Постановление от 23 ноября 2016 г. по делу № А78-4990/2016


/

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Дело №А78-4990/2016
23 ноября 2016 года
город Иркутск





Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рудых А.И.,

судей: Звечаровской Т.А., Качукова С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,

при участии в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде, представителей: федерального государственного бюджетного учреждения «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Филиппова М.В. (доверенность № 10/7-11-285 от 07.11.2016), Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края – Цимбалова П.В. (доверенность № 21 от 15.09.2016),

с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Скажутиной Е.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Моряхиной О.И.,

рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 июля 2016 года по делу № А78-4990/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Попова И.П., суд апелляционной инстанции: Даровских К.Н., Гречаниченко А.В., Монакова О.В.),

установил:


федеральное государственное бюджетное учреждение «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ОГРН 1127536006070, ИНН 7536129908, адрес: 672038, г. Чита, далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края (далее - Министерство природных ресурсов) и Министерству финансов Забайкальского края (далее – Министерство финансов) о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края 500 000 рублей задолженности, 68 599 рублей 44 копеек неустойки и 4062 рублей 50 копеек штрафа.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2016 года, с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу истца взыскано 500 000 рублей долга, 68 599 рублей 44 копеек неустойки; в части требований о взыскании штрафа производство по делу прекращено в связи отказом истца от иска в данной части; в иске к Министерству природных ресурсов - отказано.

Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 214, 309, 310, 329 (пункт 1), 330, 401 (пункт 3), 779 (пункт 1), 781 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 71, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», статьи 3, 13, 34 (части 5, 9) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), статьи 2, 3, 12 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», статьи 1, 2, 3 (пункт 3.3), 5 Соглашения между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Забайкальского края о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения от 27.05.2009 (далее – Соглашение от 27.05.2009).

В кассационной жалобе Министерство финансов просит решение и постановление отменить, «принять по делу новый судебный акт, в требовании о взыскании задолженности с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края отказать за необоснованностью».

По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком, поскольку по обязательствам, вытекающим из спорного контракта в связи с ненадлежащей оплатой произведенных истцом работ, взыскание должно быть произведено с субъекта Российской Федерации – Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов, являющегося стороной по договору и главным распорядителем средств краевого бюджета по ведомственной принадлежности.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, указывая на их необоснованность.

Министерство природных ресурсов отзыв на кассационную жалобу не представило.

Присутствующие в Четвертом арбитражном апелляционном суде представитель учреждения подтвердил позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, представитель Министерства природных ресурсов поддержал возражения учреждения.

Министерство финансов о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления № 03573), информация в сети «Интернет» на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 ноября 2016 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 21 ноября 2016 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на портале Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru/grad/., на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.

После перерыва, представители учреждения и Министерства природных ресурсов приняли участие в заседании суда кассационной инстанции.

Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Между Министерством природных ресурсов (государственный заказчик) и учреждением (исполнитель) заключены государственные контракты № 2П/14 от 03.02.2014 и № 2П/15 от 27.02.2015 на оказание услуг по предоставлению информации (гидрометеорологической и по мониторингу окружающей среды на территории Забайкальского края).

Предусмотренные контрактами услуги управлением оказаны и приняты заказчиком по актам об оказании услуг, по контракту № 2П/14 заказчиком произведена частичная оплата.

Ссылаясь на то, что оплата оказанных услуг произведена ответчиком частично, задолженность составляет 500 000 рублей, с соблюдением претензионного порядка, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования, арбитражные суды исходили из доказанности истцом наличия оснований для удовлетворения иска за счет средств казны Забайкальского края в лице Министерства финансов.

Выводы о наличии оснований для удовлетворения иска обоснованы в силу следующего.

К правоотношениям сторон судами правильно применены нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по заключению государственных контрактов по оказанию услуг.

Во исполнение вышеназванных государственных контрактов, заключенных на основании Соглашения от 27.05.2009, истцом оказаны услуги по предоставлению оперативной фактической и прогностической специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды на территории Забайкальского края.

Получателями услуг по спорным государственным контрактам согласно календарному графику являются органы исполнительной власти Забайкальского края и краевые государственные учреждения, источником финансирования - средства краевого бюджета (пункт 2.6 контракта от 03.02.2014, пункт 2.4 контракта от 27.02.2015).

Согласно Положению о Министерстве финансов, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 № 93, Министерство финансов является главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края.

Данные обстоятельства, а также объем предусмотренных контрактами услуг, их стоимость и факт оказания подтверждены материалами дела, судами установлены и сторонами не оспариваются.

Доказательств выделения Министерством финансов бюджетных ассигнований в полном объеме на погашение образовавшейся задолженности Министерству природных ресурсов в материалах дела не имеется и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто.

С учетом изложенного, установленных по данному конкретному делу фактических обстоятельств, вывод судов о наличии оснований для взыскания заявленных сумм за счет средств казны Забайкальского края с Министерства финансов, как главного распорядителя бюджетных средств Забайкальского края является правильным.

Довод заявителя кассационной жалобы о взыскании задолженности с ненадлежащего ответчика был предметом рассмотрения арбитражных судов и отклонен со ссылкой на установленные при рассмотрении дела обстоятельства (условия Соглашения от 27.05.2009, государственных контрактов, полномочия, определенные в Положениях о Министерстве финансов и Министерстве природных ресурсов).

Выводы судов об установленных обстоятельствах соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами соблюдены.

Оснований для переоценки доказательств у кассационного суда не имеется в силу его полномочий, определенных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики кассационным судом не принимаются, поскольку судебные акты, принятые по данным делам основаны на иных, отличных от настоящего дела фактических обстоятельствах, и не относятся к судебным актам, указанным в части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:


Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 июля 2016 года по делу № А78-4990/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи


А.И. Рудых

Т.А. Звечаровская

С.Б. Качуков

Суд:

ФАС ВСО (ФАС Восточно-Сибирского округа) (подробнее)

Истцы:

ФГБУ "Забайкальское УГМС" (подробнее)
ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (подробнее)

Ответчики:

Министерство природныз ресурсов и промышленной политики Забайкальского края (подробнее)
Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края (подробнее)
Министерство финансов Забайкальского края (подробнее)
Министерство финансов по Забайкальскому краю (подробнее)