Решение от 25 ноября 2016 г. по делу № А58-5018/2016


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ


Дело № А58-5018/2016
25 ноября 2016 года
город Якутск





Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2016 года

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2016 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Артамоновой Л. И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет по молодежной и семейной политике муниципального образования "Ленский район" РС(Я)" (ИНН 1414015074, ОГРН 1111414000015) к Обществу с ограниченной ответственностью "Гурман+" (ИНН 1414013302, ОГРН 1081414000051) о взыскании 600 000 рублей,

при участии представителя ответчика Акчурин Р.З. по доверенности, от истца – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:


Муниципальное казенное учреждение "Комитет по молодежной и семейной политике муниципального образования "Ленский район" РС(Я)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Гурман+" о возврате субсидии 600 000 рублей.

Истец на судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 17.11.2016 с 12 часов 20 минут до 18.11.2016 до 12 часов.

На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.

Ответчик возражает против удовлетворения иска в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

6 августа 2014 года между истцом и ответчиком заключено Соглашение о предоставлении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету МО «Ленский район» на создание туристских комплексов на территории перспективных рекреационных кластеров (далее - Соглашение).

Предметом соглашения является предоставление субсидии на создание туристских комплексов в соответствии с подпрограммой «Создание современных туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно пункта 1. 2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется на условиях долевого финансирования расходов:

- 50 % за счет ООО «Гурман+»,

- 40% за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я) в размере 600 000 рублей,

- 10 % за счет средств муниципального бюджета МО «Ленский район» в размере 150 000 рублей.

Во исполнение условий соглашения истец перечислил ответчику 750 000 рублей на проведение мероприятий, указанных в пункте 1.3 соглашения, что подтверждается платежными поручениями № 514 от 22.09.2014, № 525 от 22.09.2014, № 646 от 28.10.2014, № 645 от 28.10.2014.

Пунктом 2.2.2 Соглашения предусмотрена обязанность ответчика обеспечивать своевременное представление Комитету отчетности о расходах бюджета МР, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также средства МО «Ленский район» по форме и в порядке, установленных Министерством по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я).

Согласно пункту 3.3 Соглашения в случае непредставления материалов и документов в соответствии с пунктом 2.2.2 или нецелевого использования им средств Комитет имеет право расторгнуть настоящее Соглашение в одностороннем порядке, а также потребовать возврата средств полностью или частично.

Истец указал, что в декабре 2015 года по результатам проверки Контрольно-счетным органом МО «Ленский район» РС (Я) выявлено нецелевое использование ответчиком выделенных денежных средств, о чем составлен акт от 16.12.2015 № 18-01-11/07, поскольку при проверке банковской операции по платежному поручению № 131 от 22.05.2014 на сумму 950 000 рублей АО «Россельхозбанк» (Якутский филиал) не подтвердил факт совершения операции.

13 января 2016 года Министерством по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я) издан приказ № П-11 о применении мер принуждения в виде восстановления в доход государственного бюджета МР «Ленский район» суммы нецелевого использования предоставленной субсидии в размере 600 000 рублей.

12 февраля 2016 года МО «Ленский район» РС (Я) издано распоряжение № 12-04-000089/16 «О перечислении средств в доход государственного бюджета РС (Я)». Администрация МО «Ленский район» на основании указанного распоряжения произвела возврат средств в государственный бюджет РС (Я), что подтверждается заявкой на возврат от 03.03.2016 № 65.

В связи с данными обстоятельствами истец направил ответчику требование о возврате указанных средств (№ 13-01-09-40/16 от 15.02.2016). Ответчик письмом № 004 от 25.02.2016 отказался от исполнения требования о возврате субсидии, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Ответчик в отзыве от 18.10.2016 с иском не согласен, указал, что он недостоверную копию платежного поручения № 131 от 22.05.2014 на сумму 950 000 рублей истцу не предоставлял.

Выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, основанием для возврата выделенных в качестве субсидий денежных средств, является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О).

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство 7 А58-7600/2014 обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Между тем возложение на субъекта малого предпринимательства обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры поддержки начинающего субъекта малого предпринимательства, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, не согласуется с общепризнанными правовыми принципами.

Материалами дела подтверждается факт использования предоставленной субсидии на создание туристского комплекса «Жарки», расположенной в п. Нюя Ленского района, о чем составлен акт проверки комиссии с участием представителей Муниципального образования «Ленский район» РС (Я) от 11.12.2014.

По мнению суда, истцом не доказано, что полученная ответчиком субсидия использована не по назначению, соответствующему приложенным к заявке на получение субсидии документам, тогда как ответчиком подтверждено, что полученные средства были направлены для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия.

Довод истца в отношении расходования денежных средств не в соответствии с целями бюджетного финансирования не нашел документального подтверждения, при этом фактов расходования денежных средств на иные цели также не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


в иске Муниципального казенного учреждения "Комитет по молодежной и семейной политике муниципального образования "Ленский район" РС(Я)" (ИНН 1414015074, ОГРН 1111414000015) к Обществу с ограниченной ответственостью "Гурман+" (ИНН 1414013302, ОГРН 1081414000051) о взыскании 600 000 рублей отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.


Судья

Артамонова Л. И.

Суд:

АС Республики Саха (подробнее)

Истцы:

Муниципальное казенное учреждение "Комитет по молодежной и семейной политике муниципального образования "Ленский район" РС(Я)" (подробнее)

Ответчики:

Общество с ограниченной ответственностью "Гурман+" (подробнее)