Решение № 2А-511/2016 2А-511/2016~М-373/2016 М-373/2016 от 23 марта 2016 г. по делу № 2А-511/2016

Кандалакшский районный суд (Мурманская область) - Гражданское
Суть спора: (адм.) о взыскании налогов и сборов с физ.лиц

Дело № 2а-511/2016


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 23 марта 2016 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к Гусеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области (далее по тексту ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Гусеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указала, что на учете в ИФНС в качестве плательщика транспортного налога состоит Гусев А.В. За <дата> Гусеву А.В. начислен транспортный налог по автомобилю <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>., указанная сумма взыскана судебным приказом. В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога начислены пени в размере <данные изъяты>.

Также Гусев А.В. состоит на учете в ИФНС в качестве плательщика налога на имущество. По квартире, расположенной по адресу: <адрес>, Гусеву А.В. начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме <данные изъяты>. В связи с несвоевременной уплатой исчислены пени по данному налогу в размере <данные изъяты>. с учетом судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество за <дата>.

Гусев А.В. также состоит на учете в ИФНС в качестве плательщика земельного налога, владеющий земельным участком под многоквартирным домом, который является объектом налогообложения. ИФНС за <дата> Гусеву А.В. был исчислен земельный налог в общем размере <данные изъяты>. В связи с несвоевременной уплатой исчислены пени по данному налогу в размере <данные изъяты>. с учетом судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество за <дата>.

В период с <дата> по <дата> Гусев А.В. состоял на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя и был обязан к уплате НДС и НДФЛ. Решениями ИФНС от <дата><номер> и от <дата><номер> Гусеву А.В. доначислены суммы НДС в размере <данные изъяты>. и НДФЛ в размере <данные изъяты> Указанные решения не обжалованы и вступили в законную силу. Доначисленные суммы налогов до настоящего времени не уплачены, в связи с чем начислены пени: по НДС за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>., по НДФЛ за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>.

Просит взыскать с Гусева А.В. пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>., пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>., земельный налог в размере <данные изъяты>., пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> коп., пени по НДС в размере <данные изъяты>., пени по НДФЛ в размере <данные изъяты>

По определению суда от <дата> суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные доказательства дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению частично.

Согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии со статьей 85 НК РФ, Гусеву А.В. на праве собственности в период с <дата> по <дата> принадлежал автомобиль <данные изъяты>.

Гусеву А.В. начислен транспортный налог за 5 месяцев 2011 года по автомобилю <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>.

Указанная сумма взыскана судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района от <дата><номер>.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно представленному истцом расчету пени по транспортному налогу составляют <данные изъяты>. за период с <дата> по <дата>.

Расчеты истца не оспорены, иного расчета суду не предоставлено, оснований сомневаться в них у суда не имеется.

При установленных обстоятельствах, анализируя изложенное, суд считает, что с ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу, взысканному вышеуказанным судебным приказом, в размере <данные изъяты>. за период с <дата> по <дата>

Кроме того, Гусев А.В. состоит на учете в ИФНС в качестве плательщика налога на имущество физических лиц.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Гусев А.В. с <дата> является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната).

В силу пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговым периодом в силу статьи 405 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 1 статьи 406 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

С учетом требований НК РФ, инвентаризационной стоимости имущества и решений представительного органа Гусеву А.В. исчислен налог на имущество физических лиц по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за в общем в размере <данные изъяты>

В адрес Гусева А.В. направлялись налоговые уведомления об обязанности по уплате начисленного налога. В связи с отсутствием добровольного исполнения обязанности по уплате налога, направлялись требования об уплате налога.

До настоящего времени уплата налога на имущество физических лиц административным ответчиком не произведена, в связи с чем требования ИФНС о взыскании с Гусева А.В. налога на имущество физических лиц в общем размере <данные изъяты>. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 75 НК РФ административному ответчику начислены пени. Согласно представленному административным истцом расчету пени по налогу на имущество физических лиц составляют <данные изъяты>. за период с <дата> по <дата>.

Расчет суммы пени произведен с учетом неуплаты задолженности по налогу за <дата> в размере <данные изъяты>., взысканной судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района от <дата><номер>.

Расчеты истца не оспорены, иного расчета суду не предоставлено, оснований сомневаться в них у суда не имеется.

При установленных обстоятельствах, анализируя изложенное, суд считает, что с ответчика подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>.

Гусев А.В. является также плательщиком земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, в котором ему на праве собственности принадлежит жилое помещение.

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения по правилам, установленным пунктом 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

По правилам, установленным в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Пунктом 1 статьи 394 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с НК РФ, с учетом решений Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области ответчику был начислен земельный налог: по земельному участку, расположенному под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности, в общем размере <данные изъяты>

Ответчик, в соответствии с требованиями НК РФ, извещался о начислении земельного налога налоговыми уведомлениями, в которых были установлены сроки уплаты налогов. В связи с неуплатой в установленные сроки земельного налога в адрес налогоплательщика направлялись соответствующие требования об уплате налогов и пени.

При установленных обстоятельствах, отсутствии доказательств уплаты земельного налога административным ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика начисленной суммы земельного налога за <дата> в общем размере <данные изъяты>.

Принимая решение в части взыскания земельного налога в заявленной в иске сумме – <данные изъяты>., суд учитывает, что земельный налог за <дата> годы составляет в общем размере <данные изъяты>. При этом сумма <данные изъяты>. (составляющая также разницу между заявленной в иске суммой и суммой налога за <дата>) является суммой земельного налога за <дата>, которая взыскана судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района от <дата><номер>.

Учитывая изложенное, суд отказывает во взыскании суммы земельного налога за <дата> в размере <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 75 НК РФ Гусеву А.В. начислены пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>. за период с <дата> по <дата>.

Расчеты истца не оспорены, иного расчета суду не предоставлено, оснований сомневаться в них у суда не имеется.

Расчет суммы пени произведен с учетом неуплаты задолженности по земельному налогу за <дата> в размере <данные изъяты>., взысканной судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района от <дата><номер>.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что с ответчика подлежат взысканию пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>.

В период с <дата> по <дата> Гусев А.В. состоял на учете в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя.

Из административного иска следует, что по результатам выездных проверок Гусева А.В. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах вынесены решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскании сумм недоимок. Решениями ИФНС от <дата><номер> и от <дата><номер> Гусеву А.В. доначислен НДС в размере <данные изъяты>. и НДФЛ в размере <данные изъяты>.

На уплату доначисленных налогов Гусеву А.В. были выставлении соответствующие требования.

В связи с неисполнением требований ИФНС вынесено постановление <номер> от <дата> о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя, согласно которому решено произвести взыскание за счет имущества Гусева А.В.: налогов (сборов) – <данные изъяты>. Постановление было направлено в ОСП г. Кандалакши, возбуждено исполнительное производство.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Также ИФНС вынесено постановление <номер> от <дата> о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) – организации (ответственного участника (участника) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя), согласно которому решено произвести взыскание за счет имущества Гусева А.В.: налогов (сборов) – <данные изъяты>. Постановление было направлено в ОСП г. Кандалакши, возбуждено исполнительное производство.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> исполнительное производство окончено в связи невозможностью установить местонахождение должника и отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Пунктом 2 статьи 47 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Таким образом, постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика в силу статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Из положений статьи 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве", действовавшей как в период вынесения решения налоговым органом, так и в настоящее время, взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в части 1 настоящей статьи, восстановлению не подлежат.

Из материалов дела не усматривается, что после окончания исполнительного производства вышеуказанные постановления ИФНС были вновь предъявлены для принудительного исполнения в ОСП.

Доказательств тому, что после утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя ИФНС обращалась в суд с требованиями о взыскании недоимок по налогам суду не предоставлено.

Настоящим иском налоговый орган просит взыскать с Гусева А.В. за период с <дата> по <дата> пени по НДС в размере <данные изъяты>

В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Определением Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года № 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о неправомерности начисления пени за несвоевременную уплату налогов, поскольку при истечении срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления (письмо Министерства финансов РФ от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).

Принимая решение, суд также учитывает, что расчет суммы пени произведен, исходя из остаточной суммы задолженности по налогам, которая не предъявлялась ко взысканию в судебном порядке.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что налоговым органом своевременно не предприняты меры по взысканию указанных недоимок в судебном порядке, шестимесячный срок на предъявления исполнительного документа пропущен, оплата недоимок по налогу в заявленной части налогоплательщиком не производилась, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с административного ответчика пени за неуплату НДС и НДФЛ.

В этой связи суд отказывает Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> в удовлетворении требований о взыскании с Гусева А.В. задолженности по пени по НДС в размере <данные изъяты>

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Государственная пошлина, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска <данные изъяты>. подлежит уплате в размере <данные изъяты>. (п.п.1 п. 1 ст. 333.19 НК России) и подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:


Взыскать с Гусева А.В., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> денежные средства в размере <данные изъяты>

В удовлетворении требований о взыскании с Гусева А.В. земельного налога в размере <данные изъяты> Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> отказать.

Взыскать с Гусева А.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.В. Лебедева

Судьи дела:

Лебедева И.В. (судья) (подробнее)