Постановление от 7 ноября 2016 г. по делу № 5-628/2016


Решение по административному делу


Дело № 5-***/2016



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


по делу об административном правонарушении


7 ноября 2016 года г. Хабаровск


Мировой судья судебного района «Краснофлотский район г. Хабаровска» на судебном участке № 21 Ачкасова Н.В.

с участием: Халютиной А.С.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

заведующей муниципальнымавтономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска «Детский сад № 14» Халютиной ***, *** года рождения, уроженки ***,

У С Т А Н О В И Л :


10.08.2016 года в 17.00 часов по адресу г. Хабаровск ул. Кирова д. 8 установлено, что под руководством Халютиной А.С., заведующего муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждени­ем г. Хабаровска "Детский сад № 14" длительное время с момента приема на работу и по настоящее время осуществляет воспитатель (Дубрава ***) и осуществляла образовательную деятельность воспитатель (Береза ***), квалификация которых не соответствует требованиямчасти 1 статьи 46 Закона об образовании, квали­фикационным характеристикам соответствующих должностей, установленных Единым ква­лификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раз­дел «квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден­ным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н; что является гру­бым нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельно­сти, и существенно отражается на создании комфортной развивающей образовательной сре­ды, обеспечивающей высокое качество образования, что привело к совершению правонару­шения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации - осуществле­ние деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обяза­тельно (обязательна).

В судебном заседании Халютина А.С. - вину в совершении административного правонарушения признала, суду пояснила, что воспитатель Береза Н.П. в настоящее время не осуществляет трудовую деятельность в организации, воспитатель Дубрава М.В. обучается в высшем учебном заведении.

Выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировым судьей установлено следующее.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным пла­ном, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучаю­щихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограни­чение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучаю­щихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельно­сти образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответ­ственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального Закона от 04 мая 2011 г. № 99 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нару­шений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Согласно пункту 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований, предусмот­ренных подпунктами "д" пункта 6 относятся к грубым нарушениям лицензионных требова­ний.

Вина Халютиной ***, заведующего муниципальным автономным до­школьным образовательным учреждением г. Хабаровска "Детский сад № 14", заключается в осуществлении ею образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных тре­бований, а также непринятии всех необходимых мер по приведению деятельности организа­ции в соответствие с действующим законодательством в сфере образования.

Согласно надлежащим образом заверенной копии приказа Администрации г. Хабаровска № 330 от 19.08.2014 года,Халютина А.С.назначена директором МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 14» (л.д. 49).

На основании плана проверок на 2016 г. в соответствии с распоряжением министер­ства образования и науки Хабаровского края от 26 июля 2016 г. № 1351 "О проведении пла­новой выездной проверки в отношении муниципального автономного дошкольного образо­вательного учреждения г. Хабаровска "Детский сад № 14"в период с 09.08.2016 г. по 10.08.2016 г. по адресу: 680018, город Хабаровск, улица Кирова, д. 8 была проведена плано­вая выездная проверка с целью федерального государственного надзора в сфере образования.

В результате проверки было установлено следующее. Организация осуществляет об­разовательную деятельность в соответствии с:

- уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска "Детский сад № 14" от 04 июля 2014 г.;

-бессрочной лицензией серии 27JI01 № 0000791, per. № 1697 от 04 декабря 2014 г., выданной министерством образования и науки Хабаровского края, на осуществление обра­зовательной деятельности.

ОГРН Организации - 11082722008071, ИНН - 2725076508.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-03 "Об образо­вании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную де­ятельность на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Закона об образовании образовательная организация дей­ствует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона об образовании управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом осо­бенностей, установленных указанных Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиально­сти.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона об образовании, является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Согласно ч. 8. т. 51 Федерального закона об образовании руководитель образователь­ной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспита­тельной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной органи­зации.

В соответствии с п. 4.3 Устава Организации непосредственное управление осуществля­ет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с бессрочной лицензией серии 27Л01 № 0000791, per. № 1697 от 04 декабря 2014 г, регистрационный № 1697, выданной министерством образования и науки Хабаровского края на осуществление образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с п.5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образователь­ной организации относится прием на работу работников, заключение с ними или расторже­ние трудовых договоров, распределение должностных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация об­ладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образова­тельной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образо­вание, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необ­ходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу части 1 статьи 4 Закона об образовании отношения в сфере образования регу­лируются Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодатель­ство об образовании).

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за не­выполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реа­лизацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работ­ников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на об­разование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающих­ся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответ­ствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образователь­ной организации относится прием на работу работников, заключение с ними или расторже­ние трудовых договоров, распределение должностных обязанностей.

В соответствии с п. 3.4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государствен­ного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС дошкольно­го образования) реализация основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно­вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочни­ках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с п. 3.4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государствен­ного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС дошкольно­го образования) реализация основной образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно- вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответ­ствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификаци­онные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Ми­нистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистра­ционный № 21240).

В соответствии с п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего ФГОС дошкольного образования.

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физи­ческое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; ор­ганизации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (закон­ными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; мето­дическом обеспечениивоспитательно-образовательного процесса, владении информацион­но-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно­образовательном процессе.

В соответствии с пп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятель­ности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее - Положение о лицензировании), лицензионным требованием при осу­ществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, за­ключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным програм­мам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона об образовании.

В нарушение пп. "д" п. 6 Положения о лицензировании в вышеуказанной образо­вательной организации осуществляют образовательную деятельность педагогические работ­ники, квалификация которых не соответствует квалификационным характеристикам, уста­новленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специа­листов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников об­разования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н:

-Дубрава *** (приказ Организации от 01 июля 2011 г. № 029) с 01 июля 2011 г. по настоящее время осуществляет деятельность в должности "воспитатель", не имея высшего профессионального образования, среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" (имеет диплом о начальном професси­ональном образовании, выданный ПУ № 1 г. Хабаровска, по профессии "Парикмахер", "Ви­зажист" присвоена квалификация "Парикмахер", "Визажист ");

- Береза *** (выписка из приказа Организации от 10 марта 2009 г.) с 10 марта 2009 г. по 08 августа 2016 г осуществляла деятельность в должности "воспитатель", не имея ни высшего профессионального образования, среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика", ни дополнительного профессио­нального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении (имеет диплом о среднем профессиональном образовании, выданный Хабаровским вечерним судо­строительным техникумом, по специальности "планирование на предприятиях машиностро­ительной промышленности" присвоена квалификация "техник-плановик ").

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального Закона от 04 мая 2011 г. № 99 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нару­шений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Согласно пункту 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований, предусмот­ренных подпунктами "а"-"д", "ж"-"к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 относят­ся к грубым нарушениям лицензионных требований.

В судебном заседании установлено, что длительное время с момента приема на работу и по настоящее время осуществляет воспитатель (Дубрава ***) и осуществляла образовательную деятельность воспитатель (Береза ***), квалификация которых не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Закона об образовании, квали­фикационным характеристикам соответствующих должностей, установленных Единым ква­лификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раз­дел «квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден­ным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н; что также не отрицается Халютиной А.С.

Материалы дела об административном правонарушении, представленные мировому судье, составлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уполномоченными на то должностными лицами.

Таким образом, считаю, что вина Халютиной А.С. в совершении административного правонарушения полностью доказана, её действия следует квалифицировать по ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Санкция ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

При вынесении решения по делу суд учитывает, что принятые на работу Дубрава *** моменту рассмотрения дела об административном правонарушении обучается в высшем учебном заведении получая высшее образование. А воспитатель Береза Н.П. уволена.

Вышеперечисленные обстоятельства суд расценивает как смягчающие ответственность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.

Вместе с тем, на основании совокупности материалов дела, данных о имущественном положении должностного лица, наличие несовершеннолетних детей, принимая во внимание, обстоятельства смягчающие наказание, с учетом наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что выявленное правонарушение является малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.

На основании ст. 26.1 ч. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о наступлении вредных последствий либо наличия реальной возможности их наступления.

Кроме того, п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, его малозначительность, признание вины, материальное положение должностного лица, руководствуясь ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о возможности освобождения Халютиной А.С. от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью содеянного.

Суд считает возможным в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить Халютину А.С. от административной ответственности за совершенное правонарушение, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :


Заведующую муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска «Детский сад № 14» Халютину *** - освободить от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением г. Хабаровска «Детский сад № 14» Халютиной ***-прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска через мирового судью судебного участка № 21 Краснофлотского района г. Хабаровска в течение десяти дней со дня получения копии постановления.


Мировой судья: Н.В. Ачкасова


Копия верна: мировой судья: Н.В. Ачкасова

Суд:

Судебный участок №21 Краснофлотского района г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Ачкасова Наталья Владимировна (судья) (подробнее)