Решение № 2-608/2015 2-608/2016 2-608/2016~М-4978/2015 М-4978/2015 от 5 февраля 2016 г. по делу № 2-608/2015


Дело № 2-608/2015

Мотивированное
решение
изготовлено 05 февраля 2016 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Первоуральск 02 февраля 2016 года.

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.

с участием помощника прокурора г. Первоуральска Крохалевой Т.А.

при секретаре Шестаковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-608/2016 по иску Прокурора г. Первоуральска в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Первоуральскому муниципальному бюджетному учреждению физической культуры и спорта «Старт», Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Управление по содержанию органов местного самоуправления» об обязании устранить выявленные нарушения в части создания для инвалидов доступной среды жизнедеятельности на территории г.Первоуральска и провести соответствующие работы,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор г. Первоуральска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Управление по содержанию органов местного самоуправления» /далее- ПМКУ «УСОМС» / и Первоуральскому муниципальному бюджетному учреждению физической культуры и спорта «Старт» /далее по тексту- ПМБУ ФКиС «Старт»/ об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания доступной среды жизнедеятельности, а именно: в восьмимесячный срок со дня вступления решения суд в законную силу обязать ответчиков на территории и в здании Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт», расположенного по адресу: <адрес>» провести следующие работы:

-переоборудовать угол наклона пандуса входной группы в соответствии со СНиП 35-01-2001;

-выделить контрастной окраской первую и последнюю ступень входной группы;

-установить кнопку вызова для инвалидов и маломобильных граждан;

-перед входом на расстоянии 0,9м установить предупредительные знаки или разметки, тактильные и акустические указатели ( в том числе рельефных покрытий площадок и полов);

-оборудовать зоны и пути движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок;

-на площадках и в портиках установить информационные устройства, табло, щиты с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта;

-оборудовать ширину дверных проемов входной группы на свету в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании помощник прокурора Крохалева Т.А. заявленные требования к ПМБУ ФКиС «Старт» подержала, на требованиях к ответчику ПМКУ «УСОМС» не настаивала.

В обоснование заявленных исковых требований представитель истца помощник прокурора г.Первоуральска Крохалева Т.А. суду пояснила, что прокуратурой г. Первоуральска при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории и в помещении Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт», расположенного по адресу: <адрес><адрес>» согласно акту проверки объектов социальной и транспортной инфраструктуры по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности было установлено следующее:

- пандус входной группы не соответствует СНиП 35-01-2001 (угол наклона превышает норма указанные в СНиП);

- отсутствует контрастная окраска первой и последней ступени входной группы;

- отсутствует кнопка вызова для инвалидов и маломобильных граждан;

- перед входом на расстоянии 0,9 м отсутствуют предупредительные знаки или разметки, тактильные и акустические указатели (в том числе рифленых покрытий площадок и полов);

-отсутствуют зоны и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок;

- на площадках и в портиках отсутствуют информационные устройства, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания;

- ширина дверных проемов входной группы на свету менее 1,2 метра.

В настоящее время ответчиком выявленные нарушения не устранены.

Каких-либо мер к устранению остальных нарушений ответчиком не принимается. Таким образом, ненадлежащее техническое оснащение и оборудование здания ПМБУ ФКиС «Старт» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц-самой социально - незащищенной категории граждан-граждан –инвалидов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец просит обязать ответчика ПМБУ ФКиС «Старт», в восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести вышеуказанные работы на территории и в здании Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт», расположенного по адресу: Первоуральск, <адрес>.

Представитель ответчика ПМБУ ФКиС «Старт» Зотов С.Е., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год со всеми правами /л.д.13/, исковые требования прокурора г.Первоуральска об обязании на территории и в здании Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт» по адресу: <адрес> устранить выявленные нарушения в части создания для инвалидов доступной среды жизнедеятельности на территории г.Первоуральска и провести соответствующие работы признал в полном объеме. Ему разъяснены и понятны последствия признания иска, о чем представил суду заявление /л.д.14/. Также суду пояснил, что на момент проверки в Ледовом дворце производились работы по замене витражей и входной группы, в результате чего была временно удалена кнопка вызова, разметка и предупредительные знаки. После замены входной группы на дверных проемах предусмотрена дополнительная открывающаяся секция, которая позволяет увеличивать ширину дверного поема более 1,2 м. В настоящее время готовится проект по реконструкции крыльца здания Ледового дворца, в котором будут учтены указанные в исковом заявлении нарушения. Кроме того, ПМБУ ФКиС «Старт» является бюджетным учреждением и финансируется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета городского округа Первоуральск. В 2015 году финансирования на устранение выявленных в ходе проверки нарушений не предусмотрено. Кроме того, чтобы переоборудовать угол наклона пандуса в соответствии со СНиП 35-01-2001, а также установить устройство подогрева покрытия полов на площадках, пандусах и лестницах необходимо провести полную реконструкцию входной группы. В связи с этим просит установить срок для выполнения соответствующих работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика- ПМКУ «УСОМС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом /л.д.11/. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ПМКУ «УСОМС».

Представитель Управления социальной политики по г.Первоуральску в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка /л.д.10/. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления социальной политики по г.Первоуральску.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца, заявленные ПМБУ ФКиС «Старт», подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на все здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании абз. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, сооружения, к которым относится и ПМБУ ФКиС «Старт».

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе ко входам (выходам) зданий, лестницам, пандусам, внутреннему устройству зданий, санитарно-гигиеническим помещениям зданий указаны в строительных нормах и правилах, в том числе в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с частью 7 статьи 30 данного Федерального закона проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать среди прочего: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008N 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605, сводах правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона России и действующих с 01.01.2013.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Из материалов дела следует, что согласно акту проверки объектов социальной и транспортной инфраструктуры по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории и в помещении Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт», расположенного по адресу: <адрес> установлено следующее:

- пандус входной группы не соответствует СНиП 35-01-2001 (угол наклона превышает норма указанные в СНиП);

- отсутствует контрастная окраска первой и последней ступени входной группы;

- отсутствует кнопка вызова для инвалидов и маломобильных граждан;

- перед входом на расстоянии 0,9 м отсутствуют предупредительные знаки или разметки, тактильные и акустические указатели (в том числе рифленых покрытий площадок и полов);

отсутствуют зоны и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок;

- на площадках и в портиках отсутствуют информационные устройства, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания;

- ширина дверных проемов входной группы на свету менее 1,2 метра /л.д.5/.

Судом установлено, что выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания доступной среды жизнедеятельности ответчиком до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика ПМБУ ФКиС «Старт» Зотов С.Е. исковые требования прокурора г.Первоуральска об обязании провести соответствующие работы на территории Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт» по адресу: <адрес>, в восьмимесячный срок со дня вступления решения суда признал в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чем суду представлено заявление представителя ответчика /л.д. 14/.

На основании ч.2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона обосновывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, не обеспечение ответчиком условий для беспрепятственного доступа в помещение граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) существенно нарушает их законные права и интересы, в связи с этим требования прокурора г.Первоуральска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании помощник прокурора г.Первоуральска Крохалева Т.А. указала срок проведения работ по устранению выявленных нарушений- не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Зотов С.Е. в судебном заседании также не возражал против указанного срока, указав, что ответчик готов исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Первоуральска к ПМБУ ФКиС «Старт» подлежат удовлетворению.

На исковых требованиях, заявленных к ПМКУ «УСОМС» помощник прокурора г.Первоуральска Крохалева Т.А. в судебном заседании не настаивала, указав, что ПМКУ «Управление по содержанию органов местного самоуправления» является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку здание по адресу: <адрес> передано в оперативное управление ПМБУ ФКиС «Старт» Комитетом по управлению имуществом (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ). Каких-либо прав на данное недвижимое имущество ПМКУ «Управление по содержанию органов местного самоуправления» не имеет, субъектом спорного правоотношения не является. В связи с этим не может нести обязанности в соответствии с требованиями, изложенными в исковом заявлении. На основании вышеизложенного в данной части исковые требования прокурора <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


исковые требования Прокурора г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Первоуральскому муниципальному бюджетному учреждению физической культуры и спорта «Старт» об обязании устранить выявленные нарушения в части создания для инвалидов доступной среды жизнедеятельности на территории г.Первоуральска и провести соответствующие работы - удовлетворить.

Обязать Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение физической культуры и спорта «Старт» в восьмимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу на территории и в здании Ледового дворца ПМБУ ФКиС «Старт», расположенного по адресу: <адрес> провести следующие работы, а именно:

-переоборудовать угол наклона пандуса входной группы в соответствии со СНиП 35-01-2001 с учетом актуализированной редакции СП 59.13330.2012;

-выделить контрастной окраской первую и последнюю ступень входной группы;

-установить кнопку вызова для инвалидов и маломобильных граждан;

-перед входом на расстоянии 0,9м установить предупредительные знаки или разметки, тактильные и акустические указатели ( в том числе рельефных покрытий площадок и полов);

-оборудовать зоны и пути движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок;

-на площадках и в портиках установить информационные устройства, табло, щиты с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания;

-оборудовать ширину дверных проемов входной группы на свету в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Исковые требования Прокурора г. Первоуральска в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Управление по содержанию органов местного самоуправления» об обязании устранить выявленные нарушения в части создания для инвалидов доступной среды жизнедеятельности на территории г.Первоуральска и провести соответствующие работы- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: Ю.Г. Логунова.

Суд:

Первоуральский городской суд (Свердловская область) (подробнее)

Истцы:

прокурор г. Первоуральска в интересах РФ и неопределенного круга лиц (подробнее)

Ответчики:

ПМБУ ФКиС "Старт" (подробнее)
ПМКУ "Управление по содержанию органов местного самоуправления" (подробнее)

Судьи дела:

Логунова Ю.Г. (судья) (подробнее)

Последние документы по делу: