, которые подлежат резервированию (не указано на то, какие конкретно участки подлежат резервированию частично, не указаны площадь и координаты таких частей земельных участков). В связи с этим апелляционный суд обоснованно счел не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции, основанный на документах, которые не вошли в состав приложений оспариваемого постановления, о том, что из содержания оспариваемого ненормативного акта следует, что в границах резервируемых земель находится лишь часть земельного участка заявителя площадью 641 кв. м, и, следовательно, права собственника подлежат ограничению в означенной выше части.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений.

Пунктом 3 статьи 12 Закона № 122-ФЗ установлено, что разделы ЕГРП, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом № 221-ФЗ.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Закона № 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии Законом № 221-ФЗ.

Статьей 70 ЗК РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона № 221-ФЗ с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка) документами являются, в том числе, межевой план; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости).

Согласно части 12 статьи 25 Закона № 221-ФЗ учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения ГКН. Внесенные в ГКН сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета при принятии указанного в пункте 4 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ решения, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (часть 5 статья 15 Закона № 221-ФЗ).

В соответствии с пунктом 65 Порядка № 42, в Реестр вносятся следующие сведения о частях земельного участка:

1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;

2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра и с указанием погрешности вычисления;

3) описание местоположения границы части земельного участка в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, а также картой (планом) объекта землеустройства и в соответствии с пунктом 72.1 Порядка (в случае если часть земельного участка образована в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории);

4) сведения о прекращении существования части земельного участка (дата снятия с кадастрового учета).

Сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 пункта 65 Порядка, вносятся в Реестр на основании межевого плана (пункт 71 Порядка № 42).

Применительно к порядку государственного кадастрового учета земельных участков, предусмотренному статьей 38 Закона № 221-ФЗ, а также с учетом пункта 2 Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка.

Исходя из положений указанных норм апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что действующим законодательством определен порядок внесения органом кадастрового учета в ГКН сведений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территории при поступлении соответствующих документов.

Сведения ГКН о частях земельного участка и обременениях отражаются в разделах КП.3, КП.4 кадастрового паспорта земельного участка, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незаверешнного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории», действовавшим в рассматриваемый период.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что органом местного самоуправления не представлены доказательства подготовки межевого плана в отношении части спорного земельного участка, которая войдет в территорию резервирования, доказательства внесения соответствующих сведений в ГКН, а также доказательства того, что часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243, подлежащая резервированию, считается учтенной в соответствии с Законом № 221-ФЗ, что в нарушение требований статей 12, 18, 20 Закона № 122-ФЗ привело к государственной регистрации ограничения прав заявителя на весь принадлежащий ему земельный участок, а не на соответствующую часть земельного участка, подлежащую резервированию, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый ненормативный акт администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:


постановление от 26.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4505/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий В.В. Сирина


Судьи Н.В. Орлова


С.Н. Тамашакин

Суд:

ФАС ЗСО (ФАС Западно-Сибирского округа) (подробнее)

Истцы:

ОАО "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ" (подробнее)

Ответчики:

Администрация города Омска (подробнее)

Иные лица:

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (подробнее)
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (подробнее)
Департамент имущественных отношений администрации города Омска администрации города Омска (подробнее)
Департамент финансов и контроля Администрации г.Омска (подробнее)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (подробнее)