Решение от 25 ноября 2016 г. по делу № А63-13516/2016


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


г. Ставрополь Дело № А63 – 13516/2016.

25 ноября 2016 года.

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Довнар О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Греховодовой Н.В.,

рассмотрев исковое заявление комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, Ставропольский край, г. Кисловодск, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН 1102635006462, г. Ставрополь, к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь,

о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, сооружение дорожного транспорта, кадастровый номер 26:34:030106:53, протяженностью 336 м, расположенное по адресу: Ставропольский край. г. Кисловодск, ул. Войкова (от пр. Дзержинского до ул. Делегатской),

в отсутствие участников процесса (извещены),

У С Т А Н О В И Л:


комитет по управлению муниципальным имуществом города Кисловодска, обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, и к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, о признании права муниципальной собственности на сооружение дорожного транспорта, кадастровый номер 26:34:030106:53, протяженностью 336 м, расположенное по адресу: Ставропольский край. г. Кисловодск, ул. Войкова (от пр. Дзержинского до ул. Делегатской).

Исковые требования мотивированы тем, что заявленная автомобильная дорога расположена в пределах границ муниципального образования города-курорта Кисловодска и являются муниципальной собственностью в силу положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В заседание суда 22 ноября 2016 года стороны, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечили.

Истец представил по средствам электронной связи ходатайство о рассмотрении иска по существу в отсутствие представителя и о приобщении дополнительных документов.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в отзыве просило в иске отказать в связи с тем, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края в отзыве просило не возражало против удовлетворения требований и просило рассмотреть спор в отсутствие представителя.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Суд считает возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание по существу 22.11.20.16 года в связи с отсутствием возражений представителей истца и ответчика.

Суд рассматривает спор в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявленная асфальтированная автомобильная дорога расположена в пределах границ муниципального образования города-курорта Кисловодска. Это обстоятельство подтверждается технической документацией и не оспаривается сторонами.

Документация по строительству и вводу автомобильной дороги утрачена и суду не представлена.

Указанная автомобильная дорога имеется в наличии (кадастровые паспорта объектов недвижимости) и имеет следующие характеристики: объект недвижимого имущества, сооружение дорожного транспорта, кадастровый номер 26:34:030106:53, протяженностью 336 м, расположенное по адресу: Ставропольский край. г. Кисловодск, ул. Войкова (от пр. Дзержинского до ул. Делегатской).

На основании решения Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края №154-38 от 24.12.2008 указанная автомобильная дорога общего пользования включена в реестр муниципального имущества муниципального образования города-курорта Кисловодска и закреплена за Управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска на праве оперативного управления (решение №52-412 от 05.04.2012).

Осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, к числу которых относится спорная автомобильная дорога, отнесено Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за счет средств местного бюджета.

Истец (орган местного самоуправления, его Управление городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска) открыто и добросовестно владеет автомобильной дорогой на праве собственника и своими средствами несет расходы по содержанию объектов недвижимости, однако документация, связанная со строительством сооружения и вводом его в эксплуатацию, или какие-либо другие правоустанавливающие документы на спорные объекты отсутствуют, в связи с чем истец лишен другой возможности, кроме как по решению арбитражного суда, установить право собственности на данную автомобильную дорогу.

Притязаний на указанный объект со стороны третьих лиц не заявлено, ограничения (обременения) не зарегистрированы, что подтверждается справками об отсутствии имущества в реестрах федеральной, краевой собственности, выписками из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных прав.

Из Перечня автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №928 следует, что спорная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.

Из Перечня автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 №334-п следует, что спорный объект недвижимости не является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Истец просит признать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться, в том числе автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно пункту 8 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Таким образом, автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам.

Из представленной технической документации следует и не оспаривается сторонами, что заявленный спорный объект недвижимости расположен в пределах границ муниципального образования города-курорта Кисловодска, Ставропольского края.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Особый порядок государственной регистрации прав на автомобильные дороги Законом о регистрации не предусмотрен.

Таким образом, и учитывая, что заявленная автомобильная дорога не относится к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам, право собственности муниципального образования на спорное имущество (автомобильную дорогу) возникло в силу закона - Закона об автомобильных дорогах (пункт 8 статьи 6).

При рассмотрении данного дела судом исследован факт отсутствия на день рассмотрения дела ограничений или запретов распоряжения заявленным имуществом, а также факт отсутствия спора с третьими лицами на заявленный объект недвижимости.

В рассматриваемом случае право собственности муниципального образования на спорное имущество (автомобильную дорогу) возникло в силу закона - Закона об автомобильных дорогах (пункт 8 статьи 6), а настоящий иск заявлен с целью разграничения государственной собственности (муниципальная, субъектов Российской Федерации, федеральная).

Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» допускается возможность государственной регистрации прав собственности на основании вступившего в законную силу судебного акта.

В связи с тем, что при рассмотрении дела судом установлен факт отсутствия на день рассмотрения дела оснований для ограничения или запрета распоряжения заявленным объектом недвижимого имущества, суд считает необходимым удовлетворить требование о признании права собственности, так как это будет являться основанием для устранения препятствий государственной регистрации и выдачи правоустанавливающих документов на объект недвижимости.

Суд не рассматривает вопрос о расходах по госпошлине, поскольку стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:


исковые требования комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, ОГРН 1022601311281, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием города-курорта Кисловодска на объект недвижимого имущества: объект недвижимого имущества, сооружение дорожного транспорта, кадастровый номер 26:34:030106:53, протяженностью 336 м, расположенное по адресу: Ставропольский край. г. Кисловодск, ул. Войкова (от пр. Дзержинского до ул. Делегатской).

Настоящее решение служит основанием для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю и внесению соответствующей записи в ЕГРП.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Н.Довнар

Суд:

АС Ставропольского края (подробнее)

Истцы:

Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (подробнее)

Ответчики:

Министерство имущественных отношений СК (подробнее)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК (подробнее)