Постановление от 11 ноября 2016 г. по делу № 5-668/2016


Решение по административному делу

Дело № 5-668/2016



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


о прекращении производства по делу


11 ноября 2016 года с. Дивеево<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка Дивеевского судебного района Нижегородской области Соколов <ФИО1>, рассмотрев в помещении судебного участка (Нижегородская область, Дивеевский район, с.Дивеево, ул. Чкалова, 2), дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.3 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица:

Триканова <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, председателя правления Дивеевского районного отделения Нижегородского областного общества охотников и рыболовов (далее РО НООиР), ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:


Протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3>, составленным охотоведом 1 категории государственным инспектором в области охраны окружающей среды <ФИО3> в отношении Триканова А.Н. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что <ДАТА4> Триканов А.Н., являясь председателем Дивеевского РО НООиР, совершил административное правонарушение, выразившееся в том, что в период с 15.07.2016 года по 15.09.2016 года не выполнил требования Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 23.06.2016 года №-1284 «О регулировании численности кабана» и из запланированных к изъятию 22 особей кабана в целях регулирования их численности, добыто было 6 особей кабана, тем самым он нарушил:

- ст. 16 и ст. 48 ФЗ-209 от 24.07.2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

- ст. 27 ФЗ-52 от 24.04.1995 года «О животном мире»;

- п.4 условий пользования животным миром, приложение №1 к долгосрочной лицензии от 06.08.2009 года серия <НОМЕР><НОМЕР>.

Действия Триканова А.Н. квалифицированы должностным лицом как нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.

В судебном заседании Триканову А.Н. разъяснены ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Отводов не поступило. Письменным ходатайством Триканов А.Н. просил приобщить документы, имеющие отношение к регулированию численности кабана на территории района.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор <ФИО3> пояснил в судебном заседании, что 23.06.2016 года министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области был издан Приказ о регулировании численности кабана на территории Дивеевского района в связи со вспышкой африканской чумы свиней. Согласно приложению к приказу и ранее выданной лицензии пользователем охотничьих угодий в Дивеевском районе, в которых надлежало проведение регулирования численности кабана, является Дивеевское РО НООиР. Председателем данной организации является Триканов А.Н. Согласно Приказа министерства экологии к изъятию на территории охотничьих угодий Дивеевского РО НООиР подлежало 22 особи кабана. Триканов А.Н., как председатель районного общества охотников, был ознакомлен с этим приказом и являлся ответственным за его исполнение. По окончании отчетного периода выяснилось, что в охотничьих угодьях Дивеевского РО НООиР было добыто не 22 особи кабана, а всего 6 голов. Это является нарушением правил пользования животным миром, а именно: ст. 40 ФЗ-52 «О животном мире», ст. 48 ФЗ-209 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Полагает, что вина Триканова А.Н. выразилась в том, что он недоработал, а именно: мало построил живоловушек на кабана, прикармливал животных неправильными кормами, в которых было мало гороха и кукурузы, таким образом, не сделал все от него зависящее для отстрела кабана в достаточном количестве.

В судебном заседании Триканов А.Н. с вмененным административным правонарушением не согласился, пояснив, что он является председателем правления Дивеевского РО НООиР. Последний раз его избрали на эту должность 30.03.2013 года. Когда в июне 2016 года в Дивеевском районе произошла вспышка африканской чумы свиней и на Дивеевское РО НООиР была возложена обязанность по отстрелу 22 особей кабана с целью регулирования их численности, им были приняты все зависящие от него меры для исполнения Приказа министерства экологии и природных ресурсов. Он сразу, в месте с другими охотниками, объехал угодья и осмотрел их на предмет павших животных. 28.06.2016 года им было издано распоряжение о действиях общественных и штатных егерей Дивеевского РО НООиР по принятию мер предотвращения распространения африканской чумы свиней. 09.08.2016 года им была организована встреча охотников с главным ветеринарным врачом Дивеевского района <ФИО5>, который им подробно объяснил ситуацию по вспышке африканской чумы свиней. Что касается регулирования численности кабана на территории его охотничьих угодий, то его деятельность сводилась к следующему: на территории охотничьих угодий Дивеевского РО НООиР было создано 3 вышки с прикормочными площадками, на которых осуществлялась охота на кабана. Были изготовлены и установлены 2 живоловушки на кабана. К осуществлению мероприятий по добыче кабана было привлечено 9 охотников - членов Дивеевского РО НООиР. Охота на кабана была организована путем составления графика ежедневного дежурства на вышках в период с 28.06.2016 года по 31.08.2016 года. Охотники приходили на каждую из 3 вышек ежедневно в вечернее время и, в случае удачной охоты, осуществляли отстрел кабана. Все вышки были снабжены прикормочными площадками, на которые силами Дивеевского РО НООиР завозились корма, в основном смеси овса, кукурузы и гороха, также закупались другие прикормки: различные отходы в виде рыбьих голов и другие.

Свидетель <ФИО5> в судебном заседании показал, что является главным санитарным врачом Дивеевского района. Приказом Губернатора Нижегородской области №78 от 22.06.2016 года на территории Дивеевского района был установлен карантин в связи с выявлением африканской чумы свиней. Была создана комиссия и составлен план работы, в который входили, в том числе, мероприятия по регулированию численности кабана в охотничьих угодьях. Охотниками Дивеевского района были добыты шесть особей кабана и один образец крови с подранка. При проверке крови кабанов на африканскую чуму свиней результат оказался отрицательным. Он знает, что охотники работали по 3 бригады. Охоту осуществляли с вышек. Несмотря на то, что 22 особи кабана добыть не представилось возможным, в целом работа была проведена с положительным результатом.

Допрошенный в качестве свидетеля <ФИО6> показал, что является охотником и состоит в Дивеевском РО НООиР. Когда летом 2016 года на территории Дивеевского района был введен карантин по факту выявления африканской чумы свиней, председатель общества охотников Триканов А.Н. сразу собрал охотников и организовал несколько бригад. Также был составлен график, по которому охотники на вышках сторожили кабана. При вышках были прикормочные площадки, куда они привозили смесь зерна и кукурузы. На лабаз охотники садились примерно в 7 вечера и находились на нем до утра. Сам лично он дежурил 15-20 раз. Кабан выходил часто, но животные они очень осторожные, зачуяв человека сразу убегают. Всего в распоряжении охотников было 3 вышки и 2 живоловушки. Со стороны охотников и председателя Дивеевского РО НООиР Триканова А.Н. было сделано все возможное, чтобы добыть необходимое количество кабана.

Допрошенный в качестве свидетеля <ФИО7> показал, что является охотником и членом правления Дивеевского РО НООиР. Когда летом 2016 года на территории района была выявлена африканская чума свиней, он активно участвовал в регулировании численности кабана. Из собственных средств Дивеевского РО НООиР была выделена сумма, которая была затрачена на мероприятия по регулированию численности кабана. Были организованы 3 подкормочные площадки и 2 живоловушки, закуплены корма. Он знает, что охотникам необходимо было отстрелять 22 особи кабана. Трикановым А.Н. был составлен график и распределение охотников по вышкам. Кабан приходил на прикормочные площадки, но зверь он очень осторожный. Часто зачуяв человека кабан настораживался и убегал.

Выслушав лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Триканова А.Н., свидетелей, государственного инспектора <ФИО3>, исследовав и оценив письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Диспозиция ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.

Следовательно, объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Субъектами правонарушения ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

Общие правовые вопросы регулирования в области пользования объектами животного мира регулируются Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в частности ст. 34 которого, установлены такие виды пользования животными миром как охота.

Согласно пп. 5 п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" регламентирует порядок осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется физическими лицами и юридическими лицами, соответствующими требованиям настоящего Федерального закона, при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных лицам, указанным в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Из представленной в материалы дела долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира Серия <НОМЕР><НОМЕР> от 06.08.2009 года следует, что общественной организации - НООиР предоставлены в пользование объекты животного мира - охотничьи животные Нижегородской области в границах Дивеевского муниципального района общей площадью 53439 га, сроком с 06.08.2006 года по 06.08.2034 года (л.д.12).

В соответствии с п.4 Приложения к долгосрочной лицензии пользователи животным мировым обязаны осуществлять регулирование численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Приказом и.о. министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 23.06.2016 года № 1284 о регулировании численности кабана (далее Приказ) надлежит провести мероприятия по регулированию численности кабана на территории Дивеевского муниципального района в период с 24.06.2016 года по 31.08.2016 года в целях предотвращения возникновения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среды их обитания (л.д.8).

Согласно Приложению к указанному Приказу на территории Дивеевского муниципального района на территории охотничьих угодий, находящихся в пользовании НООиР, подлежало изъятию 22 особи кабана.

25.06.2016 года с Приказом и Приложением к нему ознакомлен под роспись председатель правления Дивеевского РО НООиР Триканов А.Н. (л.д.9).

Должностному лицу Триканову А.Н. вменены нарушения, выразившиеся в невыполнении в полном объеме мероприятий по регулированию численности кабана, то есть фактически недоотстрел указанных охотничьих животных в целях регулирования их численности.

Приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 утверждены «Правила охоты», раздел IX которых устанавливает требования к сохранению охотничьих животных, в том числе, к регулированию их численности. Именно данными Правилами установлены требования и сроки проведения охоты в целях регулирования численности охотничьих животных.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ образуют противоправные действия или бездействия, нарушающие иные (чем правила охоты) правила пользования животным миром.

В свою очередь к иным правилам пользования объектами животного мира следует отнести законы и подзаконные акты (кроме правил охоты), которые устанавливают обязательные для исполнения гражданами и юридическими лицами нормы и требования, регламентирующие пользование объектами животного мира.

Однако, вмененное Триканову А.Н. правонарушение, выразившееся в недоотстреле охотничьих животных, не является нарушением правил пользования объектами животного мира, поскольку деятельность по их отстрелу регулируется именно Правилами охоты, то есть предметом правонарушения являются отношения, связанные с отстрелом охотничьих животных, ответственность за которое не предусмотрена ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение правил охоты предусмотрена ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, санкция которой предусматривает для должностных лиц наказание в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Переквалификация действий Триканова А.Н. с ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, предусматривающей для должностных лиц назначение в виде штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой, на ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, является невозможной, поскольку это ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, указанные обстоятельства нарушают требования ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, согласно которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Привлечение Триканова А.Н. к административной ответственности за совершение действий, указанных в протоколе об административном правонарушении, исключается и на основании следующего.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Изучив представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что доказательств, которые могли бы подтвердить факт умышленного или неосторожного совершения Трикановым А.Н., как должностным лицом, административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей не представлено.

Согласно отчета о проделанной работе по регулированию численности кабана за период с 27.06.2016 года по 31.08.2016 года, выполненного государственным инспектором <ФИО3>, Дивеевское РО НООиР организовало и выполнило следующий объем мероприятий: количество стрелковых вышек - 4; посещаемость - 5; количество живоловушек - 2; к регулированию - 22 особи; выдано разрешений - 14; количество кормовых мест - 4; выложено кормов - 150 (всего 1200); добыто - 7 особей (л.д.10).

Из объяснения Триканова А.Н. следует, что организация мероприятий по регулированию численности кабана на территории Дивеевского района была проведена на должном уровне, в доказательства чего им представлены следующие документы:

- распоряжение председателя Правления Дивеевского РО НООиР Триканова А.Н. от 28.06.2016 года №23 о принятии мер по предотвращению распространения африканской чумы свиней (л.д.37);

- график по регулированию численности кабана членами Дивеевского РО НООиР на территории Дивеевского охотхозяйства в период с 28.06.2016 г. по 31.08.2016 г. (л.д.39);

- фотоматериалы с изображением живоловушек на кабана и подкормочных площадок (л.д.41-44);

- протокол № 12 заседания Совета Дивеевского РО НООиР от 09.08.2016 года о встрече с главным санитарным врачом <ФИО5> о принятии к сведению информации по африканской чуме свиней на территории района (л.д.45);

- акты по проведению профилактической дезинфекции автотранспорта и мест добычи кабана, отбора проб и уничтожения биологических отходов (л.д.46-59);

- платежные документы на приобретение материалов для устройства ловушек; акты списания зерна, рыбы, бензина (л.д.60-79).

Представленные Трикановым А.Н. вышеуказанные доказательства, являются, по мнению мирового судьи, достаточно убедительными и подтверждающими то, что со стороны Триканова А.Н. были предприняты все возможные и необходимые меры для отстрела кабанов на подведомственных ему охотничьих угодьях.

Посещение кабанами прикормочных площадок не зависит от волеизъявления Триканова А.Н. Предвидеть или повлиять на данные обстоятельства, а значит и на наступление связанных с ними последствий в виде недоотстрела охотничьих животных, он не мог. В связи с чем, виновного бездействия, а следовательно и состава административного правонарушения, со стороны Триканова А.Н. не усматривается.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доводы Триканова А.Н. о проведении им мероприятий по регулированию численности кабана в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами не опровергается.

Вместе с тем, наличие умысла или неосторожности не должно предполагаться, а должно быть доказано административным органом в силу положений части 3 статьи 1.5 КоАП РФ, поскольку привлечение лица к административной ответственности, исходя из статей 2.1, 2.2 КоАП РФ возможно только при наличии его вины, в какой бы форме она не проявлялась, поскольку ее отсутствие является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьями 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :


Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное по ч.3 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Триканова <ФИО2> - прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.



Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Дивеевский районный суд Нижегородской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.



Мировой судья А.В. Соколов

Суд:

Судебный участок Дивеевского района (Нижегородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Соколов Александр Владимирович (судья) (подробнее)