Постановление от 27 октября 2016 г. по делу № 5-574/2016



№ 5-574/16


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


27 октября 2016 года г. Барнаул



Мировой судья судебного участка № 5 Центрального района г. Барнаула Морокова И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ, в отношении директора ООО «СКМ» Мордвиновой <ФИО1>, <ДАТА2>,

УСТАНОВИЛ:


Согласно протоколу об административном правонарушении Мордвинова О.В., являясь директором ООО «СКМ», расположенного по адресу: <АДРЕС>, несвоевременно, а именно <ДАТА3>, представила в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за <ДАТА>, срок предоставления которой установлен до <ДАТА4>, то есть совершила правонарушение, предусмотренное ст.15.5 КоАП РФ.

Мордвинова О.В. в судебном заседании пояснила, что является директором ООО «СКМ», в штате организации имеется главный бухгалтер, на которого возложена обязанность по составлению деклараций и представлению их в налоговый орган.

В соответствии со ст.15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием привлечения к административной ответственности соответствующих должностных лиц.

Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от <ДАТА5> N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА6> N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган налоговых деклараций.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в обществе с ограниченной ответственностью "СКМ" предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом <НОМЕР> общества с ограниченной ответственностью "СКМ" от <ДАТА7><ФИО2> принята на должность главного бухгалтера. При этом трудовой договор с главным бухгалтером от <ДАТА8>, к обязанностям главного бухгалтера, в том числе, относит обеспечение своевременного предоставления отчетности в установленные сроки государственным органам.

Таким образом, обязанность представления декларации по налогу на прибыль ООО «СКМ» в государственный орган возложена на главного бухгалтера данного общества, на директора юридического лица - Мордвинову О.В. такая обязанность не возложена.

На основании ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО3> подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:


Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Мордвиновой <ФИО1>, привлекаемой к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток через мирового судью.



Мировой судья И.В.Морокова

Суд:

Судебный участок №5 Центрального района г.Барнаула (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Морокова Инга Валерьевна (судья) (подробнее)