Постановление № 5-153/2016 от 28 апреля 2016 г. по делу № 5-153/2016

Норильский городской суд (Красноярский край) - Административное

Дело №


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


28 апреля 2016 года город Норильск

Судья Норильского городского суда Красноярского края Свинцова Е.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Кочкорбаевой Ж.К.,

представителя отдела УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске Ломилкина И.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении:

Кочкорбаевой Ж.К., родившейся <данные изъяты>, гражданки <данные изъяты>, в браке не состоящей, имеющей двоих малолетних детей, родившихся ДД.ММ.ГГГГ, являющихся гражданами Российской Федерации, официально не трудоустроенной, на территории г.Норильска проживающей по <адрес>, к административной ответственности не привлекавшейся,

установил:


с 2002 года 28 апреля 2016 года Кочкорбаева Ж.К., в нарушение положений Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проживала на территории муниципального образования город Норильск Красноярского края Российской Федерации, не имея документов, подтверждающих право на проживание в Российской Федерации, заявления и свои документы для постановки на миграционный учёт, разрешения на временное проживание, вида на жительство в УФМС России по Красноярскому краю не подавал, мер к выезду за пределы Российской Федерации не предпринимала.

В судебном заседании Кочкорбаева Ж.К. вину в совершении административного правонарушения признала полностью, в содеянном раскаялась, пояснив, что в город Норильск прибыла в 2002 году, где проживает ее отец – <данные изъяты>, который является гражданином Российской Федерации, в собственности жилья на территории России и <данные изъяты> не имеет, в настоящее время проживает совместно с гражданским супругом – <данные изъяты>. и двумя малолетними детьми, ДД.ММ.ГГГГ, которые также являются гражданами Российской Федерации, с 30 июня 1999 года по настоящее время зарегистрирована <адрес>, проживает на территории России по недействительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, в УФМС России по Красноярскому краю через отдел в г. Норильске с заявлением для постановки на миграционный учет, оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство, о приеме гражданства РФ она не обращалась.

Представитель отдела УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске, считая вину Кочкорбаевой Ж.К. доказанной, просил назначить ей административный штраф с административным выдворением за пределы России в форме самостоятельного контролируемого выезда.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Кочкорбаева Ж.К., являясь иностранным гражданином, проживая на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, нарушила режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на ее пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Факт и обстоятельства совершенного Кочкорбаевой Ж.К. правонарушения кроме ее объяснений подтверждаются: протоколом № 1054 об административном правонарушении от 27 апреля 2016 года (л.д.2); докладной запиской специалиста-эксперта УФМС по Красноярскому краю в г. Норильске (л.д.4).

При таких обстоятельствах вина Кочкорбаевой Ж.К. в инкриминируемом правонарушении доказана полностью, ее действия подлежат квалификации по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Кочкорбаевой Ж.К., являются наличие двоих малолетних детей, ее раскаяние в содеянном, признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Кочкорбаевой Ж.К., не установлено.

При назначении наказания Кочкорбаевой Ж.К. учитывается характер совершенного административного правонарушения, посягающего на правоотношения по обеспечению режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, личность виновной, которая длительное время находится на территории г.Норильска, зарегистрирована в г. Норильске, к административной и уголовной ответственности не привлекалась, имеет постоянные социальные связи на территории г.Норильска, ее имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что санкция ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 4 ноября 1950 года лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 04.11.1950 г. и т.д.).

В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).

Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в данном случае будет противоречить указанным положениям Конвенции прав человека и основных его свобод.

При таких обстоятельствах, в силу положений указанных актов, принимая во внимание, что Кочкорбаева Ж.К. на территории России имеет устойчивые социальные связи, место жительства, отсутствие социальных связей и жилья на территории <данные изъяты>, с учетом приведенных сведений о личности виновной, суд полагает, что совершенное правонарушение не угрожает интересам национальной безопасности РФ, и считает возможным не назначать административное наказание Кочкорбаевой Ж.К. в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь 29.10 КоАП РФ, судья -

постановил:


Кочкорбаеву Ж.К. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей, без назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Красноярскому краю (УФМС России по Красноярскому краю), ИНН 2466134518, КПП 246601001, р/с №40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России, БИК 040407001, ОКАТО 04429000000, КБК 19211643000016000140 штраф УФМС в г.Норильске.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд непосредственно или через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А. Свинцова

Ответчики:

Кочкорбаев Ж.К. (подробнее)

Судьи дела:

Свинцова Елена Анатольевна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Иностранные граждане
Судебная практика по применению нормы ст. 18.8 КОАП РФ