Решение № 2-3970/2013 2-3970/2013~М-2582/2013 М-2582/2013 от 7 мая 2013 г. по делу № 2-3970/2013

Курганский городской суд (Курганская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

Дело № 2-3970/2013


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

7 мая 2013 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи – Кондратовой О.Ю.,

при секретаре – Федотовой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: <адрес>, от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в Курганский городской суд с исковым заявлением к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: <адрес>, от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований указав, что специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, обнаружена несанкционированная свалка твердых и жидких бытовых отходов. На вышеуказанной территории, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы. Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вывоз, отсутствие условий для временного хранения твердых бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей пос. Северный в г. Кургане. По фактам нарушения санитарного законодательства Управлению Роспотребнадзора по Курганской области не представилось возможным установить лиц, способствующих организации указанной свалки. Из информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области» установлено, что земельный участок, расположенный напротив жилого дома по адресу: <адрес>, относится к категории - земли населенных пунктов; относится к кадастровому кварталу №; правообладатели на данный участок отсутствуют. Указанный участок находится в границах города Кургана. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит суд возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства, а именно: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес>, от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.

В судебном заседании представитель истца Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Погольдина А.С., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Ходак Э.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что несанкционированная свалка создана жителями прилегающих домов. При этом не отрицал отсутствие таких доказательств.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по Курганской области осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с п. 11 указанного Положения руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом Курганской области.

Установлено, что специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес>, обнаружена несанкционированная свалка твердых и жидких бытовых отходов. На вышеуказанной территории, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы.

Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вывоз, отсутствие условий для временного хранения твердых бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей пос. Северный в г. Кургане.

По фактам нарушения санитарного законодательства Управлению Роспотребнадзора по Курганской области не представилось возможным установить лиц, способствующих организации указанной свалки. Таких доказательств не представлено суду и ответчиком.

В соответствии с экспертной оценкой объекта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза территории, прилегающей к частному жилому дому по адресу: г. <адрес>. На момент обследования (ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов до 17-30 часов, ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов) на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: <адрес>, на расстоянии более 5 метров от дома, организована свалка твердых бытовых отходов, что не соответствует требованиям п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Санитарно-эпидемиологическая оценка объекта: Территория, прилегающая к жилому дому по адресу: г<адрес>, <адрес>, не соответствует требованиям п.2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ устанавливает, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, утвержденного Решением Курганской городской Думы от 20 сентября 2006 года N 266 «Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Кургане» к полномочиям Администрации города Кургана относятся: организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; разработка и реализация комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе, создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности); осуществление контроля за соблюдением норм и правил в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, совместно с уполномоченными органами и организациями в соответствии с их компетенцией; определение уполномоченного органа по контролю за организацией работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; размещение муниципального заказа на организацию работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; информирование граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории города Кургана; привлечение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к участию в разработке органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения; осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Из информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области» установлено, что земельный участок, расположенный напротив жилого дома по адресу: <адрес> относится к категории - земли населенных пунктов; относится к кадастровому кварталу №; правообладатели на данный участок отсутствуют. Указанный участок находится в границах города Кургана.

Таким образом, вопросы организации указанных видов деятельности отнесены к компетенции Администрации г. Кургана.

Как видно из материалов дела, указанные полномочия реализуются органом местного самоуправления – Администрацией города Кургана ненадлежащим образом.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Поскольку указанная несанкционированная свалка находится на территории муниципального образования г. Кургана вблизи жилого сектора, создавая тем самым угрозу окружающей природной среде и здоровью человека, требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: <адрес>, от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, подлежат удовлетворению, поскольку сам факт существования свалки свидетельствует о ненадлежащей организации работ по сбору, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов.

Руководствуясь ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: <адрес>, от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья: О.Ю. Кондратова

Суд:

Курганский городской суд (Курганская область) (подробнее)

Истцы:

УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА (подробнее)

Ответчики:

АДМИНИСТРАЦИЯ КУРГАНА (подробнее)

Судьи дела:

Кондратова Ольга Юрьевна (судья) (подробнее)