Решение № 2-331/2016 2-331/2016~М-141/2016 М-141/2016 от 2 марта 2016 г. по делу № 2-331/2016

Братский районный суд (Иркутская область) - Административное
Суть спора: 2.042 - Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела об оплате труда -> о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты)


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 02 марта 2016 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,

при секретаре Высоких О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2016 по иску Авчинниковой Анны Андреевны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:


Авчинникова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» (сокращенное наименование – МБОУ ДО «ДЮСШ») о взыскании недоначисленной заработной платы.

В обоснование исковых требований указала, что она работает в МБОУ ДО «ДЮСШ» <данные изъяты>. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работодатель начисляет и выплачивает ей заработную плату, которая включает в себя: оклад (тарифная ставка) – 2553 рубля, доплата за вредные условия труда 255,30 рублей. Также ей начисляется и выплачивается районный коэффициент к заработной плате в размере 40%, надбавка за работу районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере, 50% и стимулирующие выплаты. Нормами главы 50 Трудового кодекса РФ установлены особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые направлены на обеспечение государственных гарантий повышенной, по сравнению со всеми остальными категориями работников, оплаты труда. Согласно статье 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Указанная норма закона не была изменена законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, неблагоприятные факторы, связанные с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. В противном случае повышающий характер данной компенсации не имеет социально-правового эффекта. Работодатель в нарушение требований закона включает компенсационные выплаты за работу в суровых климатических условиях в размер вознаграждения за труд, равный МРОТ. С 1 января 2015 Федеральным законом от 01.12.2014 № 408 -ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5965 рублей в месяц. Следовательно, общий размер начисленной ей заработной платы, с учетом 40 % районного коэффициента и 50 % надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должен составлять 11333,50 рублей в месяц. С 01.01.2016 Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в размере 6204 руб. Следовательно, общий размер начисленной ей заработной платы, с учетом 40 % районного коэффициента и 50 % надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должен составлять 11 787,60 рублей в месяц.

Таким образом, за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 ответчик недоначислил и не выплатил ей заработную плату в размере 18 858, 42 руб., нарушив тем самым и ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которой он обязан выплачивать заработную плату в полном объеме, в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором.

Просила взыскать с МБОУ ДО «ДЮСШ» в её пользу недоначисленную заработную плату за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 в размере 18858, 42 руб.

В судебное заседание истец Авчинникова А.А. не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик МБОУ ДО «ДЮСШ», извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, директор МБОУ ДО «ДЮСШ» Сухих А.В., действующий на основании прав по должности, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласен.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО «Братский район» Осяк О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. В письменных возражениях на исковое заявление указала, что ответчик МБОУ ДО «ДЮСШ» в спорном периоде выплачивал заработную плату истцу в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Просила в удовлетворении иска отказать.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5965 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в размере 6204 рубля в месяц.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 123-оз «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области»).

В судебном заседании из представленных материалов дела суд установил, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» является юридическим лицом, находится по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Ленина, 37, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, Уставом учреждения и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с Уставом учреждения учредителем и собственником имущества МБОУ ДО «ДЮСШ» является МО «Братский район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация МО «Братский район».

Истец Авчинникова А.А. с **.**.**** и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком МБОУ ДО «ДЮСШ» в качестве <данные изъяты> с тарифной ставкой (окладом) в размере 2553 руб., кроме оклада, ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%), районный коэффициент (40%), надбавка за вредные условия труда (10%) и стимулирующие выплаты, что подтверждается копиями приказа о приеме на работу, трудового договора, дополнительного соглашения к трудовому договору от **.**.****, трудовой книжки истца, справкой о размере заработной платы, расчетными листками и никем не оспаривается.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.****, ссылаясь на то, что в указанный период работодателем были допущены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в исчислении заработной платы путем включения в размер месячной минимальной заработной платы компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях – в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из справки работодателя о размере начисленной заработной платы и расчетных листков за спорный период усматривается, что заработная плата Авчинниковой А.А. без учета районного коэффициента и северной надбавки – фактически меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.

Механизм исчисления заработной платы истца, как работника, трудовая деятельность которого осуществляется в районе с особыми климатическими условиями, примененный работодателем, противоречит требованиям закона, гарантирующего повышение оплаты труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку работодателем в минимальный размер заработной платы истца, помимо оклада и стимулирующей надбавки, включены районный коэффициент (40 %) и процентная надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер начисленной заработной платы истца, если ею в месяц отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке не может быть с 1 января 2015 года менее 11333,50 руб. – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента (40%) и процентной («северной» надбавки – максимально 50%) из расчета: заработная плата не ниже МРОТ (5965 руб.) + районный коэффициент (40%) + «северная» надбавка (50%). А с 1 января 2016 года размер начисленной заработной платы истца, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени по одной полной ставке не может быть менее 11787,60 руб. (6204 руб. + районный коэффициент (40%) + «северная» надбавка (50%)).

Судом установлено, что в ноябре, декабре 2015 года Авчинникова А.А. отработала полную норму рабочего времени в каждом месяце, что подтверждается справкой работодателя и никем не оспаривается. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 22667 руб. (11333,50 х 2). Фактически истцу за указанный период начислено 12162 руб. (6081 х 2). Таким образом, задолженность за ноябрь, декабрь 2015 года составляет 10505 руб. (22667 - 12162).

В январе 2016 года при норме рабочего времени 108 часов Авчинникова А.А. отработала 140 часов, что подтверждается справкой работодателя и никем не оспаривается. Работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 15280,22 руб. (11787,60 : 108 х 140). Фактически истцу начислено 7 815 руб. Задолженность составляет 7465, 22 руб. (15280,22 - 7 815).

Общая сумма задолженности за спорный период составляет 17970, 22 руб.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Авчинниковой А.А. о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 являются законными и обоснованными частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 в размере 17970, 22 руб.

В удовлетворении исковых требований Авчинниковой А.А. о взыскании задолженности по заработной плате в размере 888,20 руб. следует отказать в связи с необоснованностью расчета, произведенного истцом.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

В силу ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 руб. - 4 процента цены иска, но не менее 400 руб.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ст. 393 ТК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем, государственная пошлина в размере 718,81 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Авчинниковой Анны Андреевны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» в пользу Авчинниковой Анны Андреевны недоначисленную заработную плату за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 в размере 17970 (семнадцать тысяч девятьсот семьдесят) рублей 22 копейки.

В удовлетворении исковых требований Авчинниковой Анны Андреевны о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» задолженности по заработной плате за период с 01.11.2015 по 31.01.2016 в размере 888 рублей 20 копеек – отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-Юношеская Спортивная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 718 (семьсот восемнадцать) рублей 81 копейка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Литвинцева

Суд:

Братский районный суд (Иркутская область) (подробнее)

Истцы:

Авчинникова А.А. (подробнее)

Ответчики:

МБОУ ДОД "ДЮСШ" (подробнее)

Судьи дела:

Литвинцева Евгения Михайловна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Судебная практика по заработной плате
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ