Решение № 2А-542/2016 2А-542/2016~М-497/2016 М-497/2016 от 9 ноября 2016 г. по делу № 2А-542/2016

Полярный районный суд (Мурманская область) - Административное
Суть спора: 3.149 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

Дело № 2а-542/2016


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

09 ноября 2016 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Логиновой В.В.,

при секретаре Давидовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени,

установил:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России №2 по Мурманской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области ФИО1 является собственником недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>. Стоимость имущества на основании данных из учреждения, осуществляющего государственный технический учет, в 2010 году составила 367437 рублей 76 копеек. В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога за 2010 год в установленный законом срок образовалась задолженность в размере 551 рубль 16 копеек. Налоговой инспекцией налогоплательщику направлено требование №... от <дата>, которое до настоящего времени не исполнено.

Поскольку сумма налога не уплачена, Межрайонная ИФНС России №2 по Мурманской области просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 551 рубль 16 копеек и пени в размере 6 рублей 21 копейка.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных административным истцом требований не представил, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался надлежащим образом, заказной корреспонденцией, судебные повестки возвращены в суд за истечением срока хранения в отделении связи.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно адресной справке Отделения по вопросам миграции ОМВД России по ЗАТО Александровск Мурманской области административный ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу, указанному в иске.

Поскольку административный ответчик обязан получать почтовую корреспонденцию по месту своего жительства, суд считает, что административный ответчик уклонился от получения судебного извещения. Судом приняты необходимые меры по надлежащему и своевременному извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела.

Таким образом, в силу статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у суда имеются основания считать ответчика извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон в порядке части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в период спорных правоотношений был установлен Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в последней ред. Федерального закона от 02.11.2013 №306-ФЗ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу статьи 2 указанного закона, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

На основании пункта 1 статьи 3 названного Закона ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года №229-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Пунктом 11 указанной нормы предусмотрено, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

На основании сведений Управления Федеральной регистрационной службы Мурманской области о суммарной инвентаризационной стоимости квартиры налоговая инспекция произвела расчет налога, в соответствии с которым размер задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2010 года составил 551 рубль 16 копеек.

Требование №... об уплате налога по состоянию на 13 декабря 2011 года направлено в адрес административного ответчика 30 декабря 2011 года. Срок исполнения требования указан 18 января 2012 года.

В установленный законом и указанный в уведомлении срок, денежные суммы в бюджет не поступили.

До настоящего времени административный ответчик не исполнил в добровольном порядке требование об уплате налога, тем самым не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Учитывая, что административным ответчиком не произведена уплата налога в установленный срок, налоговый орган произвел исчисление пени. Расчет пени составил 6 рублей 21 копейка.

В силу положений статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих факт, что у административного ответчика отсутствовал объект налогообложения по уплате налога на имущество физических лиц или, что административный ответчик имел право быть освобожденным от обязанности по уплате указанного вида налога и уплатил необходимую сумму налога в бюджет, административным ответчиком суду представлено.

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьями 32, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях досудебного урегулирования спора административным истцом было выставлено должнику требование от 13 декабря 2011 года об уплате налога и пени в срок до 18 января 2012 года.

Таким образом, поскольку административное исковое заявление представлено в суд 06 сентября 2016 года, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам.

В соответствии с положениями частей 1,2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Принимая во внимание, что каких-либо доводов, обосновывающих уважительность пропуска срока для подачи административного искового заявления, налоговым органом суду не представлено, суд считает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с иском. В связи с чем, оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.

Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени – оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий В.В. Логинова

Истцы:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №2 по Мурманской области (подробнее)

Ответчики:

Варакин П.А. (подробнее)

Судьи дела:

Логинова Виктория Васильевна (судья) (подробнее)