Решение от 21 ноября 2016 г. по делу № А11-8530/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А11-8530/2016
г. Владимир
21 ноября 2016 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Кольчугинского межрайонного прокурора (601785, Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Добровольского, д. 9) о привлечении индивидуального предпринимателя Стыро Михаила Николаевича (601787, Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Спортивная, д. 27, кв. 2; ИНН 330601788753, ОГРН 311332624300014) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон, надлежащим образом извещённых о начавшемся судебном процессе (почтовое уведомление № 14766 вручено 27.09.2016; заказные письма с почтовыми уведомлениями № 14765, 14767); информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.

Кольчугинский межрайонный прокурор (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Стыро Михаила Николаевича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель отзыв на заявление не представил.

Стороны не заявили возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощённого производства.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

14.09.2016 Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения предпринимателем законодательства в сфере оборота продовольственной продукции (мяса и мясной продукции) в торговой секции, принадлежащей предпринимателю, по адресу: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Веденеева, д. 22.

В ходе контрольных мероприятий установлено, что предприниматель осуществлял розничную продажу продуктов питания (фарша комбинированного 4 кг, сала "По-домашнему" 4 кг, грудинки варёно-копчёной свиной 3,5 кг, корейки варёно-копчёной свиной 2,5 кг) в отсутствие документов о соответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов, тем самым нарушив положения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".

Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.09.2016.

Прокурор, усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес постановление от 15.09.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные прокурором доказательства, приведённые им доводы и возражения, считает предъявленное требование обоснованным.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов") безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В силу статьи 3 данного Федерального закона в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору; если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (пункт 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

На основании пункта 1 статьи 10 рассматриваемого Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу пункта 2 названной статьи информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названого Федерального закона технические регламенты принимаются в целях, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 7 указанного Федерального закона содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путём внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Согласно статье 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция непромышленного изготовления – это пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности.

Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 3 статьи 21 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").

Частью 1 статьи 30 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" определено, что оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, может проводиться в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, на момент проверки (14.09.2016) в торговой точке предпринимателя по адресу: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Веденеева, д. 22, на реализации находились фарш комбинированный 4 кг, сало "По-домашнему" 4 кг, грудинка варёно-копчёная свиная 3,5 кг, корейка варёно-копчёна свиная 2,5 кг в отсутствие документов о соответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.09.2016 и не отрицаются предпринимателем (постановление от 15.09.2016 о возбуждении дела об административном производстве).

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

При осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности предприниматель обязан выполнять требования действующего законодательства.

Предприниматель является профессиональным участником на рынке реализации продовольственных товаров. Следовательно, обязан знать требования в области продажи пищевой продукции, соблюдать требования технических регламентов на данную продукцию.

Вина предпринимателя выразилась в несоблюдении требований действующего законодательства в сфере торговли продовольственными товарами при наличии у него возможности для их соблюдения. Предприниматель должен был и мог предвидеть наступление вредных последствий своих действий (бездействия), но не предвидел возможность их наступления, что характеризуется наличием вины предпринимателя в форме неосторожности (часть 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В рассматриваемом случае предприниматель не представил доказательств, подтверждающих, что он предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Арбитражным судом не установлено наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению предпринимателем требований законодательства в области реализации пищевых продуктов, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Поскольку наличие в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено имеющимися в деле материалами (акт проверки от 14.09.2016, постановление от 15.09.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении), по существу предпринимателем не оспорено (объяснения в постановлении от 15.09.2016), арбитражный суд признаёт последнего виновным в совершении вменяемого административного правонарушения и назначает ему административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании части 2 указанной статьи при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2009 № 919-О-О, соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания. Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.

В связи с этим применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитываемых при назначении наказания обстоятельств, доказательства, в подтверждение которых могут быть представлены как административным органом, так и привлекаемым к ответственности лицом.

При назначении предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. арбитражный суд на основании статей 4.1 (часть 2), 4.2 (часть 2) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает личность правонарушителя, характер совершённого им административного правонарушения, факт совершения правонарушения впервые, принимает во внимание принцип соразмерности наказания совершённому правонарушению.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, а также перечисленных в статьях 2.9, 4.1.1, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.

В данном случае назначенное предпринимателю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры проведения проверки и привлечения предпринимателя к административной ответственности прокурором не допущено.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:


привлечь индивидуального предпринимателя Стыро Михаила Николаевича (601787, Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Спортивная, д. 27, кв. 2; ИНН 330601788753, ОГРН 311332624300014) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья Н.Г. Тимчук

Решение подлежит исполнению лицом, привлечённым к административной ответственности, в добровольном порядке не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу путём перечисления штрафа по следующим платёжным реквизитам: получатель: Управление Федерального казначейства по Владимирской области (прокуратура Владимирской области), ИНН 3327102172, КПП 332701001, БИК 041708001, ОКТМО 17701000, расчётный счёт 40101810800000010002 в отделении Владимир, КБК 415 116 90050 05 6000 140.

Суд:

АС Владимирской области (подробнее)

Истцы:

Кольчугинский межрайонный прокурор (подробнее)

Ответчики:

Стыро М. Н. (подробнее)