Постановление от 23 ноября 2016 г. по делу № А62-499/2016


/


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

Дело № А62-499/2016
г. Калуга
23 ноября 2016 года





Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2016


Арбитражный суд Центрального округа в составе:


председательствующего судьи

Ключниковой Н.В.


судей

Стрегелевой Г.А.



при ведении протокола в судебном

помощником судьи

Смолко С.И.


заседании кассационной инстанции

Частиковой О.В.



при участии в заседании:



от общества с ограниченной ответственностью «Жилищник 1» (ОГРН 1056700017527, ИНН 6725011314, ул. 17-й Микрорайон, д. 2/3, г. Рославль, Смоленская обл., 216507);


не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;



от Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, ул. Энгельса, д. 23, г. Смоленск, 214014);


от акционерного общества «Атомэнергосбыт» (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, ул. Летниковская, д. 10, стр. 4, г. Москва, 115114);


от Громовой Валентины Алексеевны (Смоленская область, г. Рославль);

Ковальчук О.В. – представителя по доверенности от 04.10.2016 № 10942;



не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;



не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;



рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2016 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (судьи Еремичева Н.В., Григорьева М.А., Стаханова В.Н.) по делу № А62-499/2016,


У С Т А Н О В И Л :


Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник 1» (далее –ООО «Жилищник 1», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – Инспекция, административный орган) от 25.12.2015 № П-180-ЖКУ/2015.

В деле участвовали: акционерное общество «Атомэнергосбыт» (далее – АО «Атомэнергосбыт»), Громова В.А.

Решением суда от 21.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.

АО «Атомэнергосбыт» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить их мотивировочные части, исключив, по мнению заявителя жалобы, ошибочные выводы о невозможности оказания ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги по электроснабжению непосредственно собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, и, как следствие, об отсутствии права взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении правовых норм, в том числе части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Подробно доводы АО «Атомэнергосбыт» изложены в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами АО «Атомэнергосбыт», посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Инспекции, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения поступившего в Инспекцию письменного обращения гражданки, проживающей в многоквартирном доме № 2 в 15 микрорайоне г. Рославля Смоленской области, на основании приказа от 10.12.2015 № 2135/ИП административным органом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды.

В ходе проверки установлено, что указанный многоквартирный дом находится в управлении Общества согласно договору управления от 01.08.2011.

Многоквартирный дом включен в приложение к лицензии на осуществление Обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом от 30.04.2015 № 064.

Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии.

Несмотря на то обстоятельство, что Общество приступило к управлению многоквартирным домом в 2011 году до настоящего времени ООО «Жилищник 1» не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем в нарушение положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пункта 17 Правил № 354 расчет платы за электрическую энергию собственникам (нанимателям) помещений указанного дома производит непосредственно АО «АтомЭнергоСбыт».

При этом в квитанции собственникам включается расчет по оплате услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определяемого в соответствии с абзацем 4 пункта 44 Правил № 354, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения («сверхнормативный» объем).

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.12.2015 № 62/50.

По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 25.12.2015 № П-180-ЖКУ/2015, которым Обществу предписано в срок до 27.06.2016 (с учетом решения от 23.05.2016 «О продлении срока исполнения предписания»): 1) обеспечить предоставление коммунальных услуг, в том числе электроснабжение, собсьвенникам и потребителям, проживающим в доме № 2, 15 микрорайона г. Рославля Смоленской области с момента заключения договора управления многоквартирным домом; 2) привести порядок расчета платы за коммунальную услугу «электроснабжение», в том числе предоставленную на общедомовые нужды, для собственников помещений и потребителей, проживающих в указанном многоквартирном доме в соответствие с пп. 2 п. 44 Правил № 354; 3) заключить договор ресурсоснабжения с филиалом «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергосбыт».

Не согласившись с предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, отказывая в удовлетворении которого, суд правомерно исходил из следующего.

В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).

Суды установили, что в период спорных правоотношений собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления домом управляющей организацией и не принимали решения о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации. Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с жильцов вышеуказанного дома была возложена на управляющую компанию.

Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что внесение жителями платы за коммунальные услуги (в т.ч. на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение управляющей организации как «исполнителя» коммунальной услуги от возложенной на нее действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением многоквартирных домов соответствующих платежных документов являются неправомерными, противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам № 354.

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к данным правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами № 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В таких случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к Правилам № 354.

В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме реализовали право выбора способа управления домом и приняли решение о заключении договора с управляющей компанией. Вместе с тем собственники не принимали решения об оплате стоимости коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества ресурсоснабжающей организации, а также об оплате стоимости такой коммунальной услуги в полном объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления такой коммунальной услуги в проверяемый период.

На основании изложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого предписания и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


П О С Т А Н О В И Л :


Решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу № А62-499/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий Н.В. Ключникова


Судьи Г.А. Стрегелева


С.И. Смолко

Суд:

ФАС ЦО (ФАС Центрального округа) (подробнее)

Истцы:

ООО "Жилищник 1" (подробнее)

Ответчики:

Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (подробнее)
ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ