Решение № 2-402/2016 2-402/2016~М-355/2016 М-355/2016 от 9 ноября 2016 г. по делу № 2-402/2016

Козульский районный суд (Красноярский край) - Административное
Суть спора: 2.106 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2016 года пгт. Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,

при секретаре Знак Н.А.,

с участием истца Дойняка О.А.,

представителя ответчика Коледовой М.А., действующей на основании доверенности от 05.07.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дойняка О.А. к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:


Дойняк О.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители ФИО3 и ФИО4 умерли, когда он был в несовершеннолетнем возрасте. Согласно постановлению Козульской поселковой администрации № 21 от 29.01.2004 при назначении опеки за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное в <адрес>. При обращении в 2006 году в органы опеки и попечительства по этой причине ему было отказано в постановке на учёт и на получение жилья в Министерстве образования Красноярского края. В связи с юридической неграмотностью, истец с соответствующими заявлениями в уполномоченные органы обращаться не стал. В настоящее время, оказавшись в трудной жизненной ситуации, истец обратился в Прокуратуру Козульского района, и в результате проведенной прокурором проверки были выявлены нарушения при закреплении за истцом указанного жилого помещения. Постановлением Администрации поселка Козулька от 13.05.2016 № 173 было отменено постановление № 21 от 29.01.2004 в части закрепления за истцом жилья. В настоящее время истец является нуждающимся в получении жилья, просит возложить на Администрацию Козульского района обязаность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление образования, опеки и попечительства администрации Козульского района, Министерство образования Красноярского края, Администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края, Администрация Балахтонского сельсовета Козульского района Красноярского края.

Истец Дойняк О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что в настоящее время зарегистрирован по месту жительства в с.Балахтон Козульского района Красноярского края, в жилом помещении, принадлежащем семье его супруги, фактически проживает со своей семьей в <адрес>, в квартире, которая ему предоставлялась на время работы в АО «Славянка» без оформления соответствующих документов. С октября 2015 года в связи с прекращением его трудовых правоотношений с АО «Славянка» ему предъявляются требования об освобождения занимаемого жилого помещения, поскольку оснований для заключения договоров в отношении занимаемой им квартиры с Министерством обороны РФ не имеется, так как в военной части он не работает и не проходит службу. От вступления в наследство в виде дома по <адрес>, в <адрес>, оставшегося после смерти его родителей, он отказался в пользу своей сестры, полагая, что самостоятельно приобретет жилье. При этом, каких-либо целей по намеренному ухудшению своих жилищных условий не преследовал, от наследства отказался, желая подтвердить отсутствие спора относительно долей в наследственном имуществе. На момент смерти его родителей и на дату признания его ребенком-сиротой в доме по <адрес>, он не проживал, находясь у своего опекуна. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Козульского района Коледова М.А., с иском не согласилась, указав, что истец заявил о своем праве на получение жилья с пропуском установленного законом срока для предоставления жилых помещений детям-сиротам, обратившись с таковыми требованиями после 23 лет. Отказавшись от принятия доли в наследственном имуществе, оставшемся после смерти его родителей, в том числе и в виде доли в жилом помещении, расположенном в <адрес>, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия. Просила в иске отказать.

Представители третьих лиц: Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района, Министерство образования Красноярского края, Администрации поселка Козулька Козульского района, Администрации Балахтонского сельсовета Козульского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» ч.1 ст.72).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Согласно п.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу абз.2 п.1 ст.8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно пункту 3 статьи 8 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии со статьей 1 указанного закона к лицам из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу приведенных правовых норм и в соответствии со статьёй 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренная пунктом 9 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ гарантия распространяется на лиц, которые до достижения возраста 23 лет заявили о своем праве и были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее – Закон о защите прав ребенка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

Материалами дела установлено, что Дойняк О.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В связи со смертью родителей, отца – ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ, и матери – ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией посёлка Козулька вынесено постановление № 21 от 29.04.2004 о назначении попечительства над несовершеннолетним истцом, которым за Дойняком О.А. закреплено жильё, по адресу: <адрес>.

По протесту прокурора, в связи с отсутствием на момент закрепления жилья не данных о собственнике жилого помещения, указанное постановление администрации поселка в части закрепления жилья отменено постановлением Администрации поселка Козулька от 13 мая 2016 года.

В надзорном производстве прокуратуры района 184-ж по жалобе Дойняка О.А. по факту закрепления за истцом жилья, каких-либо документов, подтверждавших запрос сведений о собственнике жилого дома, по адресу: <адрес>, либо информации об отсутствии собственника, не содержится.

Согласно представленной нотариусом Козульского нотариального округа копии наследственного дела № ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного по заявлению дочери ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в наследственное имущество умершего входил жилой дом, по адресу: <адрес>, принадлежавший ФИО3 на праве личной собственности. В заявлении от 28.08.2007 года Дойняк О.А. отказался принимать наследство после смерти отца – ФИО3 в виде указанного жилого дома. Согласно свидетельству о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, наследницей имущества ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, площадью 28,8 кв.м, является дочь умершего ФИО5 (сестра истца).

Как следует из представленных истцом документов (договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ) Дойняк О.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, вместе со своей супругой ФИО6, и сыном ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в квартире, принадлежащей матери супруги – ФИО11 и брату супруги ФИО12

По сообщению ФГКУ «Центррегионжильё», отделение (территориальное г.Красноярск) оснований для заключения договора социального найма с Дойняком О.А. по адресу его фактического проживания: <адрес>, не имеется, поскольку он не состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии со статьёй 57 ЖК РФ.

Постановлениями Администрации Балахтонского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО6, в составе: супруга Дойняка О.А. и сына ФИО7, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в целевой подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 года», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №506-П.

Согласно справке Козульского производственного участка Ачинского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ по Красноярскому краю какие-либо объекты недвижимого имущества за Дойняком О.А. не зарегистрированы.

По уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, сведения о правах Дойняка О.А. на имеющееся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Таким образом, из представленных документов следует, что после смерти родителей: отца ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ) и матери ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ), постановлением Козульской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему Дойняку О.А. был назначен попечитель – ФИО8. Согласно пункту 3 данного постановления, за несовершеннолетним ФИО2 закреплено жильё по адресу: <адрес>, которое принадлежало на праве собственности его отцу – ФИО3

В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Дойняк О.А. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку за ним закреплено жилье, являющееся собственностью его отца, и его проживание в ранее занимаемом жилом помещении не признано невозможным, поэтому основания для постановки несовершеннолетнего Дойняка О.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении, и соответственно, постановке его на учет в качестве такового, отсутствовали.

Доводы истца о том, что он обращался в органы опеки и попечительства для постановки на учёт для получения жилья, что, по его мнению, подтверждается датой, имеющейся на копии постановления Козульской поселковой администрации № 21 от 29.04.2004, опровергается самой предоставленной копией указанного документа, поскольку на указанной копии имеется надпись «Верно» и подпись зам.главы поселка ФИО13, датированная - ДД.ММ.ГГГГ. Никаких данных о принятии каких-либо заявлений на указанном документе нет. Дата, указанная на документе, свидетельствует о том, что копия указанного документа была заверена ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обращения с заявлением о постановке на учёт как нуждающегося в жилом помещении, до достижения им 23-летнего возраста, истец суду не предоставил.

Кроме того, отказавшись от вступления в наследство на жилое помещение, оставшееся после смерти его родителей (заявление в наследственном деле от 28.08.2007), в период времени, когда Дойняк О.А. уже достиг совершеннолетия (20 лет), истец сам ухудшил свои жилищные условия.

Поскольку на момент обращения в суд, истцу исполнилось 29 лет, и принимая во внимание, что в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, а учитывая, что согласно пункту 9 статьи 8 указанного Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, Дойняк О.А. в силу возраста не может быть отнесен к указанной категории для постановки на учёт как нуждающийся в жилом помещении, поскольку обратился за постановкой на учет после достижения им 23-летнего возраста.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца, суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Арбузова

Суд:

Козульский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Истцы:

Дойняк О.А. (подробнее)

Ответчики:

администрация Козульского района (подробнее)

Судьи дела:

Арбузова Наталия Викторовна (судья) (подробнее)