Постановление от 15 ноября 2016 г. по делу № 5-127/2016

Судебный участок Жарковского района (Тверская область) - Административное
Суть спора: ст. 14.1 ч. 2

Решение по административному делу

Дело № 5-127/2016


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


пос. Жарковский 15 ноября 2016 года

Мировой судья судебного участка Западнодвинского района Тверской области Антонова Е.Л.,исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка Жарковского района Тверской области, рассмотрев материалы административного дела в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО><ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявского <ФИО1>, <ДАТА2>, место рождения: <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:


<ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский А.М. привлекается к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.

Отделом государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области 27.09.2016 г. в 13.10 при осуществлении плановой выездной проверки в отношении юридического лица МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», проводимой с 31.08.2016 г. по 27.09.2016 г, установлено, что в результате осуществляемой МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» деятельности (ОКВЭД 40.30.3) отсутствует лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV класса опасности.

<ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский A.M., в соответствии с должностной инструкцией № 2 от 18.05.2015 г., является должностным лицом, ответственным за экологический контроль на предприятии МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», а также контроль за лицензированием деятельности на предприятии МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>».

Однако, <ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский A.M., пренебрег возложенными на него обязанностями по экологическому контролю и лицензированию деятельности на предприятии.

Административное правонарушение совершено по адресу: <АДРЕС>.

В ходе проведенных проверочных мероприятий специалистом Управления Росприроднадзора по Тверской области установлено, что МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV класса опасности без лицензии.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч.1 ст.2 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом обращение с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Лицензирование предпринимательской деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежат лицензированию.

Пунктом 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Также, согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. № 1062, деятельность, в том числе, по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП к административной ответственности привлекаются должностные лица, совершившие административные правонарушения в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций.

В силу должностной инструкции № 2 от 18.05.2015 г.ответственным за соблюдение требований природоохранного и лицензионного законодательства назначен <ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский A.M.

Администрация Жарковского района предоставила земельный участок - полигон ТБО во временное владение и пользование МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Полигон ТБО предоставлен для сбора и утилизации твердых бытовых отходов.

Согласно договору возмездного оказания услуг № 20-У по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, сроком действия с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» приняло на себя обязательства по вывозу и утилизации ТБО, образующихся в результате деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО>

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, о том, что МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в нарушение природоохранного законодательства РФ, осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Должностное лицо - <ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский A.M. в нарушение п. 30 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том, что МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности без лицензии.

Таким образом, должностное лицо - <ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявский A.M. 27.09.2016 года в 13.10 по адресу: <АДРЕС>, не принял должных мер для получения лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, чем нарушил требования п. 30 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том, что МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности без лицензии, то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусматривается ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Белявский А.М. в судебном заседании с обстоятельствами, изложенными в административном материале, не согласился, вину не признал и показал, что протокол об административном правонарушении в отношении него составлен без достаточных на то законных оснований, и заявление о привлечении к административной ответственности не подлежит удовлетворению по следующим причинам:

1) МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», где он работает в должности <ОБЕЗЛИЧЕНО><ОБЕЗЛИЧЕНО>, осуществлял и осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности на основании лицензии серии <НОМЕР><НОМЕР>, выданной 15.09.2011г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензия), копия которой имеется в материалах проверки;

2) Заявка на вывоз контейнеров с ТБО от <ОБЕЗЛИЧЕНО> была подана и исполнена МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в период до окончания срока предоставления лицензии, указанного на бланке лицензии. Таким образом, факт оказания МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» услуг <ОБЕЗЛИЧЕНО> по заявке от 09.08.2016 г. не образует состава административного правонарушения;

3) В соответствии с ч. ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. N 458- ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2016 г.) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Однако, МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не может воспользоваться этим правом до момента утверждения порядка переоформления лицензий, который до настоящего момента не определён.

Дополнительно указал на то, что он в силу положений должностной инструкции не может являться надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, коим может быть только руководитель предприятия. На основании изложенного просит в удовлетворении требования административного органа - Управления Росприроднадзора по Тверской области о привлечении его к административной ответственности отказать.


Выслушав объяснения Белявского А.М., исследовав представленные материалы дела:

- протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от 07.10.2016 года, в котором зафиксированы вышеизложенные обстоятельства правонарушения;

- распоряжение Органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица Муниципального унитарного предприятия «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>») от 6 августа 016 г. №1105-ПР с учетом изменений, внесенных Приказом №1197-п от 06 сентября 2016 года;

- уведомление о проведении плановой выездной проверки юридического лица МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» №87-216-2016 от 26 августа 2016 г.;

- акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <АДРЕС> №6-293-2016 от 27.09.2016 г.;

- копию договора возмездного оказания услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов №20-У без даты, срок действия с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г.;

- копию заявки на вывоз мусора ТБО в количестве 2-х контейнеров от 09.08.2016 г, вх. № 939 от 11.08.2016 г.;

- копию путевого листа грузового автомобиля №884 от 15.08.2016 г.;

- копию счета на оплату №913 от 16.08.2016 за вывоз мусора согласно путевого листа № 884 от 15.08.2016 в количестве 1,5 м;

- договор аренды полигона от 17.01.2016 г.;

- копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности серия <НОМЕР><НОМЕР>, выданной 15.09.2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

- иные материалы дела в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочего, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Исходя из ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ было предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Как следует из материалов дела, 15 сентября 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области Муниципальному унитарному предприятию «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» была выдана лицензия серия <НОМЕР><НОМЕР> на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Статьей 8 Федерального закона N 128-ФЗ было установлено, что срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Следовательно, в соответствии со статьей 8 Закона N 128-ФЗ срок действия лицензии истек 15 сентября 2016 г.

04.05.2011 г. был принят новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 которого к лицензируемым видам деятельности была отнесена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, то есть исключена деятельность по транспортировке отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензирования видов деятельности, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон N 99-ФЗ вступил в силу с 03.11.2011 г., следовательно, с этой даты перестала быть лицензируемой деятельность по транспортировке отходов I - IV класса опасности.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ было установлено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

Поскольку лицензия была предоставлена предприятию 15.09.2011 г. до вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, то на остальные виды деятельности, указанные в лицензии, а именно на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I - IV класса опасности, лицензия стала действовать бессрочно.

19.10.2011 г. Федеральным законом N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 3 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ изложена в новой редакции, предусматривающей, что лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

Поскольку срок действия предоставленной предприятию лицензии на момент вступления в законную силу Федерального закона N 99-ФЗ не истек, то данная лицензия осталась действующей бессрочно и в редакции Федерального закона N 283-ФЗ.

Частью 4 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ было предусмотрено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Из сопоставления наименования видов деятельности, указанных в лицензии предприятия от 15.09.2011 г. серия <НОМЕР><НОМЕР>, с наименованиями видов деятельности, указанными в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, следует, что ранее указанная в лицензии деятельность по транспортировке отходов I - IV класса опасности перестала быть лицензируемой, при этом остальные виды деятельности, указанные в предоставленной предприятию лицензии, не претерпели изменений, поэтому, по мнению мирового судьи, положения части 4 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ на нее не распространяются.

25.06.2012 г. Федеральным законом N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ вновь изложен в новой редакции: «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" (подпункт "б" пункта 2 статьи 35 Закона N 93-ФЗ).

Следовательно, со дня вступления в силу Федерального закона N 93-ФЗ прекратилось лицензирование и таких видов деятельности как сбор и использование отходов I - IV класса опасности.

Вместе с тем, поскольку наименование лицензируемого вида деятельности было изменено Федеральным законом N 93-ФЗ после вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, а остальные виды деятельности, указанные в предоставленной предприятию лицензии - обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, не претерпели изменений, то положения части 4 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ о необходимости переоформления лицензии на предоставленную предприятию лицензию также не распространяются.

29.12.2014 г. Федеральным законом N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до дня вступления в силу указанного Закона, был ограничен 30.06.2015 г. (часть 3 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ).

Однако, 29.06.2015 г. статьей 3 Федерального закона N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 203-ФЗ) срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до 01.07.2015 г., продлен до 01.01.2019 г.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своём от 01 июня 2016 г. N АС-03-03-41/10477 сообщает следующее.

Согласно ст. 9 Закона, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 29.06.2015 г.N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Поскольку имеющаяся у предприятия лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности выдана до 01.07.2015 г., то в настоящее время срок ее действия ограничен 01.01.2019 г., на что справедливо указал Белявский А.М. в ходе судебного заседания.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния.

На основании ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При таких обстоятельствах, мировой судья полагает, что в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО><ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявского А.М., отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, мировой судья приходит к выводу, что вина <ОБЕЗЛИЧЕНО> МУП «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявского А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не нашла своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, вследствие чего, согласно статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:


Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Муниципального унитарного предприятия «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Белявского <ФИО1>, прекратить на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Жарковский районный суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.



Мировой судья Е.Л. Антонова

Суд:

Судебный участок Жарковского района (Тверская область) (подробнее)

Судьи дела:

Антонова Елена Леонидовна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без разрешения
Судебная практика по применению нормы ст. 14.1. КОАП РФ