Решение от 20 апреля 2016 г. по делу № 2-32/2016

Судебный участок № 36 Клетнянского судебного района (Брянская область) - Гражданское
Суть спора: Споры, связанные с жилищными отношениями О взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию


Решение
по гражданскому делу Дело № 2-32/2016

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации


п.Клетня

Брянской области 20 апреля 2016 года


Суд в составе: мирового судьи судебного участка № 36 Клетнянского судебного района Брянской области Степониной С.В<ФИО1>,

при секретаре Полиной Н.В., с участием представителя истца ООО «ТЭК-ЭНЕРГО» - Напреева Н.И., действующего на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА2>, ответчика Кривонос С.Г., представителя третьего лица филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго Клепалова С.А., действующего на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА3>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «ТЭК-ЭНЕРГО» к Кривонос Светлане Григорьевне о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию,

УСТАНОВИЛ:


Представитель истца ООО «ТЭК-ЭНЕРГО» обратился в суд с иском к Кривонос С.Г. о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Между истцом и ответчиком возникли договорные отношения по энергоснабжению объекта, расположенного по адресу: <АДРЕС> область, п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. <НОМЕР>. Для осуществления взаиморасчетов ответчику открыт лицевой счет <НОМЕР>. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате электроэнергии за общедомовые нужды, образовалась задолженность в размере <НОМЕР> рублей за период июнь 2014года - ноябрь 2015года, которую истец просит взыскать.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 26.06.2012г. был установлен общедомовой прибор учета, что подтверждается актом <НОМЕР>.

Кроме того, в указанном многоквартирном доме установлен 3-х фазный счетчик, который учитывает потребление электроэнергии в подвале, освещение подъездов, и насоса для закачки воды, однако не учитывает потребление электроэнергии всего остального оборудования и потери в электросетях.

Расчет израсходованной энергии определяется как разница показаний общедомового прибора учета и сумм индивидуальных приборов учета и 3-х фазного счетчика. Полученная разница распределяется между собственниками квартир, пропорционально доли в праве собственности в многоквартирном доме.


В судебном заседании ответчик Кривонос С.Г. исковые требования не признала и показала, что является собственником квартиры <НОМЕР> в многоквартирном жилом доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС>. Решением общего собрания собственников жилого дома <НОМЕР> выбран способ управления домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В подвале жилого дома установлен 3-фазный электросчетчик, который учитывает потребление электроэнергии в подвале, освещение подъездов, и насоса для закачки воды. Общедомовой счетчик был установлен без согласования с жильцами за 50 метров от жилого дома, о чем стало известно только когда стала начисляться плата по нему. Она, как добросовестный плательщик, полностью и своевременно уплачивает коммунальные платежи за электроэнергию, что подтверждается квитанциями. Однако уплачивать расходы за общедомовые нужды, определяемые по показаниям общедомового прибора учета, она не согласна, так как считает, что прибор установлен незаконно. Ответчик считает, что установленный в подвале МКД 3-х фазный электрический счетчик может использоваться как общедомовой прибор учета, так как учитывает потребление электроэнергии на общедомовые нужды.


Представитель третьего лица филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго Клепалов С.А в судебном заседании показал, что во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 26.06.2012г. был установлен общедомовой прибор учета для жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС>. Указанный прибор установлен по инициативе филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго безвозмездно для жильцов, хотя именно на собственниках жилых помещений лежит обязанность по установке таких приборов учета. Общедомовой прибор учета был установлен на границе балансовой принадлежности сетей филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго. Участок электросетей от наружной стены жилого дома до общедомового прибора учета, длинной порядка 50 метров, является бесхозным. Прибор учета действительно устанавливался без согласования с собственниками жилых помещений, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не подписывался.


Выслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.


Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ответчик Кривонос С.Г. является собственником жилого помещения - квартиры <НОМЕР>, расположенной в многоквартирном жилом доме (далее МКД) <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС> области.

Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать эту энергию. На основании ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Как указано в п. 72 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

В силу приведенных выше законоположений между истцом и ответчиком сложились договорные правоотношения по энергоснабжению квартиры <НОМЕР>, расположенной в многоквартирном жилом доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС> области.

Ответчиком за период июнь 2014года - ноябрь 2015года производилась оплата за потребленную электрическую энергию на счет истца, что подтверждается соответствующими квитанциями и копиями кассовых чеков (л.д. 58-96).


Собственниками жилых помещений в указанном доме, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 161 ЖК РФ в качестве способа управления многоквартирным жилым домом выбрано непосредственное управление собственниками помещений. Данный факт подтверждается протоколом <НОМЕР> от <ДАТА7> со ссылкой на протокол <НОМЕР> от <ДАТА8> общего собрания собственников (л.д.114).

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании п. 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до <ДАТА10>

Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до <ДАТА11> обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Поскольку собственники квартир жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС> области до <ДАТА12> такую обязанность не выполнили, филиал ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго произвел установку общедомового прибора учета электрической энергии.


Судом был произведен осмотр объекта на месте, в ходе которого выявлено, что электрический счетчик, который по утверждению истца имеет статус общедомового, установлен на опоре, расположенной на расстоянии около 50 метров от многоквартирного дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС>. Подземный электрический кабель, соединяющий опору и МКД, проложен под блочной гаражной застройкой, находящейся вне пределов земельного участка, на котором расположен МКД. Границы данного земельного участка кадастровый номер <НОМЕР> определены на основании данных государственного кадастрового учета (л.д. 128,129).


Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

На основании п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

На основании пп. е), ж) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, по общему правилу, общедомовой прибор учета электроэнергии не подлежит установке за пределами внешней границы входящих в состав общего имущества многоквартирного дома сетей электроснабжения, каковой является внешняя граница стены данного дома, чего в данном случае соблюдено не было.

Суд не соглашается и с доводом ответчика о том, что 3-фазный электрический счетчик, установленный в подвале МКД может быть использован как коллективный (общедомовой) прибор учета. Сторонами не оспаривается, что 3-фазный электрический счетчик учитывает только потребление электрической энергии в подвале, в подъездах и питание водяного насоса. Потери во внутридомовых электрических сетях он не учитывает, что также вытекает из Акта <НОМЕР> от <ДАТА14> о присоединении электрической сети к 3-х фазному счетчику (л.д. 51).

По мнению суда, расход электроэнергии в местах общего пользования МКД включает не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, но и технологические потери во внутридомовых электрических сетях.


Согласно приказу Министерства регионального развития России от 29.12.2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено актом обследования, составленным по утвержденной форме, по результатам проведенного обследования с участием заинтересованных лиц, в том числе, представителя лица ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, представителя собственников помещений жилого дома.

Судом установлено, что техническая возможность либо невозможность установки коллективного прибора учета на внешнюю стену МКД не исследовалась, соответствующий акт обследования не составлялся.


Как следует из объяснений ответчика, и не оспаривается представителем истца, об установке спорного общедомового электрического счетчика ответчику стало известно только после того, когда стала начисляться плата за электроэнергию на общедомовые нужды. Своего согласия на установку данного счетчика собственники жилых помещений в многоквартирном доме не давали и решения о включении указанного счетчика в состав общего имущества дома ими не принималось.


Согласно п. с) п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 Исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

На основании п. 81(7) названных Правил Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

Как следует из Акта ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета энергоресурса, установленного на объекте по адресу п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. <НОМЕР>, узел учета электроэнергии допускается в эксплуатацию с 26.06.2012г.(л.д. 148). Указанный акт составлен и подписан только представителем филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго, не смотря на то, что во вводной части акта предусмотрено его комиссионное подписание.

Сведения об участии в установке счетчика представителя собственников помещений многоквартирного дома по адресу п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. <НОМЕР> и подпись указанного лица в акте отсутствуют.

Анализируя указанное доказательство, суд приходит к выводу, что коллективный (общедомовой) прибор учета в установленном порядке не введен в эксплуатацию, то есть не произведено документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.


Акт проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета потребителей-юридических лиц <НОМЕР> от 26.06.2012г. составлен только представителями филиала ОАО «МРСК Центра» Брянскэнерго, без участия представителей потребителя (л.д.113).


В материалы дела предоставлен проект акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон относительно жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС>, который не содержит подписей и отметок о его утверждении (л.д. 142-147). Судом установлено и не отрицается сторонами, что указанный акт в действительности никогда не подписывался, в связи с чем проект акта разграничения не может быть принят судом как доказательство разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.


Из пояснений сторон следует, что показания установленного общедомового прибора учета в спорный период использовались истцом ООО «ТЭК-ЭНЕРГО» для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы за электроснабжение, не смотря на то, что указанный прибор учета установлен за пределами внешней стены многоквартирного дома в отсутствие соответствующего соглашения между собственниками квартир и ресурсоснабжающей организацией.

По общему правилу каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Истцом не предоставлено доказательств, что опора, на которой расположен прибор учета, и участок электросетей от стены жилого дома до опоры, входит в придомовую территорию и в состав общего имущества.

С учетом приведенных выше законоположений, по мнению суда, коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД. При установлении данного прибора не на границе указанных сетей и отсутствии доказательств принадлежности внешних электросетей от МКД до прибора учета границей балансовой принадлежности считается внешняя граница стены МКД.

Оценив предоставленные доказательства суд приходит к выводу, что общедомовой прибор учета электроэнергии, исходя из показаний которого истец ООО «ТЭК-ЭНЕРГО» с июня 2014г. по ноябрь 2015г. производил расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды для ответчика установлен без согласования с собственниками жилых помещений МКД, не на внешней стене МКД и на территории не прилегающей к МКД. Указанный прибор не введен в эксплуатацию в установленном порядке, балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность сторон не разграничена. В этой связи расчет платы за электрическую энергию, начисленную за общедомовые нужды с учетом показаний вышеуказанного общедомового прибора учета, нельзя признать правомерным.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через мирового судью судебного участка № 36 Клетнянского судебного района Брянской области в Клетнянский районный суд Брянскойобласти в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2016 года.



Мировой судья С.В.Степонина

Суд:

Судебный участок № 36 Клетнянского судебного района (Брянская область) (подробнее)

Судьи дела:

Степонина Светлана Владимировна (судья) (подробнее)