Решение № 2-1897/2016 2-1897/2016~М-1575/2016 М-1575/2016 от 16 мая 2016 г. по делу № 2-1897/2016

Ворошиловский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) - Гражданское
Суть спора: 2.084 - Социальные споры -> Иные социальные споры

Дело №


Р Е Ш Е Н И Е


ИФИО1

Волгоград 16 мая 2016 года

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:


ФИО3 обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда с иском к комитету строительства <адрес>, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории городского округа – <адрес>.

В обоснование требований указал, что он состоит в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Так установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения был направлен в «<адрес> специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №», в соответствии с путевкой № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления матери об отказе от ребенка. В силу решения Исполнительского <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО3 выбыл в Волжский детский дом ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в «Петроввальском доме-интернате для умственно отсталых детей». Решением Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан недееспособным. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был направлен в Бударинский психоневрологический интернат на основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ, где находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением Новоаннинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан дееспособным. В дальнейшем истец был переведен на место жительства в Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где находился по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истец был снят со стационарною обслуживания лишь в 2012 году. Будучи признанным дееспособным. Истец обратился в отдел по опеке и попечительству <адрес> Волгограда для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указывает о том, что факт отсутствия у него жилого помещения подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРП. В соответствии с заключением <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №и ФИО3 необходимо включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, отдел по опеке и попечительству <адрес> в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что истцу отказано во включении в список детей-с и рот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки <адрес> направило ФИО3 выписку из приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, по смыслу которой истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежал обеспечению жилыми помещениями. Решением Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комитет образования и науки <адрес> обязали включить ФИО3 в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Согласно сведений комитета строительства <адрес> ФИО3 включен в список детей-сирот по <адрес> под №, а по <адрес> №. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает его жилищные права, который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Истец ФИО3, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Считает, что ответчиком не принято никаких мер для предоставления жилого помещения ФИО3, который длительное время состоит в списке на получение жилья.

Представитель ответчика комитета строительства <адрес> – ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований. Указала, что в настоящее время комитет не располагает свободным жильем, поскольку в первую очередь исполняются решения судов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».

Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).

В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.

Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.

Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО7, что подтверждается копией свидетельства о рождении III-РК № от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ФИО3 был направлен в «<адрес> специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №» в соответствии с путевкой № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления матери об отказе от ребенка, что подтверждается ответом № от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу решения № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО3, выбыл в Волжский детский дом ДД.ММ.ГГГГ, где проживал до ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное позволяло отнести ФИО3 к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 проживал в «Петроввальском доме-интернате для умственно отсталых детей».

Решением Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан недееспособным.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был направлен в Бударинский психоневрологический интернат на основании путевки № от ДД.ММ.ГГГГ, где находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Новоаннинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан дееспособным.

В дальнейшем истец был переведен на место жительства в Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где находился по ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения Министерства социальной защиты населения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был снят со стационарного обслуживания в 2012 году.

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел по опеке и попечительству <адрес> Волгограда с заявлением для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с заключением <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №и ФИО3 необходимо включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из сообщения Отдела опеки и попечительства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 отказано во включении в список детей-с и рот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки <адрес> направило ФИО3 выписку из приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, по смыслу которой истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежал обеспечению жилыми помещениями.

Решением Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комитет образования и науки <адрес> обязали включить ФИО3 в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Исходя из этого, ФИО3 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО3 какого-либо имущества материалы дела не содержат.

Далее, из материалов следует, что согласно информации Комитета строительства <адрес> ФИО3 включен в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под № по <адрес>.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО3 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО3 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО3 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО3 представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в <адрес> жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО3 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО3 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО3, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО3 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :


Исковые требования ФИО3 к комитету строительства <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить.

Обязать комитет строительства <адрес> предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории городского округа город – герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.

Председательствующий Горина Л.М.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Горина Л.М.

Суд:

Ворошиловский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) (подробнее)

Истцы:

Тимофеев Р.Б. (подробнее)

Ответчики:

Комитет строительства Волгоградской области (подробнее)

Иные лица:

Артамонычеву Д.А. (подробнее)
Давятн В.Р. (подробнее)
Кушнерук Е.С. (подробнее)
Макаров В.О. (подробнее)

Судьи дела:

Горина Любовь Мурадовна (судья) (подробнее)