Решение № 2А-2250/2016 2А-2250/2016~М-1256/2016 М-1256/2016 от 10 ноября 2016 г. по делу № 2А-2250/2016

Березовский районный суд (Красноярский край) - Административное
Суть спора: 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

Дело № 2а-2250/2016


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Березовка 10 ноября 2016 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Дозорцева Д.А.,

при секретаре Максименко Е.А.,

с участием представителя административного истца – прокурора Березовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в лице помощника прокурора Корниловой Т.С.,

представителя административного ответчика – администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края Казаковой Ю.И., действующей на основании доверенности от <дата>.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края о признании незаконным действий администрации МО Есаульский сельсовет по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета»,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Есаульского сельсовета, в котором ( с учетом уточнения исковых требований), просит:

1. Признать действия администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» незаконными.

2. Признать п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» по наделению МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля, по осуществлению муниципального жилищного контроля, по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности, незаконными.

Исковые требования мотивирует тем, что в нарушение требований ФЗ № 131 ФЗ и ФЗ № 294, Устава Есаульского сельсовета, Жилищного кодекса РФ, МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» (далее по тексту МКУ «ОЭР», наделено полномочиями по муниципальному лесному, жилищному контролю и муниципальному контролю в области архитектуры и градостроительной деятельности, указанными в п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ «ОЭР».

В судебном заседании прокурор Корнилова Т.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, мотивируя изложенным, также пояснила, что в ходе проверки прокуратурой был выявлен факт не законного наделения полномочиями по муниципальному контролю администрацией Есаульского сельсовета муниципального казенного учреждения «ОЭР». Проверки в рамках муниципального контроля, как правило, осуществлялись сотрудником администрации вместе с сотрудником МКУ «ОЭР». Вместе с тем МКУ «ОЭР» не может быть наделено полномочиями по муниципальному контролю, так как органом местного самоуправления не является. Представленное ответчиком решение Совета депутатов от 13.10.2016 г. не меняет ситуацию, не является основанием для осуществления МКУ «ОЭР» муниципального контроля. Сотрудники МКУ «ОЭР» не являются муниципальными служащими.

Представитель административного ответчика Казакова Ю.И., действующая на основании доверенности от 02.02.2016 г. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. При этом пояснила, что Решением Есаульского сельского Совета депутатов от 13.10.2016 г. утверждена новая структурная схема администрации Есаульского сельсовета, в которую включено МКУ «ОЭР». Действительно на момент создания МКУ «ОЭР», данное юридическое лицо не было включено в структуру администрации Есаульского сельсовета, однако и функции по муниципальному контролю фактически до 13.10.2016 г. не осуществляло. Сотрудники МКУ «ОЭР» не должны быть муниципальными служащими, так как это законодательством не предусмотрено. Также пояснила, что в настоящее время действительно полномочия по муниципальному контролю в сфере архитектуры и градостроительства у сельских поселений отсутствуют.

Заинтересованные лица Есаульский сельский Совет депутатов и МКУ «ОЭР», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, возражений не представили.

Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.

Решением Есаульского сельсовета от 18.11.2014 г. № 13-4, согласовано создание на территории Есаульского сельсовета юридического лица, - МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета», администрации Есаульского сельсовета поручено создать МКУ «организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района и утвердить устав данного МКУ.

Постановлением главы администрации Есаульского сельсовета от 16.01.2015 г. № 2 создано муниципальное казенное учреждение «Организация экономического развития Есаульского сельсовета», утвержден его устав и назначен директор.

В силу п. 1.4. Устава МКУ «ОЭР», Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией..

Согласно п. 2.2. Устава основной целью деятельности Учреждения является организация экономического развития МО Есаульский сельсовет.

Согласно п. 2.3 Устава, для достижения своей цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

- выполнение работ по осуществлению муниципального земельного контроля (п. 2.3.1);

- выполнение работ по осуществлению муниципального лесного контроля (п. 2.3.2);

- выполнение работ по осуществлению муниципального жилищного контроля (п. 2.3.3);

- выполнение работ по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности (п. 2.3.4);

- осуществление контроля в сфере налогов и сборов на территории МО Есаульский сельсовет (п. 2.3.6);

В 2016 году главой администрации Есаульского сельсовета внесены изменения в Устав МКУ «ОЭР», согласно которым исключены пункты 2.3.1 и 2.3.6.

В силу ч. 1 ст. 6, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

В части 2 указанной статьи указаны полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.

Понятие муниципального контроля содержится в п. 4 ст. 2 вышеуказанного закона (ФЗ № 294-ФЗ): муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

Таким образом, деятельность по муниципальному контролю может вестись только органами местного самоуправления.Данный вывод не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании, однако им заявлено, что МКУ «ОЭР» является органом местного самоуправления, так как включено в структуру администрации Есаульского сельсовета.

В силу ч. 1 ст. 34 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. ФЗ № 131 ФЗ (далее по тексту ФЗ № 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В статье 2 редакции Устава Есаульского сельского Совета Березовского района Красноярского края от 12.05.2014 г., действующей на момент создания МКУ «ОЭР», указаны органы о должностные лица местного самоуправления, это: Глава Есаульского сельсовета, Есаульский сельский Совет депутатов и Администрация Есаульского сельсовета. Согласно ст. 8 Устава Администрация Есаульского сельсовета и Есаульский Совет депутатов наделяются правами юридического лица. По решению Есаульского сельского Совета депутатов правами юридического лица могут наделяться органы администрации Есаульского сельсовета. Основанием для государственной регистрации органов администрации в качестве юридических лиц являются решение сельского Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем. Как видно из действующей редакции Устава Есаульского сельсовета (от 11.05.2016 г.), изменения в указанные статьи не вносились.

В силу ч. 8 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ, структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В силу ст. 6 федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. (ч. 1)

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. (ч. 2)

Из содержания ст. 28 Устава Есаульского сельсовета (ст. 28 Должностные лица и сотрудники администрации), следует, что сотрудниками администрации являются муниципальные служащие (лица замещающие должности муниципальной службы в администрации сельсовета) и лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению. При этом с силу п. 5 указанной статьи должностные лица администрации сельсовета назначаются и увольняются с должности главой администрации.

Довод ответчика о том, что после принятия Советом депутатов решения о включении МКУ «ОЭР в схему администрации Есаульского сельсовета, МКУ «ОЭР» стало органом местного самоуправления, неоснователен.

Административным ответчиком представлено решение Есаульского сельского совета депутатов № 6-1 от 13.10.2016 г., согласно которому решено: «утвердить новую структурную схему администрации Есаульского сельсовета, согласно Приложения № 1» Приложением № 1 является схема, в которой в центре указан глава сельсовета, глава администрации, а с разных сторон в квадратах, от которых ведут в центр стрелки:

- ведущий специалист по благоустройству;

- специалист 1 категории по общим вопросам и делопроизводству;

- специалист 1 категории по ГО и ЧЧ;

- ведущий специалист по культуре физической культуре, спорту и работе с молодежью;

- ведущий специалист по правовым вопросам;

- МКУ «ОЭР»

Анализируя указанное решение от 13.10.2016 г. суд не находит в нем решения о включении МКУ «ОЭР» в структуру администрации Есаульского сельсовета. МКУ «ОЭР» включено в некую схему и не более.

Кроме того, Есаульский сельский совет депутатов не вправе включить МКУ «ОЭР» в структуру администрации по следующим причинам.

Действительно, в силу вышеуказанных норм Устава сельсовета и 131-ФЗ Есаульский сельский Совет депутатов может наделить правами юридического лица органы администрации Есаульского сельсовета.

Однако ни Законом, ни Уставом не предусмотрена возможность включить в структуру органов администрации уже созданное юридическое лицо. Такая форма реорганизации двух юридических лиц, о которой поясняет представитель ответчика (включение одного юридического лица в структуру другого) не предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ст. 57 ГК РФ). В том числе и по этой причине закон предусматривает только возможность наделения структурного органа местного самоуправления полномочиями юридического лица, а не наоборот.

Суд обращает внимание, что сотрудники МКУ «ОЭР» не могут «автоматически» стать муниципальными служащими администрации Есаульского сельсовета, вместе с тем, сотрудниками органа местного самоуправления могут быть только муниципальные служащие и технические работники. Быть техническими работниками администрации и одновременно осуществлять функции муниципального контроля сотрудники МКУ «ОЭР» не могут.

Кроме того, прокурор просит признать незаконными действия администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ «ОЭР». Эти действия произведены главой администрации Есаульского сельсовета 16.01.2015 г. при утверждении Устава. На тот момент МКУ в какую-либо «схему» администрации «Есаульского сельсовета не было включено.

При этом суд также обращает внимание, что в силу ст. 14 ФЗ 131-ФЗ, полномочия по муниципальному контролю в области архитектуры и градостроительной деятельности не относятся к полномочиям местного значения сельского поселения, поэтому не могут быть переданы администрацией Есаульского сельсовета.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:


Административные исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, удовлетворить.

Признать действия администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» незаконными.

Признать п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» по наделению МКУ «Организация экономического развития Есаульского сельсовета» полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля, по осуществлению муниципального жилищного контроля, по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности, незаконными.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Председательствующий Д.А. Дозорцев

Суд:

Березовский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Истцы:

Прокурор Березовского района Красноярского края (подробнее)

Ответчики:

МО администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края (подробнее)

Иные лица:

Муниципальное казенное учреждение "Организация экономического развития Есаульского сельсовета Березовского района" (подробнее)

Судьи дела:

Дозорцев Д.А. (судья) (подробнее)