Решение № 2-463/2016 2-463/2016~М-441/2016 М-441/2016 от 22 ноября 2016 г. по делу № 2-463/2016

Макарьевский районный суд (Костромская область) - Административное
Суть спора: 2.106 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения

Дело № 2- 463/2016


Решение


Именем Российской Федерации

п. Кадый 22 ноября 2016 года

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего Четвертной Е.С., при секретаре Аникиной Е.Н., с участием представителя ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирновой С.В., представителей третьих лиц администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района ФИО6 и Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 Зубовой Е.О., третьего лица ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плешановой Татьяны Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района <адрес> об обязании заключить договор о выкупе непригодного для проживания жилого помещения с изъятием земельного участка для муниципальных нужд,

у с т а н о в и л:


Плешанова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди и обязании заключить договор о выкупе непригодного для проживания жилого помещения с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, приобретенного на средства материнского капитала. В ДД.ММ.ГГГГ году обратилась с заявлением в районную межведомственную комиссию Макарьевского муниципального района с заявлением о признании жилого дома не пригодным для проживания, заключением комиссии дом признан непригодным для проживания. На основании Постановления РФ№ от ДД.ММ.ГГГГ и ФЗ РФ № «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 14,15,57 ЖК РФ ответчик обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма или выплатить денежную компенсацию по рыночной стоимости на основании ст. 32 ЖК РФ и ФЗ РФ №185.

Плешанова Т.Н. исковые требования уточнила и просила суд обязать ответчика заключить договор о выкупе непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> изъятием земельного участка для муниципальных нужд.

В судебное заседание истец Плешанова Т.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирнова С.В. исковые требования не признала. Пояснила, что в собственности у администрации не могут находиться жилые помещения и земельные участки. В межведомственную комиссию Плешановой Т.Н. для решения вопроса о признании спорного жилого дома непригодным для проживания представлены нотариально заверенные копии договора купли-продажи дома, свидетельства о государственной регистрации права собственности, личные документы, документы о рождении детей, технический паспорт дома от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого износ дома равен <...> Комиссия, рассмотрев документы, выехала для осмотра дома и на основании процента его износа, указанного в техническом паспорте, признала дом непригодным для проживания, поскольку жилое помещение может быть признано непригодным для проживания при проценте износа <...> и более. Плешанова Т.Н. обратилась в администрацию Унженского сельского поселения о выделении денежных средств, поскольку принадлежащий ей дом непригоден для проживания. Глава сельской администрации обратилась в БТИ, где ей выдали технический паспорт на спорный дом датированный ДД.ММ.ГГГГ, где указан износ дома в размере <...>, о чем была уведомлена межведомственная комиссия. Постановлением межведомственной комиссии решение о признании дома непригодным для проживания приостановлено, материалы по несоответствию процента износа дома направлены в правоохранительные органы.

Представитель администрации Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района ФИО6 исковые требования считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что Плешанова Т.Н. обратилась о включении ее в программу по переселению из ветхого жилья. Поскольку дом Плешановой Т.Н. не является многоквартирным ей было отказано в удовлетворении заявления. Тогда Плешанова Т.Н. обратилась с заявление о выкупе жилого дома по цене <...> рублей за кв.м, был направлен отказ поскольку администрация не нуждается в жилом помещении истца и земельном участке. Ранее спорный дом принадлежал отцу Плешановой Т.Н., после его смерти в доме никто не проживает.

Третье лицо ФИО8 считала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в исковом заявлении. Плешанова Т.Н. приобрела дом у отца. Земельный участок под домом находится в ее собственности и умершего отца, после которого в наследство никто не вступил.

Выслушав представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п.7).

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п.8).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33).

По результатам работы комиссия, в том числе, принимает решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (п.47).

В соответствии с ч. 1,3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что решение об изъятии жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством.

Из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

В соответствии с п.1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

На основании ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации;2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Согласно технического паспорта домовладения, выданного ГПКО «Костромаоблкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ, представленного Плешановой Т.Н. в межведомственную комиссию, износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> (л.д. №).

Согласно технического паспорта домовладения, выданного ГПКО «Костромаоблкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ, истребованного администрацией, износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> (л.д.№).

Судом установлено, что Плешановой Т.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. № приобретенный на средства материнского капитала. Земельный участок под домом принадлежит на праве собственности ФИО8 и ФИО7, умершему ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Плешанова Т.Н. в спорном жилом доме не проживает и не зарегистрирована (л.д№).

Заключением межведомственной комиссии Макарьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания (л.д.№). Указанное решение принято на основании обследования дома и документов, представленных Плешановой Т.Н., в том числе технического паспорта домовладения от ДД.ММ.ГГГГ в котором процент износа дома составляет <...>.

По заявлению администрации Унженского сельского поселения заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено, поскольку дома с физическим износом по техническому паспорту БТИ менее <...> не могут быть признаны непригодными для проживания по аварийности без заключения специализированной или проектной организации (л.д.№).

Плешанова Т.Н. обращалась в администрацию Унженского сельского поселения, администрацию Макарьевского муниципального района, администрацию <адрес> с заявлениями о заключении договора об изъятии путем выкупа жилого помещения (л.д. №). На обращение Плешановой Т.Н. разъяснено, что администрация Унженского сельского поселения не имеет намерения изъять или выкупить домовладение (л.д.№).

Таким образом, для изъятия земельного участка и расположенного на нем жилого помещения у собственника, необходимо волеизъявление органа государственной власти или местного самоуправления, оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства, и обусловленное невозможностью иным образом реализовать потребности органов государственной власти или местного самоуправления.

Действие заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома Плешановой Т.Н. приостановлено, она не является собственником земельного участка под указанным домом, земельный участок и расположенный на нем жилой дом для реализации свои полномочий органам местного самоуправления Макарьевского муниципального района не требуется, доказательств, свидетельствующих об обратном, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:


В удовлетворении исковых требований Плешановой Татьяны Николаевны к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области об обязании заключить договор о выкупе непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> изъятием земельного участка для муниципальных нужд, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд <адрес>.

Судья Е.С. Четвертная

Решение в окончательной форме изготовлено 24 ноября 2016 года.

Суд:

Макарьевский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Истцы:

Плешанова Т.Н. (подробнее)

Ответчики:

Администрация Макарьевского муниципального района (подробнее)

Судьи дела:

Четвертная Е.С. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ