Решение № 2А-7240/2016 2А-7240/2016~М-6891/2016 М-6891/2016 от 10 ноября 2016 г. по делу № 2А-7240/2016

Ангарский городской суд (Иркутская область) - Гражданское
Суть спора: 3.149 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2016 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Хромых Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-7240/2016 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:


В обоснование заявленных требований указано, что на основании сведений, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ в налоговый орган, налоговой инспекцией было установлено, что ответчик является собственником следующего имущества:

Квартира по адресу: ..., ...

Налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2012, 2013 в общем размере 1305,83 руб. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество за 2011, 2012 в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 80,51 руб.

Кроме того, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2012, 2013 являлся собственником транспортных средств Тойота Камри, государственный номер №, мощность двигателя 140 л.с., Тойота Чайзер, государственный номер № мощность двигателя 180 л.с.

В отношении указанных транспортных средств налоговым органом начислен транспортный налог за 2012-2013 в общем размере 4779,50 руб., направлены налоговые уведомления.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога начислены пени за 2011-2012 в сумме 165,89 руб.

В связи с тем, что в добровольном порядке налог не был уплачен, налогоплательщику направлены требования, которые не были исполнены.

По заявлению налогового органа мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу и пени. Судебный приказ от ** был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.

На основании изложенного просит взыскать с административного ответчика налог на имущество за 2012-2013 в размере 1305,83 руб., транспортный налог за 2012-2013 в размере 4779,50 руб., пени по налогу на имущество за 2012-2013, начисленные за период с ** по ** в размере 80,51 руб., пени по транспортному налогу за 2011-2012, начисленные за период с ** по ** в размере 165,89 руб.

Одновременно представлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском, признав причины пропуска срока уважительными, поскольку Инспекция первоначально обратилась в суд своевременно, определением суда административный иск был оставлен без движения в связи с отсутствие доказательств его вручения административному ответчику, в дальнейшем административный иск возвращен в Инспекцию.

В судебное заседание представитель административного истца - ИФНС России по ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд находит требования ИФНС России по городу ... обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно статье 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу определен статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Статья ... от ** №-оз «О транспортном налоге» (в редакции ... от ** №-ОЗ) предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № от ** «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст.2 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Как следует из п.8 ст.5 этого Закона РФ налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО2 в спорные периоды являлся собственником следующего имущества:

- квартира по адресу: ..., ... 1/2 доля в праве собственности, дата возникновения права- **, инвентаризационная стоимость 652832,86 руб.;

Транспортные средства:

-Тойота Камри, государственный номер №, мощность двигателя 140 л.с., (дата возникновения права – **, дата отчуждения – **);

-Тойота Чайзер, государственный номер №, мощность двигателя 180 л.с. ( дата возникновения права – **).

Пунктами 2 - 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Таким образом, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в уведомлении (п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ).

Исходя из периода владения, технических характеристик транспортных средств, а также с учетом инвентаризационной стоимости объекта недвижимости и размера доли в праве собственности, налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2012-2013; а также произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2012-2013 год.

Налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога были направлены в адрес налогоплательщика почтой, что подтверждается реестрами отправки ( №№, 978248 – л.д. 13-16).

В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налогов в сроки, установленные законодательством, уплачена не была, налоговый орган в порядке ст. 69 НК РФ направил налогоплательщику требования заказными письмами: № от **, № от ** ( л.д. 9-12).

Согласно ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от ** № 20-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000,00 рублей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000,00 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п.2 ст.6 Федерального закона от ** № 20-ФЗ положения статьи 48 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 настоящего Федерального закона, то есть, после **

Общая сумма недоимки, подлежащей взысканию с ФИО2, превысила 3000 рублей после направления требования №, выставленного по состоянию на ** со сроком исполнения до **. Соответственно шестимесячный срок предъявления в суд требований о взыскании недоимки по налогам и пени исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании №, то есть с ** и истекал **.

В пределах указанного срока, а именно - **, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Выданный ** судебный приказ о взыскании налога на имущество за 2012-2013, пени по налогу на имущество за 2012-2013, транспортного налога за 2012-2013 и пени по транспортному налогу, отменен определением мирового судьи от ** в связи с поступившими возражениями.

В силу положений части 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В данном случае налоговому органу следовало обратиться в суд не позднее ** ( 05.02.2016+6 мес.).

Установлено, что первоначально с настоящим административным иском административный истец обратился с соблюдением указанного срока – **, что подтверждается входящим штампом. Однако административный иск по причине отсутствия доказательств его вручения административному ответчику был оставлен судом без движения, а затем возвращен в ИФНС определением от **.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

После получения с почты конверта с вложенным в него административным иском ( причина возврата – истечение срока хранения), налоговый орган повторно обратился в суд с настоящим административным иском ( **).

Учитывая фактические обстоятельства, а именно то, что административный иск не был получен налогоплательщиком, по обстоятельствам, не зависящим от налогового органа, а также то, что первоначально налоговый орган обратился в суд своевременно, суд полагает возможным признать причину пропуска срока обращения в суд уважительной и восстановить срок для обращения в суд.

При этом следует учесть, что соответствующая судебная практика, позволяющая суду признать обязанность административного истца по вручению административного иска административному ответчику исполненной, сложилась после разъяснений, которые были изложены Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от ** № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Таким образом, учитывая, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате налогов, они подлежат взысканию с него в судебном порядке.

Как следует из части 1 и части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В представленных расчетах административный истец обосновал размер начисленных пеней, не согласиться с которыми у суда оснований не имеется. Учитывая, что обязанность налогоплательщика по своевременной уплате налогов за 2012, 2013 не исполнена, а транспортный налог за 2011 год уплачен с нарушением установленных сроков, обоснованными являются требования и о взыскании пени.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании налога и пени, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ** года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ..., ..., в доход государства налог на имущество за 2012-2013 в размере 1305,83 руб., транспортный налог за 2012-2013 в размере 4779,50 руб., пени по налогу на имущество за 2012-2013, начисленные за период с ** по ** в размере 80,51 руб., пени по транспортному налогу за 2011-2012, начисленные за период с ** по ** в размере 165,89 руб.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено **.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Суд:

Ангарский городской суд (Иркутская область) (подробнее)

Истцы:

ИФНС России по г.Ангарску (подробнее)

Ответчики:

Ситников М.А. (подробнее)

Судьи дела:

Шишпор Н.Н. (судья) (подробнее)