Определение от 10 октября 2016 г. по делу № 5-816/2016


Решение по административному делу

Дело <НОМЕР> (протокол <НОМЕР>)


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении


14 октября 2016 г. г. Пермь


Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Свердловского судебного района г.Перми Артемова О.А.,

При участии представителя ПАО «Пермская энергосбытовая компания» <ФИО1> по доверенности от <ДАТА2>

Представителя Инспекции ГЖН <АДРЕС> края <ФИО2> по доверенности от 11.01.2016г.

При секретаре <ФИО3>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ПАО «Пермская энергосбытовая компания»), ИНН <НОМЕР> ОГРН <НОМЕР>, находящегося по адресу: 614007,г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 37,

у с т а н о в и л:


Инспекцией государственного жилищного надзора <АДРЕС> края, выдано ПАО «Пермская энергосбытовая компания» предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г. об устранении в срок до 15.07.2016 г. установленных нарушений в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. Перми: при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. рассчитан не исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а исходя из показаний прибора учета, не являющегося общедомовым прибором учета, по результатам проверки исполнения предписания <НОМЕР> составлен акт проверки <НОМЕР>-п о том, что нарушение не устранено, перерасчет не выполнен в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении в связи с тем, что ПАО «Пермская энергосбытовая компания» нарушены п. 48, формула 10 приложения <НОМЕР> Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6><НОМЕР> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ч. 2 ст. 25 Федерального закона от <ДАТА7> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Представитель ПАО «Пермская энергосбытовая компания» <ФИО1> по доверенности от <ДАТА2> представила в суд пояснения и просит прекратить дело в связи с тем, что предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г. незаконно и нарушает порядок начисления размера платы за электроэнергию, так же нарушает права ОАО «МРСК Урала». Указывает, что в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. Перми жители в срок до 2012 года общедомовой прибор учета не установили, при этом сетевая компания обязана установить общедомовые приборы учета и ОАО «МРСК Урала» установила в данном доме общедомовые приборы учета, что подтверждается актом от <ДАТА8><НОМЕР>. Поскольку собственники данного жилого дома прибор не установили, то он установлен в месте наиболее приближенном к балансовой границе, а именно в ТП, что соответствует законодательству. Следовательно, данный прибор является общедомовым прибором учета, на основании которого устанавливается количество потребленной электрической энергии. Поскольку общедомовой прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности, расчет электроэнергии производится с учетом корректировки на величину потерь электрической энергии на участке сетей от трансформаторных подстанций до границы ответственности. Данный расчет предусмотрен п. 144 Основных положений <НОМЕР>. Таким образом, сетевая организация ОАО «МРСК «Урала» является по данному делу заинтересованным лицом, и при перерасчете электроэнергии по нормативу пострадает ОАО «МРСК «Урала», кроме того имеется арбитражная практика, которая делает выводы о том, что при расчете коммунальной услуги приоритетным является показания приборов учета. Так же практика признает общедомовыми приборами учета, которые поставлены и за пределами границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.

Представитель Инспекции ГЖН <АДРЕС> края <ФИО2> по доверенности от 11.01.2016г. полагает, что в доме по адресу: г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 38 общедомовой прибор учета не установлен, что подтверждается постановлением Мирового судьи судебного участка <НОМЕР><АДРЕС> района г. Перми от 12.08.2016г. вынесенным в отношении ООО «УК «Профи-Дом» о привлечении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в связи с тем, что ООО «УК «Профи-Дом» в доме по адресу: г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 38 не установил прибор общедомовой учета. Полагает, что ПАО «Пермская энергосбытовая компания» предписание не исполнили, доказательств того, что в указанном доме имеется общедомовой прибор учета не представлено. Из акта от 21.03.2016г. <НОМЕР> не следует, что это общедомовой прибор учета именно на этот дом, поскольку он установлен не в доме и не на доме, у данного дома есть техническая возможность установить прибор учета, значит он должен был быть установлен на доме или в доме.

Свидетель <ФИО5> пояснила в суде, что является ведущим юрисконсультом ОАО «МРСК «Урала», законодательством обязанность по установке счетчиков возложена в том числе на организацию ОАО «МРСК «Урала» которая является территориальной сетевой организацией, оказывающей на территории <АДРЕС> края услуги по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к принадлежащим обществу электрическим сетям. В доме по адресу: г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 38 собственники жилых помещений в срок до 2012 года не установили общедомовой прибор учета в связи с чем ОАО «МРСК «Урала» в 2014 году установили общедомовой прибор учета, в связи с чем составлен акт от <ДАТА8><НОМЕР>. По данному общедомовому прибору учета определяется объем потребления электрической энергии в указанном доме. Действия ОАО «МРСК «Урала» соответствуют Закону об энергосберенжению. И Основным положениям <НОМЕР>. Акты проверок и предписание ИГЖН нарушают права ОАО «МРСК «Урала».

Суд, исследовав письменные материалы дела: протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от 12.092016 г.; акт проверки <НОМЕР>-п от 29.08.2016 г.; требование о предоставлении информации и документов <НОМЕР>-п от 18.07.2016 г.; распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР>-п от 18.07.2016 г.; акт проверки <НОМЕР> от 06.06.2016 г.; предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г.; требование <НОМЕР> от 12.05.2016 г.; распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР> от 12.05.2016 г.; акт от <ДАТА8><НОМЕР>, заслушав представителя ПАО «Пермская энергосбытовая компания», представителя ИГЖН и свидетеля <ФИО5>, пришел к следующему.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА15> N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с <ДАТА16> (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА15> N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА17> N 258).

Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.

В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.

Федеральным законом от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).

При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.

Статьей 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до <ДАТА19> коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до <ДАТА20> совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем, законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до <ДАТА21>, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Положениями п. п. 31, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на исполнителя возложены обязанности, производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, предоставлять потребителю платежные документы, содержащие, в том числе, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг. Данной обязанности исполнителя корреспондирует обязанность потребителя услуг по их оплате.

Исходя из положений ст. ст. 153 - 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ от <ДАТА22><НОМЕР> "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа.

В соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Инспекция ГЖН <АДРЕС> края при проверке 06.06.2016г. установило, что в акте проверки от 12.05.2016г. <НОМЕР> зафиксировано, что прибор учета коммерческого учета электроэнергии установлен в трансформаторной подстанции ОАО «МРСК Урала-Пермэнерго» и не является общедомовым прибором учета электрической энергии, так как установлен не на границе балансового разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей и установок. В связи с чем сотрудник ИГЖН выявил нарушение п. 48 правил <НОМЕР> и в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» вынесено предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г. о проведении изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. в соответствии с п. 48 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6><НОМЕР> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (формула 10 приложения 2 к правилам <НОМЕР>).

Судом установлено, что в доме по адресу: г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 38 собственники жилых помещений в срок до 2012 года не установили общедомовой прибор учета.

ОАО «МРСК «Урала» установил общедомовой прибор учета в ТП-7148 не на границе балансовой принадлежности для жилого дома девять этажей на 216 квартир о чем составлен акт от <ДАТА8><НОМЕР> и подписан.

В соответствии с законодательством при наличии общедомового прибора учета расположенного не на границе балансовой принадлежности, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность установки ОПУ за пределами границ балансовой принадлежности сетей и предусмотрен механизм компенсации потерь электрической энергии в случае установки ОПУ не на границе балансовой принадлежности.

При указанных обстоятельствах выводы ИГЖН о том, что в доме по адресу: г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 38 не установлен общедомовой прибор учета, а установленный прибор учета не может быть принят в качестве общедомовой прибор учета -ошибочен. Следовательно, предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г. о проведении изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. в соответствии с п. 48 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6><НОМЕР> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (формула 10 приложения 2 к правилам <НОМЕР>).

В соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. Законность и критерии исполнимости предписания, выданного обществу должны быть проверены судом.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Системный анализ, норма права привел к выводу, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в первую очередь исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем при вынесении предписания государственный орган должен был руководствоваться не только положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> N 354, но и Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от <ДАТА22><НОМЕР> "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", а так же учитывать, что сетевой компанией установлен прибор учета, который фиксирует объем потребленной электроэнергии в конкретном жилом доме, а так же понятие коллективного (общедомового) прибора учета которое подразумевает под собой в первую очередь, что это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г. о проведении изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. в соответствии с п. 48 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6><НОМЕР> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (формула 10 приложения 2 к правилам <НОМЕР>) вынесено без учета действующих норм права, что повлияло на то, что оно противоречит действующему законодательству и затрагивает права третьих лиц, которые не были заявлены в качестве проверяемых лиц, при проверке обращения гражданина <ФИО6>

В силу презумпции невиновности, установленной статьей 1.5 КоАП РФ, обязанность доказать событие административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице, составившем протокол об административном правонарушении.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава правонарушения.

Суд приходит к выводу, что в действиях ПАО «Пермская энергосбытовая компания» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ и считает необходимым производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, ст. 24.5 КоАП Российской Федерации, мировой судья,

п о с т а н о в и л:


Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5. ч. 1 КоАП Российской Федерации, в отношении ПАО «Пермская энергосбытовая компания» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский районный суд г.Перми через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Свердловского судебного района г.Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.



Мировой судья. Подпись

Копия верна

Мировой судья О.А. Артемова



Дело <НОМЕР> (протокол <НОМЕР>)


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

резолютивная часть


14 октября 2016 г. г. Пермь


Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Свердловского судебного района г.Перми Артемова О.А.,

При участии представителя ПАО «Пермская энергосбытовая компания» <ФИО1> по доверенности от <ДАТА2>

Представителя Инспекции ГЖН <АДРЕС> края <ФИО2> по доверенности от 11.01.2016г.

При секретаре <ФИО3>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ПАО «Пермская энергосбытовая компания»), ИНН <НОМЕР> ОГРН <НОМЕР>, находящегося по адресу: 614007,г. Пермь, ул. <АДРЕС>, 37,

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, ст. 24.5 КоАП Российской Федерации, мировой судья,

п о с т а н о в и л:


Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5. ч. 1 КоАП Российской Федерации, в отношении ПАО «Пермская энергосбытовая компания» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский районный суд г.Перми через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Свердловского судебного района г.Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.



Мировой судья О.А. Артемова

у с т а н о в и л:


ПАО «Пермская энергосбытовая компания» в срок до 15.07.2016 г. не выполнило предписание <НОМЕР> от 06.06.2016 г., выданное Инспекцией государственного жилищного надзора <АДРЕС> края, а именно: в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. Перми размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2015 г. по февраль 2016 г. рассчитан не исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а исходя из показаний прибора учета, не являющегося общедомовым прибором учета, тем самым нарушены п. 48, формула 10 приложения <НОМЕР> Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА6><НОМЕР> "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ч. 2 ст. 25 Федерального закона от <ДАТА7> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Представитель ПАО «Пермская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Суд считает, что имеются все основания для рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие представителя ПАО «Пермская энергосбытовая компания», ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 25 Федерального закона от <ДАТА7> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вина ПАО «Пермская энергосбытовая компания» подтверждается письменными материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 12.092016 г.;

- актом проверки <НОМЕР>-п от 29.08.2016 г.;

- требованием о предоставлении информации и документов <НОМЕР>-п от 18.07.2016 г.;

- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР>-п от 18.07.2016 г.;

- актом проверки <НОМЕР> от 06.06.2016 г.;

- предписанием <НОМЕР> от 06.06.2016 г.;

- требованием <НОМЕР> от 12.05.2016 г.;

- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР> от 12.05.2016 г.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает вину ПАО «Пермская энергосбытовая компания» установленной, действия его квалифицирует по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

При назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО «Пермская энергосбытовая компания», судом не установлено.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушения, суд



п о с т а н о в и л:


Признать Публичное акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, УФК Минфина России по Пермскому краю (Инспекция государственного жилищного надзора <АДРЕС> края, 614000, г.Пермь, ул. <АДРЕС>, 78) БИК <НОМЕР>, Отделение Пермь, г. Пермь, р/с <НОМЕР> ОКТМО 57701000, КБК 843 116 90040 04 0000 140.

В соответствии со ст.32.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить судье, вынесшим постановление (г. Пермь, ул. Рабоче -Крестьянская, 2 судебный участок <НОМЕР> Свердловского судебного района г. Перми).

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с ч.5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60 дней судья, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление в течение 10 дней может быть обжаловано в Свердловский районный суд г. Перми через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Свердловского судебного района г. Перми.



Мировой судья О.А. Артемова


<АДРЕС> КРАЕВОЙ СУД


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2015 г. по делу N 33-8335/2015



Судья: <ФИО7>


Судебная коллегия по гражданским делам <АДРЕС> краевого суда в составе:

председательствующего <ФИО8>,

судей <ФИО9>, <ФИО10>,

при секретаре Ш.Т.В..

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика ПАО "Барнаульская горэлектросеть", ответчика ООО "Барнаульская сетевая компания" на решение <АДРЕС> районного суда г. <АДРЕС> края от 26 июня 2015 года

по делу по иску прокурора <АДРЕС> района г. <АДРЕС> края в интересах Г. к ПАО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Барнаульская сетевая компания" о признании действий незаконными, возложении обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электроснабжения, прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета, произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды.

Заслушав доклад судьи <ФИО9>, судебная коллегия


установила:


Прокурор <АДРЕС> района г. <АДРЕС> края в интересах Г. обратился с иском к ПАО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Барнаульская сетевая компания" о признании незаконными действий ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>; возложении на ООО "Барнаульская сетевая компания" обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электроснабжения, установленные в указанном доме; возложении на ПАО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета; возложении на ПАО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности произвести собственникам и нанимателям помещений указанного дома перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета с момента установки общедомовых приборов учета.

В обоснование исковых требований указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГ был признан аварийным, однако в нарушение требований законодательства в доме смонтированы и введены в эксплуатацию два общедомовых прибора учета потребленной электроэнергии. Расчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды производится ПАО "Барнаульская горэлектросеть" с учетом показаний установленных общедомовых приборов учета, что повлекло для собственников и нанимателей помещений дома увеличение платы за электроснабжение на общедомовые нужды. Так за декабрь 2014 года Г. произведено начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды в объеме <данные изъяты> что значительно превышает объемы, из которых ранее производилось начисление такой платы.

Решением <АДРЕС> районного суда г. <АДРЕС> края от 26 июня 2015 года исковые требования прокурора в интересах Г. удовлетворены.

Признаны незаконными действия ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

На ООО "Барнаульская сетевая компания" возложена обязанность демонтировать общедомовые приборы учета электроснабжения, установленные в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

На АО "Барнаульская горэлектросеть" возложена обязанность прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета, с момента установки общедомовых приборов учета собственникам и нанимателям помещений данного дома.

Взыскана в равных долях с ООО "Барнаульская сетевая компания", АО "Барнаульская горэлектросеть" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе ответчик АО "Барнаульская горэлектросеть" просит отменить постановленное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что исковое заявление фактически подано прокурором в интересах всех жильцов дома, расположенного по адресу: <адрес>, вместе с тем, доказательств, подтверждающих невозможность предъявления соответствующего иска самими собственниками и нанимателями помещений указанного дома не представлено.

Судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что Г. не является собственником помещений в многоквартирном жилом доме, в котором установлены общедомовые приборы учета.

Удовлетворение требований в интересах Г. нарушит права всех собственников помещений, расположенных в указанном многоквартирном жилом доме, не заявлявших соответствующих требований.

Требование о возложении на ПАО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета не соответствует положениям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, его удовлетворение не приведет к восстановлению нарушенного права.

Суд первой инстанции не принял во внимание то, что основанием настоящего иска послужило нежелание материального истца производить оплату фактически потребленного объема электроэнергии.

Исключения, содержащиеся в п. 1 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку многоквартирный жилой дом, в котором установлены общедомовые приборы учета, признан аварийным только в сентябре 2013 года.

Из анализа положений ст. 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что установка общедомовых приборов учета на аварийных объектах не является обязанностью сетевой организации, что не исключает наличия у последней соответствующего права.

В соответствии с действующим законодательством оплата фактически потребленного коммунального ресурса не может являться нарушением прав потребителя.

В апелляционной жалобе ответчик ООО "Барнаульская сетевая компания" также просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика АО "Барнаульская горэлектросеть".

В дополнениях к апелляционной жалобе ответчиком АО "Барнаульская горэлектросеть" указано на то, что нарушенное право истца отсутствует, поскольку Г. не оплачивалась задолженность за потребленный коммунальный ресурс, требований о взыскании задолженности ответчиком к Г. не заявлялось. Само по себе начисление платы за электроэнергию не может быть признано незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции ответчик Б. апелляционные жалобы поддержала, ссылаясь на приведенные в них доводы, а также на то, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав материального истца.

Прокурор <ФИО11> и материальный истец Г. просили апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части связи с неправильным применением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, энергоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляется АО "Барнаульская горэлектросеть" - исполнитель указанной коммунальной услуги, сетевой организацией является ООО "Барнаульская сетевая компания".

Согласно заключению межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным.

Проведенной специалистами КЖКХ г. <АДРЕС> проверкой правильности начисления платы за коммунальные услуги установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, установлены два общедомовых прибора учета электрической энергии, которые выведены на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГ. Начисление платы за электроэнергию производится исходя из показаний общедомового прибора учета.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела актами проверки и учета электроэнергии N ***.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА15> N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с <ДАТА16> (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА15> N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА17> N 258).

Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.

В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.

Федеральным законом от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).

При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.

Статьей 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до <ДАТА19> коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до <ДАТА20> совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем, законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до <ДАТА21>, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При этом вопреки доводам апелляционных жалоб из буквального толкования ст. 13 Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ не следует, что указание на нераспространение требования об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении, аварийных объектов, поставлено в зависимость от периода (даты) признания дома аварийным.

Производство монтажа коллективных приборов учета по инициативе сетевой или ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств в аварийных многоквартирных жилах домах с последующим начислением платы за электроэнергию по их показаниям положениями Федерального закона от <ДАТА18> N 261-ФЗ не предусмотрено.

Поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент установки приборов учета был признан аварийным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий ответчика ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу в доме приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды, а также действий АО "Барнаульская горэлектросеть" по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды по приборам учета и наличии оснований для возложения на ООО "Барнаульская сетевая компания" обязанности по демонтажу установленных общедомовых приборов учета. Доводы апелляционных жалоб о необоснованности данных выводов суда и избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем являются несостоятельными.

Не свидетельствуют о незаконности решения и доводы жалобы ответчика ПАО "Барнаульская горэлектросеть", указывающие на то, что начислением платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета права Г. не нарушаются.

Положениями п. п. 31, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на исполнителя возложены обязанности, производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, предоставлять потребителю платежные документы, содержащие, в том числе, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг. Данной обязанности исполнителя корреспондирует обязанность потребителя услуг по их оплате.

Исходя из положений ст. ст. 153 - 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 2 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Аналогичные положения содержатся в ст. 292 ГК РФ, предусматривающей права членов семьи собственников жилого помещения, проживающих в принадлежащем ему жилом помещении, на пользование этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством, и указывающей на то, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

Учитывая, что Г. является членом семьи собственника жилого помещения (<адрес>) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, и проживает в указанном жилом помещении, она несет солидарную с собственником помещения ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

При этом следует учитывать, что согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о нарушении действиями ответчиков прав Г. основаны на законе. Разрешая вопрос о восстановлении нарушенного права материального истца, суд пришел к правильному выводу о том, что восстановление нарушенного права возможно прекращением начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета и производством перерасчета начисленной платы с момента установки общедомовых приборов учета. При этом доводы жалобы ООО "Барнаульская сетевая компания" о том, что удовлетворением исковых требований, заявленных в интересах Г., будут нарушены права других собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома судебной коллегией не приняты во внимание, учитывая то, что восстановление нарушенного права Г. направлено на пресечение не соответствующих закону действий ответчиков.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб, указывающих на отсутствие у прокурора права в рамках настоящего дела на обращение в суд с иском в интересах всех собственников и нанимателей жилых помещений дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Принимая во внимание требования ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая наличие возможности определить точный круг лиц, права которых нарушены действиями ответчиков по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета, отсутствие в деле доказательств невозможности обращения в суд указанных лиц с самостоятельными исками и подачу прокурором иска в интересах только Г., у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора о прекращении начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета и производстве перерасчета начисленной платы с момента установки общедомовых приборов учета в отношении всех собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме.

Поскольку прокурор не обладал в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд с такими требованиями, судебная коллегия отменяет решение суда в части их удовлетворения и прекращает в данной части производство по делу на основании абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


апелляционные жалобы ответчиков ПАО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Барнаульская сетевая компания" удовлетворить частично.

Решение <АДРЕС> районного суда г. <АДРЕС> края от 26 июня 2015 года в части возложения на АО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности прекратить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> и произвести перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета, с момента установки общедомовых приборов учета собственникам и нанимателям помещений данного дома, за исключением <адрес>, отменить, производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части решение <АДРЕС> районного суда г. <АДРЕС> края от 26 июня 2015 года оставить без изменения.

Суд:

Судебный участок №36 Свердловского района г. Перми (Пермский край) (подробнее)

Судьи дела:

Артемова Оксана Александровна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ