Решение № 2-1413/2014 2-1413/2014~М-1265/2014 М-1265/2014 по делу № 2-1413/2014

Кулебакский городской суд (Нижегородская область) - Гражданское
Суть спора: Связанные с приватизацией жилой площади

Гражданское дело № 2-1413/2014


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

<адрес><ДД.ММ.ГГГГ>

<адрес>

Кулебакский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи В.П.Зудова, при секретаре Мажуга Ю.О., с участием истца Корнеевой Ю.В., представителя ответчика администрации <адрес> Коноваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корнеевой Ю. В., действующей также в интересах несовершеннолетнего Кулагина Н. Д. к администрации <адрес> о признании отказа в приватизации незаконным и признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:


Истец Корнеева Ю.В., действующая за себя лично, а также в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Кулагина Н. Д., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения в обратилась в суд с иском к <адрес> о признании отказа в приватизации незаконным и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в обоснование исковых требований, что решением Администрации <адрес> за <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> ей был выдан ордер с правом на жилплощадь на комнату № <№*****>, расположенную в <адрес>. истец и ее несовершеннолетний сын был прописан <ДД.ММ.ГГГГ> по данному адресу. <ДД.ММ.ГГГГ> с ней был заключен договор найма жилого помещения № <№*****>. В августе <ДД.ММ.ГГГГ> года она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ей указанного жилья в собственность, однако в приватизации ей было отказано со ссылкой на Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№*****> Полагает, что отказ администрации <адрес> в приватизации комнаты является незаконным. Уменьшив исковые требования просила признать отказ администрации <адрес> в приватизации комнаты № <№*****>, расположенной в <адрес>, незаконным; признать за

Корнеевой Ю.В. и Кулагиным Н.Д. в порядке приватизации право собственности по <данные изъяты> доле за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком.<№*****>, жилой площадью <данные изъяты> кв.метра, а также на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество жилого дома пропорционально площади жилого помещения.

В судебном заседании истец Корнеева Ю.В., действующая за себя, а также в интересах несовершеннолетнего Кулагина Н.Д. поддержала исковые требования с учетом уменьшения, по заявленным в нем основаниям.

Представитель ответчика - <адрес> по доверенности - Коноваловой А.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. В обоснование требований истец ссылается на ст. 2 Закона Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая гласит, что граждане имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из смысла указанной нормы вытекает, что вопрос стоит только о жилых помещениях, которые используется на условиях социального найма без официальной процедуры оформления такого договора. Данная норма закона не подходит в обоснование требований истицы. Истцом в материалы дела представлена справка о технических характеристиках объекта капитального строительства, в которой указано: наименование объекта – общежитие. Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, было принято администрацией <адрес> в муниципальную собственность на основании постановления Верховного Совета РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и зарегистрировано в Главном управлении федеральной регистрационной службы по <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> в качестве общежития, находится в реестре муниципального имущества <адрес> в качестве общежития до настоящего времени. <ДД.ММ.ГГГГ> было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности за Кулебакским муниципальным районом <адрес> на помещение общежития общей площадью <данные изъяты> кв. метров, этажи №№ 2,3,4,5 по вышеуказанному адресу. Истец требует признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное в общежитии, а не на жилое помещение, используемое на условиях социального найма без официальной процедуры оформления такого договора. Действующее законодательство устанавливает, что при рассмотрении вопроса о приватизации жилых помещений в общежитии необходимо руководствоваться ст.4 Закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> «О приватизации жилищного фонда в РФ». Из которой следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях…, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В определении Верховного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> № 81-В07-28 указано. Что само по себе отнесение здания общежития к муниципальной собственности не является основанием для заключения с проживающими в нем договоров социального найма( с последующим правом на приватизацию), если данное здание не изменило свой статус, оставшись общежитием. На отношения по пользованию комнатами в таком здании-общежитии распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре специализированного найма жилого помещения; такие комнаты приватизации не подлежат.

Истец в обоснование требований ссылается также на ст. 7 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», из которой следует, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Полагает, что из смысла указанной нормы следует, что в данном случае, вопрос стоит о коммунальных квартирах, находящихся в жилых домах и используемых в качестве общежитий. Президиум Верховного Суда РФ указал, что из ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Таким образом, жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 01.03.2005, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после <ДД.ММ.ГГГГ> при условии, если это жилое помещение является изолированным (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и <ДД.ММ.ГГГГ>г.). Здание общежития по адресу: <адрес>, не относится к указанной категории жилых домов, квартиры в котором использовались в качестве коммунальных квартир. Назвать его жилым домом, с позиции действующего законодательства, не возможно, так как его нельзя отнести ни к многоквартирному жилому дому (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме), ни к индивидуальному жилому дому. Более того, Жилищный Кодекс в ч.1 ст.62 установил, что предметом договора социального найма может быть только жилое помещение (т.е. жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Нормативные определения понятий "жилой дом", "квартира", "комната" содержатся в ч.ч. 2-4 ст.16 Кодекса. В заявлении истца указывается на ст. 16 ЖК РФ, по-видимому, как на виды жилых помещений, являющиеся объектами, на которые возможно заключение договоров социального найма, но с учетом частей 2,3,4 данной статьи спорное помещение не относится не к одному из указанных в статье жилых помещений. Как следует из установленного ЖК РФ определения понятия "жилое помещение", помещение, предоставляемое на условиях социального найма, должно соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства (ст. 15), поэтому, полагает, что не могут быть использованы в качестве жилых помещений и, следовательно, являться предметом договора социального найма, помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства. На факт, что помещения в указанном общежитии не могут быть представлены по договору социального найма, а данное жилое здание не может быть признано жилым домом, было указано в протесте Кулебакского городского прокурора от 28.09.2005года. Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» определяет, какие жилые помещения могут относиться к общежитиям, и устанавливает норму жилой площади на одного человека. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

В соответствии с требованиями указанного нормативного правового акта, здание, в котором истец желает признать право собственности на комнату, в 1973 году было построено в качестве общежития (на 4 этажа 135 жилых комнат, приблизительно по 33 комнаты на этаж, все комнаты этажа выходят в один общий коридор, туалет, моечные не более 2-х на этаж). В соответствии с выше указанными Правилами и до сих пор действующим Постановлением СМ РСФСР от <ДД.ММ.ГГГГ> N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитиях", <адрес> выделяются средства на обслуживание общежития. Данное здание общежития в настоящее время используется в качестве предоставления комнат и койко-мест для социально- незащищенных групп населения <адрес>. Многие жильцы в данном общежитии проживают на условиях койко-мест. Таким образом, приватизация комнаты, и соответственно мест общего пользования, нарушает права тех жильцов, проживающих в общежитии, у которых отсутствует право на приватизацию в связи с проживанием на условиях койко-мест. Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации. Об этом указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации ''О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации''.

Представитель администрации <адрес> Захарова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще(л.д.32).

Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, Шикина С.А. действующая на основании доверенности в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение спора оставляют на усмотрение суда(л.д.33-34).

Рассмотрев материалы гражданского дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ (ст. 40) закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от <ДД.ММ.ГГГГ> № 1541-1, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, находившееся на балансе АООТ «Кулебакское строительно-монтажное управление», принято <адрес> (в то время: Администрацией <адрес>) в муниципальную собственность <адрес> на основании Постановления Верховного Совета РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Постановление от <ДД.ММ.ГГГГ> №186).

<ДД.ММ.ГГГГ> за Кулебакским муниципальным районом <адрес> зарегистрировано право собственности на помещения общежития этаж № 2, № 3, № 4, <№*****> по адресу <адрес>, помещение <данные изъяты>, что не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), в частности: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении.

Право собственности <адрес> на здание общежития зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> года.

Статьей 16 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть, квартиры, комната.

Из содержания статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Поскольку общежитие по <адрес>, было принято в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития этого жилого дома считается утраченным в силу закона и к данному зданию применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: в том числе по подпункту 2, жилые помещения в общежитиях.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По статье 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно статье 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Из материалов дела следует, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, ранее находилось на балансе ЛОО Г «Кулебакское строительно-монтажное предприятие».

Во исполнение Указа Президента РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и распоряжения Госкомимущества РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> № 135-р «Об упорядочении процесса разграничения прав собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятии» <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> издано распоряжение № <№*****>, которым общежитие, находящееся на балансе АООТ «Кулебакское строительно-монтажное предприятие» передано в муниципальную собственность.

Постановлением Администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№*****>, общежитие, расположенное по адресу <адрес>, находящееся на балансе АООТ «Кулебакское строительно-монтажное предприятие» включено в состав муниципальной собственности.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с положениями ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в редакции, действующей на момент отказа в приватизации, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, из положений статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку дом был принят в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№*****>, то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона и у граждан, в том числе истца по настоящему делу, имеется право приобрести их в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Из договора найма жилого помещения в общежитии <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> года, заключенного между истцом и МУП «ДЗ ЖКУ» следует, что Кулагиной Ю.В. была предоставлена комната <№*****> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, находящаяся в муниципальной собственности. Данный факт подтверждается контрольным талоном к ордеру №<№*****> из которого следует, что ордер выдавался на имя Кулагиной Ю. В. на семью из двух человек: Кулагину Ю.В., и Кулагина Н.Д. В данной комнате истец была зарегистрирована <ДД.ММ.ГГГГ>. Совместно с ней по данному адресу был зарегистрирован ее сын Кулагин Н. Д., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения.

Впоследствии Кулагина Ю.В. вступила в зарегистрированный брак с Корнеевым А.М., в связи с чем, ей была присвоена фамилия Корнеева Ю.В.(л.д.14).

Из буквального толкования указанного выше договора найма жилого помещения в общежитии усматривается, что спорное жилое помещение было предоставлено Корнеевой Ю.В. вне связи с трудовыми отношениями с собственником жилой площади, без указания временного характера проживания, то есть на бессрочный период.

Истец обратилась с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации указанного жилого помещения.

<ДД.ММ.ГГГГ> Корнеевой Ю.В. получен ответ №<№*****>, согласно которому, ей было отказано в приватизации комнаты № <№*****>, расположенной в муниципальном общежитии, на основании ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.

При указанных обстоятельствах действительным характером договора найма жилого помещения в общежитии, заключенного с Корнеевой Ю.В. по своей сущности является договор социального найма, поскольку он не отвечает признакам договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Заключение с истцом договора найма жилого помещения с указанием на общежитие носило формальный характер. Кроме того, пунктом 5 ст. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № 26-З (ред. от 01.09.2011) «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в <адрес>» (принят постановлением ЗС НО от <ДД.ММ.ГГГГ> № 898-III) установлено, что при приватизации не требуется представление договора социального найма жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления.

Постановлением Конституционного Суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> № 4-П, статья 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» признана несоответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после <ДД.ММ.ГГГГ> (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Согласно данному Постановлению Конституционного Суда РФ, поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Таким образом, решение вопроса о приватизации жилого помещения в общежитии, переданном в муниципальную собственность при приватизации предприятия, не зависит от даты предоставления гражданам жилья на законных основаниях и от даты передачи жилья в муниципальную собственность.

Данная правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ, нашла отражение в Федеральном Законе от <ДД.ММ.ГГГГ> № 159-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в ныне действующей редакции, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с положениями п.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Корнеева Ю.В. и ее несовершеннолетний ребенок не использовали право на бесплатную приватизацию жилого помещения, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» производственный участок Выксунского отделения в <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> года, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Кулебакский отдел об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектов сведений об объектах недвижимого имущества у Корнеевой Ю.В.

Из справки о техническом состоянии жилого помещения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» производственный участок Выксунского отделения в <адрес><№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что комната № 314, расположенная в <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв. метров.

Таким образом, спорное жилое помещение в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» подлежит приватизации, за истцом и её несовершеннолетним ребенком следует признать право общей долевой собственности на спорную комнату, в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 12, 56, 57, 194-199 ГПК РФ, ст. 4, 7 ФЗ от <ДД.ММ.ГГГГ> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л:


Исковое заявление Корнеевой Ю. В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации <адрес> в приватизации комнаты <№*****><адрес>.

Признать за Корнеевой Ю. В., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, место рождения <адрес>, пол женский, гражданкой РФ, паспорт <№*****>, выдан Отделением в <адрес> межрайонного Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> года, код подразделения <№*****>, зарегистрированной по адресу: <адрес> ком.<№*****> в порядке приватизации на ? долю в праве общей долевой собственности на комнату № <№*****>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес>, а также на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество жилого дома пропорционально площади жилого помещения.

Признать за Кулагиным Н. Д., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, место рождения <адрес>, пол мужской, свидетельство о рождении 1-ТН №<№*****> выданное Отделом ЗАГС <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> года, зарегистрированного по адресу: <адрес> ком.<№*****> в порядке приватизации на ? долю в праве общей долевой собственности на комнату № <№*****> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес>, а также на долю в праве общей долевой собственности на общее имущество жилого дома пропорционально площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд <адрес>.

Судья В.П.Зудов

Суд:

Кулебакский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)

Истцы:

Корнеева Ю.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация Кулебакского района Нижегородской области (подробнее)

Судьи дела:

Зудов Владимир Петрович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание помещения жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 16, 18 ЖК РФ