Решение № 2-109/2015 2-109/2015~М-92/2015 М-92/2015 от 22 апреля 2015 г. по делу № 2-109/2015

Кореневский районный суд (Курская область) - Гражданское
Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кореневский районный суд Курской области в составе:

председательствующего Кошминой М.Д.,

с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО1,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <данные изъяты> «О признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты> незаконным»,

УСТАНОВИЛ:


<адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что администрацией <данные изъяты> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившегося в том, что на территории Кореневского сельсовета, примерно в <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования. Образование данной свалки нарушает право граждан на благополучную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, её загрязнение.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3 требования, указанные в заявлении, поддержал полностью.

Представитель <данные изъяты> ФИО4 указанные в заявлении прокурора требования признала, пояснила, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в ближайшее время будет ликвидирована.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Закрепление за органами местного самоуправления поселений полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах сельского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об отходах производства и потребления» и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды».

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких - из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п. 3.2 Правил).

В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит местная администрация (исполнительно-распределительный орган местного образования).

В соответствии с п.1 ст. 2 Устава муниципального образования <данные изъяты> в состав территории <данные изъяты> входит населенный пункт <адрес>.

Согласно пп.19 п.1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, как следует из п. 8 решения Представительного <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче органами местного самоуправления муниципального района «Кореневский район» Курской области части полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления сельских поселений на территории муниципального района «Кореневский район» Курской области, органам местного самоуправления сельских поселений на территории муниципального района «Кореневский район» Курской области переданы полномочия по решению вопросов местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в частности организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

С учетом изложенного, администрация Кореневского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов обязана выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированной свалки администрация <адрес> осведомлена, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), сообщением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Несанкционированное размещение свалки твердых бытовых отходов в № метрах от <адрес> свидетельствует о том, что администрация Кореневского сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, её загрязнение.

Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав.

Непринятие администрацией муниципального образования мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах заявление прокурора <адрес> подлежит полному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты> незаконным», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в № от <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную в № от <адрес> в месячный срок после вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Д. Кошмина

Суд:

Кореневский районный суд (Курская область) (подробнее)

Иные лица:

МО "Кореневский сельский совет" Кореневского района Курской области (подробнее)

Судьи дела:

Кошмина Марина Дмитриевна (судья) (подробнее)