Решение № 2-2903/2015 2-362/2016 2-362/2016(2-2903/2015;)~М-2920/2015 М-2920/2015 от 29 января 2016 г. по делу № 2-2903/2015

Северский районный суд (Краснодарский край) - Гражданское
Суть спора: 2.111 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры

Дело № 2-362/16


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

ст. Северская 29 января 2016 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Безугловой Н.А.,

с участием истца Серебрякова Р.В.,

представителя управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район – Большаковой И.В.,

помощника прокурора Северского района - Ереджибоковой В.Н.,

при секретаре Остапенко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Серебрякова Руслана Владимировича к администрации муниципального образования Северский район о признании права на обеспечение жилым помещением, как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:


Серебряков Р.В. обратился в суд с иском к управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1, решением Северского районного суда от 09 октября 1997 года лишена родительских нрав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Согласно постановления главы администрации местного самоуправления Северского района Краснодарского края от 29 декабря 1997 года № 1146 «Об определении несовершеннолетнего Серебрякова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в детское государственное учреждение» был направлен в Кропоткинскую школу интернат №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находился до 2000 года. Администрацией школы неоднократно делались попытки закрепить за ним жилье в Северском районе. Но после окончания школы-интернала, отдел опеки и попечительства Севсрской администрации, ни какого жилья за заявителем не закрепил, и соответственно никакого постановления в адрес школы-ингерната не направил. Вернувшись из армии, Серебряков Р.В. прописался у бабушки. Дом в котором она проживала, принадлежал бывшему колхозу «Аврора», жилье является муниципальной собственностью, в настоящий момент для проживания не. Заявитель женат, работает, но заработная плата небольшая, приобрести жильё для семьи не представится возможным. В соответствии с действующим законодательством Серебряков Р.В. имеет право на включение в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма заявитель не имел и не имеет. Однако до достижения возраста 23 лет Серебряков Р.В. не обращался в уполномоченный муниципальный орган по месту регистрации с заявлением о включении его в список, так как не знал о том, что имею право на обеспечение жильем и не знал порядка реализации этого права. На основании изложенного Серебряков Р.В. просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением, как за лицом, относящимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию муниципального образования Северский район в лице сё уполномоченных органов и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края включить его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Серебряков Р.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Участвующий в деле прокурор поддержал заявленные исковые требования.

Суд, выслушав мнение сторон, участвующего в деле прокурора, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Истец является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, что подтверждается копией решения Северского районного суда от 09 октября 1997 года и копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце в указанном свидетельстве внесены со слов матери, что подтверждается справкой Кропоткинского интерната.

На основании постановления главы местного самоуправления Северского района Краснодарского края от 29 декабря 1997 года № 1140, и путевки от 19 января 1998 года № 04/75 истец определен к Кропоткинскую школу-интернат.

Судом установлено, что жилья принадлежащего на праве собственности у Серебрякова Р.В. не имеется, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Серебряков Р.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 3 указанной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жильем лиц из числа детей- сирот...», действие положений ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона, в случае, если лица из числа детей-сирот не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1.2. Постановления главы администрации Краснодарского края от 15.04.2013 № 384, функции, связанные с осуществлением мероприятий по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия р. преодолении трудной жизненной ситуации, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», приложением №1 к указанному закону, органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов:

обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в части:

- приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- исключения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа договора социального найма в отношении данных жилых помещений;

- выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществление контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.п. 1.1., 3.10 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 743 данное министерство, является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.

В соответствии с поставленными перед ним задачами министерство взаимодействует с органами местного самоуправления в вопросах реализации государственной семейной политики на территории Краснодарского края и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, организации отдыха и оздоровления детей, предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в части переданных полномочий.

В силу ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.

Как установлено в судебном заседании Серебряков Р.В. не смог реализовать свое право на обеспечение жильем, до настоящего времени истец, будучи лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением. Договор найма жилого помещения с ним не заключен, он не имеет собственного жилья на территории муниципального образования Северский район.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что следует удовлетворить требования прокурора о понуждении администрации муниципального образования Северский район предоставить Серебрякова Р.В. специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных норм в границах муниципального образования Северский район.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Серебрякова Руслана Владимировича к администрации муниципального образования Северский район о признании права на обеспечение жилым помещением, как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район поставить Серебрякова Руслана Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженца <адрес> на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.

Судья Безуглова Н.А.

Суд:

Северский районный суд (Краснодарский край) (подробнее)

Истцы:

Серебряков Р.В. (подробнее)

Ответчики:

Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район (подробнее)

Судьи дела:

Безуглова Наталья Александровна (судья) (подробнее)