Постановление от 15 ноября 2016 г. по делу № 5-972/2016


Решение по административному делу

Дело № 5-972



ПОСТАНОВЛЕНИЕ



г. Городище 15 ноября 2016 года


Мировой судья судебного участка № 2 Городищенского района Пензенской области Копылов В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в отношении

БИКМАЕВА <ФИО1>, не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

установил:


20.09.2016 года инспектором ДПС СР ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Пензенской области в отношении Бикмаева Я.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу Бикмаев Я.К. 20.09.2016 года в 07 час. 10 мин. на 388 км. автодороги <АДРЕС> в <АДРЕС> районе Пензенской области управлял транспортным средством <НОМЕР> р.з. <НОМЕР>, на заднем государственном регистрационном знаке которого присутствует дополнительный материал, препятствующий обнаружению государственного регистрационного знака, что квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.

В судебном заседании Бикмаев Я.К. вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что государственный регистрационный знак не был оборудован никакими материалами, был закреплен на предусмотренном для него месте, но его частично (две последние цифры) закрывал элемент кузова (уголок), который он после составления настоящего протокола срезал.

Судом установлено, что действия Бикмаева Я.К. подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 12.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных часть 2 настоящей статьи.

Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

В силу пунктов 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В соответствии с п. 7.15 указанного Перечня запрещается эксплуатация транспортного средства в случае, если его государственный регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

Согласно «ГОСТ 50577-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технический требования.» на каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16 - 18). Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства. Регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости.

Государственные регистрационные знаки на машинах должны устанавливаться или по оси симметрии машины, или слева от нее по направлению движения, не выступая за боковой габарит машины. Государственные регистрационные знаки не должны уменьшать угол заднего свеса, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы. Места установки государственных регистрационных знаков должны выбираться таким образом, чтобы исключалось их загораживание элементами конструкции машины, самозагрязнение государственного регистрационного знака при эксплуатации машины и затруднение его прочтения («Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»).

В материалах дела имеется фотоизображение задней части транспортного средства с закрепленным слева от оси симметрии машины государственным регистрационным знаком 0 455 СР 58, на основании которого возможно сделать вывод об отсутствии оснований считать государственный регистрационный знак видоизмененным или оборудованным с применением устройств или материалов, препятствующих его идентификации, либо позволяющих его видоизменить или скрыть.

Способ установки заднего государственного регистрационного знака не препятствует его идентификации, однако он не соответствует требованиям к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах, которые определены ГОСТ Р 50577-93.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

- без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

- при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

- с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

При этом в соответствии с частью 1 ст. 12.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 данной статьи.

При квалификации действий лица по части 1 ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует руководствоваться примечанием к этой статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.

Дав оценку представленным доказательствам суд пришел к выводу о том, что Бикмаев Я.К. управлял транспортным средством, государственные регистрационные знаки на котором были установлены с нарушением технических требований к их установке, предусмотренных ГОСТом Р 50577-93, поскольку имелось его загораживание элементом конструкции машины.

Таким образом, исходя из диспозиции частей 1 и 2 ст. 12.2 КоАП РФ, а также приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в деянии Бикмаева Я.К. отсутствуют. Управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта, влечет административную ответственность по части 1 указанной статьи.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40), если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи), предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

С учетом изложенного, установив, что переквалификация действий Бикмаева Я.К. на другую часть статьи 12.2 КоАП РФ не ухудшает его положение, суд считает необходимым квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в пределах установленной санкции.

При назначении наказания суд учитывает характер правонарушения, личность Бикмаева Я.К., его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:


Бикмаева <ФИО2> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Городищенский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня его получения или вручения.



Мировой судья: В.А. Копылов

Суд:

Судебный участок № 2 Городищенского района (Пензенская область) (подробнее)

Судьи дела:

Копылов Виктор Алексеевич (судья) (подробнее)