Постановление от 9 ноября 2016 г. по делу № 5-439/2016



Дело № 5-439/2016

Резолютивная часть объявлена 09.11.2016 г.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

14 ноября 2016 года г. ГаличМировой судья судебного участка № 29 Галичского судебного района Костромской области Пенушков Д.Е. , рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Молчанова О.А., <ДАТА3> рождения, уроженца <АДРЕС>, гражданина РФ, владеющего русским языком, с высшим образованием, женатого, на иждивении 1 малолетний ребёнок, директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>

у с т а н о в и л:


Молчанов О.А., являясь генеральным директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Общество), расположенного по адресу: <АДРЕС>, и осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <АДРЕС> (договор управления <НОМЕР> от <ДАТА4>), будучи обязанным, в соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённым Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 1110, соблюдать лицензионные требования, устанавливаемые в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: соблюдение требований, предусмотренных ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, указанные лицензионные требования закона по состоянию на <ДАТА6> не выполнил, что выразилось в следующем:

- повреждение отмостки по периметру дома (полное разрушение отдельных участков, местами трещины, провалы, зарастание); недостаточный выпуск (менее 2 м) элементов системы внутреннего водостока за пределы здания; значительный износ и ненадлежащее заполнение оконных проёмов подвала (отсутствие сеток либо жалюзийных решёток), зарастание части подвальных приямков; наличие сырости полов, мусора и посторонних предметов (гнилые доски, битый кирпич, обрезки труб, полиэтилен) в части подвальных помещений; повреждение окраски оконных переплётов лестничных площадок снаружи;

- нарушения (согласно акту технического состояния от <ДАТА7>, дефектной ведомости от <ДАТА7>, предварительной локальной сметы и листов планового осмотра внутридомовых электрических сетей), требующие проведения ремонта контактных соединений внутридомовой системы электроснабжения;

- отсутствие актов, подтверждающих сведения об оказании услуг и выполнении работ, необходимых для обеспечения: надлежащего содержания проёмов подвальных помещений и обеспечения температурно-влажностного режима подвала, исправного состояния отмостки и недопущения замачивания фундамента атмосферными водами, надлежащего содержания оконных проёмов лестничных клеток.

Данные факты являются нарушением п.п. 3.4.3, 3.4.4, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7, 4.6.1.1, 4.6.2.4, 4.6.4.4, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от <ДАТА8><НОМЕР> (далее - Правила <НОМЕР>); п. 10 (а,б,д), п. 11 (а,з) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА9><НОМЕР> (далее - Правила <НОМЕР>); п. 1,2,9,13.18,20 Минимального перечня услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10><НОМЕР> (далее - Перечень <НОМЕР>); п.п. д) п. 4 р.II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства РФ от <ДАТА11><НОМЕР> (далее - Правила <НОМЕР>)


В судебное заседание Молчанов О.А., будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, заявлений не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Представитель Молчанова О.А. по доверенности - <ФИО1> с протоколом не согласилась, вину не признала, указала следующее, в том числе с представлением письменных пояснений к протоколу.

Не оспаривая наличие фактов нарушений, описанных в протоколе, полагала, что в данном случае отсутствует вина Молчанова О.А. в совершённом административном правонарушении, так как им принимались необходимые меры к устранению нарушений. Указала, что в соответствии со ст.44 ЖК РФ высшим органом управления многоквартирного дома является совет дома, в компетенцию которого входит, в том числе, принятие решений по ремонту. Управляющая компания осуществляет управления МКД с 2011 года по договору управления. До 2011 года дом длительное время стоял без серьёзного ремонта. В договоре указан минимальный перечень объёма работ, каждый год составляется план-график по текущему ремонту дома на основании актов весеннего осмотра дома, представляемый собственникам помещения в МКД на утверждение и содержащий объёмы и примерную стоимость работ. На 2016 год был составлен план-график по ремонту кровли - по решению собственников на основании протокола их общего собрания. В настоящее время у дома имеется задолженность за выполнение работ по ремонту кровли в размере 302 тыс. рублей. После весеннего осмотра не было выявлено настолько необходимых работ, чтобы увеличивать долги дома. Жители проголосовали против увеличения тарифа на содержание жилья, который составляет 4 рубля 50 копеек за 1 квадратный метр. До сентября работали по этому тарифу, в сентябре на собрании собственников принят тариф в 7 рублей 40 копеек для погашения долгов. На 2016-2017 год составлен новый план-график работ по текущему ремонту, в который включены все работы по устранению выявленных нарушений, по факту которых составлен протокол об административном правонарушении. Часть работ уже выполнена. План-график утверждён советом дома, высшим органом управления.

По смыслу закона, нарушение лицензионных требований, подпадающее под действие ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, не может выражаться в несоблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требований законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требований к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требований к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

В протоколе об административном правонарушении указывается на нарушение <ОБЕЗЛИЧЕНО> Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от <ДАТА8> г. N170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ N491 от <ДАТА13>, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> г. N290, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> N290. Поскольку данные нормативные акты применяются в жилищной сфере деятельности в целом, то в соответствии с положениями ст. 8 ч. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», требование по их соблюдению и выполнению лицензиатом, не может быть отнесены к нарушению лицензионных требований. Поскольку, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.13 КоАП РФ, образует нарушение указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации или постановлении Правительства Российской Федерации лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными, перечень указанных нормативно-правовых документов является исчерпывающим, следовательно, нарушение требований иных нормативных актов, в том числе, и постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <ДАТА15> N170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» состав данного правонарушения не образуют.

Просит суд в случае признания Молчанова О.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Государственный жилищный инспектор <ФИО2> поддержал доводы протокола об административном правонарушении, указал, что Молчанов О.А. нарушил лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 1110, ч. 23 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Молчанов О.А. ни акт проверки от <ДАТА6>, не предписание, выданное по результатам проверки, не обжаловал, в судебном заседании представитель Молчанова О.А. признала наличие нарушений. По сути Молчанов О.А., зная о нарушениях, не устранял их. Материалы о том, что управляющей компанией принимались меры к устранению выявленных нарушений, не были представлены ни за 2016, ни за 2015 годы, соответствующие акты отсутствуют.

Выслушав <ФИО1>, <ФИО2>, исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.231 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА16> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от <ДАТА17> N 216-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от <ДАТА17> N 236-ФЗ), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА18> N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (в редакции от <ДАТА19> N 230), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно пп. 11(1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 2 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в зданиях с подвалами, в том числе - проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; в соответствии с п. 3 - включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА18> N 491).

Из материалов дела следует, что в период с 13 по <ДАТА21>, в рамках проверки обращения собственника квартиры <НОМЕР> в жилом многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС><ФИО3>, государственным жилищным инспектором <АДРЕС><ФИО2> на основании приказа N 144 от <ДАТА22> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения <ОБЕЗЛИЧЕНО> директором которого является Молчанов О.А., лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по вопросу ненадлежащего состояния кровли, по результатам которой установлено, что должностным лицом - директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Молчановым О.А. допущены нарушения "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от <ДАТА8> N 170, Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 1110, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> года N 290, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства РФ от <ДАТА11><НОМЕР>, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА9><НОМЕР>.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА6>, приказ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от <ДАТА23><НОМЕР>, обращение <ФИО3>, сведения о наличии лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами <НОМЕР> от <ДАТА24> с сайта «Реформа ЖКХ», договор <НОМЕР> управления многоквартирным домом по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 9а, от <ДАТА25>, акт проверки от <ДАТА26>, другими материалами дела.

Оснований не доверять представленным суду официальным документам не имеется.

Суд соглашается с доводами государственного жилищного инспектора о нарушении Молчановым О.А. лицензионных требований, установленные Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> N 1110, ч. 23 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Суд не может согласиться с доводом представителя привлекаемого к административной ответственности лица о том, что поскольку нормативные акты (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от <ДАТА8> г. N170, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ N491 от <ДАТА13>, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> г. N290, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> N290), на нарушение которых указано в протоколе об административном правонарушении, применяются в жилищной сфере деятельности в целом, то в соответствии с положениями ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», требование по их соблюдению и выполнению лицензиатом, не может быть отнесены к нарушению лицензионных требований.

Как указано ранее, в силу ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

При таких обстоятельствах, соблюдение вышеуказанных нормативных актов, регламентирующих порядок оказания услуг по содержанию имущества в многоквартирном доме, является обязательным условием для выполнения лицензионных требований в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а их несоблюдение и будет являться нарушением этих лицензионных требований.

В соответствии с частью первой ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суд не принимает довод представителя привлекаемого к административной ответственности лица о том, что в действиях Молчанова О.А. отсутствует вина, так как им приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений, поскольку доказательства принятия таких мер привлекаемой к ответственности стороной не представлено ни государственной жилищной инспекции, ни суду. Наоборот, имеющийся акт весеннего осмотра жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС> от <ДАТА27> содержит информацию об удовлетворительном состоянии элементов подвала, стен (в части отмостки), окон (лестничных площадок) без указания на необходимость ремонта. Тогда как в акте осеннего осмотра дома от <ДАТА28> уже указано на необходимость проведения работ по ремонту указанных элементов. Актов о проведении работ за 2015 и 2016 год по проведению работ по ремонту указанного общедомового имущества не представлено.

При изложенных обстоятельствах, оценивая доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения относимости и допустимости, суд считает доказанным факт совершения генеральным директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> Молчановым О.А. административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного лица, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу.

Смягчающим ответственность обстоятельством суд признаёт наличие на иждивении малолетнего ребёнка, а также тот факт, что Молчанов О.А. при составлении протокола об административном правонарушении вину не отрицал. Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

Согласно ч.22 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 22 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.23 ст.4.1 КоАП РФ).

Суд приходит к выводу, что обстоятельства, связанные с личностью и имущественным положением Молчанова О.А. являются исключительными, в то же время с учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений совершенное Молчановым О.А. административное правонарушение нельзя признать малозначительным.

В связи с изложенным суд считает возможным назначить Молчанову О.А. административное наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц частью 2 ст.14.13 КоАП РФ.

На основании ч.22, 23 ст.4.1, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:


Молчанова О.А. признать виновным по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, который следует уплатить в течение 60 суток с момента вступления в законную силу настоящего постановления на р/<НОМЕР> в Отделение <АДРЕС>, получатель УФК по <АДРЕС> (Государственная жилищная инспекция <АДРЕС>).

Квитанцию (копию платёжного документа) об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию судебного участка № 29 Галичского судебного района Костромской области по адресу: <АДРЕС>

Постановление может быть обжаловано в Галичский районный суд Костромской области в течение десяти суток с момента получения решения, изготовленного в окончательной форме путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 29 Галичского судебного района Костромской области.


Мировой судья Д.Е. Пенушков

Суд:

Судебный участок № 29 Галичского судебного района (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Пенушков Дмитрий Евгеньевич (судья) (подробнее)