Решение от 25 ноября 2016 г. по делу № А51-6304/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А51-6304/2016
г. Владивосток
25 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Запеваловым Е.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Транзит» (ИНН 2539045291, ОГРН 1022502123093, дата регистрации 15.11.2002, юридический адрес 690054, Приморский край, г.Владивосток, ул.Шоссейная 3-я, 21)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767; ОГРН 1052504398484; дата регистрации 15.04.2005; юридический адрес 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская д. 21 копр. А)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Федеральная таможенная служба (ИНН 7730176610; ОГРН 1047730023703; дата регистрации 09.09.2004; 121087, г.Москва, ул.Новозаводская д. 11/5)

о признании решения от 16.02.2016 №10702000/160216/38 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела; о признании решения от 19.02.2016 №10702000-27-27-/12 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций незаконным; о признании решения от 09.03.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10702030/140814/0080225 незаконным,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Алексеев Д.А. доверенность от 04.04.2014 года, паспорт;

от Владивостокской таможни: представитель Хисматулина А.М. доверенность №211 от 16.08.2016 года, удостоверение; представитель Баскаков П.А., доверенность №230 от 29.09.2016 года, удостоверение;

от Федеральной таможенной службы: представитель Аверкина А.А. доверенность №186 от 31.12.2015 года, удостоверение.

установил:


общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Транзит» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне о признании решения от 16.02.2016 №10702000/160216/38 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела; о признании решения от 19.02.2016 №10702000-27-27-/12 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций незаконным; о признании решения от 09.03.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10702030/140814/0080225.

Определением суда от 18.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба России.

Определением суда от 22.06.2016 производство по делу № А51-6304/2016 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А51-6305/2016.

Определением суда от 25.11.2016 производство по делу № А51-6304/2016 было возобновлено.

Как следует из заявления, поддержанного представителем в судебном заседании, представленный при декларировании товара сертификат по форме СТ-2 оформлен надлежащим образом и соответствует всем требованиям. Также содержит все сведения, предусмотренные Правилами определения страны происхождения товаров, в том числе в графе 4 указаны проставленный штампом номер, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен. Кроме того, общество указало, что о происхождении товара в Республики Сербия свидетельствуют и иные сопроводительные документы, что не оспаривается таможенным органом.

Таможенный орган по заявленным требованиям возразил, пояснил, что согласно ответу ФТС РФ от 27.10.2015 спорный сертификат заполнен с нарушением Требований к заполнению сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, в связи с чем таможенным органом было принято решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления режима свободной торговли, на основании которого таможней было принято решение об отменен тарифной преференции в отношении товара №1 по спорной ДТ.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Транзит» в рамках контракта №MS-10/14 от 21.04.2014 в августе 2014 года ввезло на таможенную территорию ТС товар – мясо свинины замороженное на кости – полутуши ЭВГ в шкуре в полиблоках навалом, «Frozen Pork Sides-EWG», 568 штуки, для реализации на внутреннем рынке РФ, срок хранения 1 год при t от -18С до -24С; дата выработки: май 2014 года; код ОКП: 92 1130; изготовитель: Koteks D.O.O RS 01170; товарный знак отсутствует; заявленный код товара 0203211009 ТН ВЭД ТС, страна происхождения Республика Сербия.

Указанный товар оформлен по ДТ №10702030/140814/0080225 во Владивостокской таможне. В качестве основания для предоставления тарифных преференций Владивостокской таможне одновременно с предоставлением таможенной декларации был представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-2 от 05.06.2014, в связи с чем в ходе таможенного декларирования были предоставлены тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Однако, решением №10702000/160216/38 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного в области таможенного дела отменено решение Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций в отношении товара №1 в спорной ДТ.

В связи с принятием указанного решения Владивостокской таможней также приняты решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 19.02.2016 №10702000-27-27-/12, согласно которому отказано в предоставлении тарифной преференции; и решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 09.03.2016, согласно которому декларанту необходимо представить корректировку декларации на товары (и ее электронную копию) и декларацию таможенной стоимости (и ее электронную копию), а в случае уплаты таможенных налогов пошлин, документы, подтверждающие их уплату.

Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Подпункт 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Исходя из норм пункта 2 статьи 95 ТК ТС, таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии со статьёй 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.

Статьей 183 ТК ТС определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей (подпункт 10 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).

В соответствии со статьей 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе тарифные преференции.

Согласно статье 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождении товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).

В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру.

При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 ТК ТС). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 ТК ТС).

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (заключено в г. Белграде 28.08.2000, далее – Соглашение, от 28.08.2000) определено, что договаривающиеся стороны будут стремиться в течение пятилетнего периода принять согласованные меры к поэтапной отмене во взаимной торговле ввозных таможенных пошлин и эквивалентных им сборов в отношении товаров, происходящих с таможенной территории государств договаривающихся сторон.

Во исполнение требований статьи 4 Соглашения от 28.08.2000 был подписан Протокол № 953-р издано Распоряжение Правительства РФ «О подписании Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.».

В соответствии со статьей 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.

Пунктом 1 статьи 9 Правил определено, что для подтверждения страны происхождения товара в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата.

Статьей 8 Правил определения страны происхождения товаров установлены условия предоставления режима свободной торговли, одним из которых (пп. 2 п. 1 ст. 8) является представление в таможенные органы страны ввоза сертификата происхождения товаров формы СТ-2, являющегося неотъемлемой частью Правил определения страны происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), подробно приведенными в ст. 12 Правил определения страны происхождения товаров.

На основании п. 5 Приказа ФТС России от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, необходимо использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.

Согласно п. 3 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров, уполномоченные органы государств сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.

В таких случаях таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (п. 4 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров).

Статьей 12 Правил определены требования и порядок заполнения каждой из тридцати граф сертификата. В ходе проверки правильности заполнения спорного сертификата на предмет соответствия Правилам выявлены следующие нарушения.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 12 Правил определено, что в графе 4 сертификата указываются его регистрационный номер, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен. Допускается внесение регистрационного номера от руки или проставление штампом.

Вместе с тем, оценив спорный сертификат, суд установил отсутствие в графе 4 регистрационного номера.

Однако, при этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает. То есть сертификат не является единственным документом, необходимым для определения страны происхождения товара.

Полно и всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суд установил, что ввезенный ООО «ДВ-Транзит» товар происходит из Республики Сербия, что подтверждается контрактом с учетом приложения, инвойсом от 04.06.2017, ветеринарным сертификатом VS-40/15а (CS-RU, BY, KZ) 000181 (пункт 1.6), сертификатом качества от 05.06.2014. Наименование товара, сведения об отправителе и получателе товара, его вес в представленных документах совпадают со сведениями, указанными в сертификате.

Судом также учитывается ответ уполномоченного органа Республики Сербия от 11.05.2016 на запрос общества, согласно которому данный орган выдавал спорный сертификат.

В свою очередь, у таможни при таможенной проверке в силу статьи 11 Правил при взаимодействии с уполномоченными органами республики Сербия имелась возможность установить требуемые сведения относительно подлинности спорного сертификата и проверки достоверности содержащихся в нем сведений. Таким образом,

В статье 13 Правил указано, что таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае: 1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил; 2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений; 3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.

Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что спорный сертификат относится к другому товару, который отличается от ввезенных обществом, таможенный орган не представил в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, равно как, не представил доказательств направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Республики Сербия, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

По смыслу вышеуказанных норм целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.

То, что в спорном сертификате отсутствует справочный (регистрационный) номер, не может являться основанием для лишения общества права на применение тарифных преференций, поскольку таможенный орган не воспользовался предоставленными ему пунктом 5 статьи 61 ТК ТС контрольными полномочиями по обращению к национальным органам или организациям страны, которые выдали сертификат.

Более того, в своих дополнительных возражениях по делу таможенный орган указал, что не заявляет о фальсификации спорного сертификата, а лишь указывает на его неправильное заполнение.

Таким образом, поскольку в спорной ситуации сертификат не может быть признан ненадлежащим лишь по тем основаниям, что в нем не указан его регистрационный номер и иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата таможней не выявлено, страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается, у последней отсутствовали основания для отказа в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявитель необоснованно лишен таможенным органом права на получение тарифных преференций, и на него в отсутствие достаточных на то оснований, необоснованно возложена обязанность по внесению изменений в сведения, указанные в спорной декларации на товары, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:


Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 16.02.2016 №10702000/160216/38 «Об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица в области таможенного дела», как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 19.02.2016 №10702000-27-27-/12 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 09.03.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10702030/140814/0080225, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

В вышеуказанной части решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Транзит» 9 000 (девять тысяч) рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Борисов Д.В.

Суд:

АС Приморского края (подробнее)

Истцы:

ООО "ДВ-Транзит" (подробнее)

Ответчики:

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ (подробнее)

Иные лица:

Федеральная таможенная служба России (подробнее)