Решение № 2-241/2013 2-241/2013~М-102/2013 М-102/2013 от 13 февраля 2013 г. по делу № 2-241/2013

Падунский районный суд г. Братска (Иркутская область) - Гражданское
Суть спора: Трудовые споры - об оплате труда


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2013 года Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.

при секретаре Куксенко Т.Ю.

с участием истца Коротковой М.В.,

представителя ответчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» - Ждановой Н.Т., действующей на основании доверенности от 12.02.2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/2013 по исковому заявлению Коротковой М.В. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:


Истец Короткова М.В. обратилась в суд с иском к ответчику Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» (сокращенное наименование – ОГБУЗ «Братский ОПНД») о взыскании недоначисленной заработной платы.

В обоснование иска указала, что она работает у ответчика в должности санитарки с 2005 года. Согласно трудовому договору ей был установлен месячный должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей.

Считает, что заработная плата начислялась ей неверно, её заработная плата за полный отработанный месяц должна рассчитываться следующим образом: 4611 х коэффициент х районный коэффициент х северная надбавка. Разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой за октябрь 2012 года составляет <данные изъяты> рублей (исходя из полностью отработанного месяца).

Просит взыскать с ответчика в её пользу недоначисленную заработную плату за октябрь 2012 года в размере <данные изъяты> руб.

Истец Короткова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что считает, что заработная плата за указанный ею период начислялась ей неверно, так как в минимальный размер оплаты труда работодатель включал районный коэффициент, северную надбавку и стимулирующие надбавки, кроме того, считает, что её оклад должен складываться из минимального размера оплаты труда.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Братский ОПНД» - Жданова Н.Т., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила возражения на исковое заявление, которые поддержала в судебном заседании, указав, что в соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностныхокладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу вусловиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавокстимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии струдовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ранее действовавшей частью четвертой ст. 133 ТК РФ было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. С 01 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ.

Следовательно, с 01 сентября 2007 года организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91 - ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 июня 2011 года составляет 4611 рублей в месяц.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 01 октября 2009 года №1160-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение ихконституционных прав пунктами 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из статьи 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 ст. 133 ТК РФ.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей норму ч.3 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки (оклада) ниже этого размера.

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, определением Конституционного суда РФ от 1 октября 2009 года № 1160-0-0:

понятия: оплата труда (в том числе и минимальная), тарифная ставка, оклад не являются синонимами;

минимальная оплата труда включает в себя тарифную ставку, либо оклад и компенсационные и стимулирующие выплаты;

месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Кроме того, в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 339/118-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки» и Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденным приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 01 июля 2010г. № 279-мпр, распоряжением Правительства Иркутской области «О введении системы оплаты труда, отличной от Единой тарифной сетки, в областных государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области» от 15 августа 2011г. № 306-рп устанавливается система оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области. Согласно указанным документам предусмотрен размер тарифной ставки (оклада).

Исходя из норм Трудового кодекса РФ, субъект РФ в настоящее время обладает правом самостоятельно устанавливать размер тарифной сетки, окладов, базовых окладов и решение о том будет ли этот размер равен минимальной оплате труда либо будет отклоняться от нее в большую или меньшую разницу является правом субъекта РФ, прямо закрепленным в статье 144 ТК РФ.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Иркутской области - Ж.И. Пакулова в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства здравоохранения Иркутской области, представила суду возражения на исковое заявление, указав, что, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, учреждение является самостоятельным юридическим лицом, за деятельность которого отвечает главный врач. Кроме того, в соответствии со ст. 120 ГК РФ Учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

На основании ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК Российской Федерации) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно статье 2 ТК Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

В силу ч. 3 ст. 133 ТК Российской Федерации (в ред. ФЗ от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из ст. 133.1 ТК Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 01.06.2011 г № 106-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 рублей в месяц.

Согласно ст. 146 ТК Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 147 ТК Российской Федерации). В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК Российской Федерации).

Статья 315 ТК Российской Федерации предусматривает оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствие с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Статьями 10, 11 Закона Российской Федерации «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

В силу пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года N 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» 28 января 1993 года главой Администрации Иркутской области издано Постановление N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому с 01 января 1993 года районный коэффициент к заработной плате на территории г. Братска составляет 1,4.

Согласно статье 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.

Положениями ч. 5 статьи 135 ТК Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 6 Закона Иркутской области от 09 октября 2008 года N 82-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Иркутской области, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы.

В соответствии с Уставом ОГБУЗ «Братский ОПНД», утвержденным Министром здравоохранения Иркутской области 14.12.2011 года, учредителем и собственником имущества является Иркутская область, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области, функции и полномочия собственника осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Из Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Братский областной психоневрологический диспансер», утвержденного приказом главного врача от 16.08.2011 года № 351 следует, что оно разработано в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.09 г. № 339/118-пп «О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки» и в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденным приказом МЗ ИО от 01.07.10 г. № 279-мпр, распоряжением Правительства Иркутской области «О введении системы оплаты труда, отличной от Единой тарифной сетки, в областных государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области» от 15.08.11 г. № 306-рп. Согласно п. 1.11 указанного Положения размер заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Копией приказа МУЗ «Психоневрологический диспансер» № 42 от 17.03.2005 г., копией приказа ОГУЗ «Братский ОПНД» № 571 от 18.08.2011 г., а также копией трудовой книжки Коротковой М.В. АТ-III № установлено, что Короткова М.В. с 17.03.2005 г. принята ответчиком на работу санитаркой, а также с 29.08.2011 г. на период перевода - по внутреннему совместительству санитаркой в 4 отделение.

Копией трудового договора, копией дополнительного соглашения от 19.08.2011 года к трудовому договору работника установлено, что Коротковой М.В. за выполнение трудовой функции установлены: оклад в размере <данные изъяты> рублей, выплаты компенсационного характера: за тяжелые, вредные или опасные условия труда (0,25); районный коэффициент (0,4); процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (0,5); выплаты стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы, выслуга лет (0,3).

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и оценивая их по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд находит достоверно установленным, что истец состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Братский ОПНД». Должностной оклад истца за оспаривемый период составляет <данные изъяты> рублей, при расчете заработной платы на оклад истца начисляются компенсационные выплаты: за тяжелые, вредные или опасные условия труда – 25%, районный коэффициент – 40%; надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%, за стаж непрерывной работы – 30%, а также иные надбавки и доплаты (доплата за ночь).

Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Исходя из пояснений истца и представленного ею расчета следует, что она считает, что заработная плата за указанный ею период начислялась ей неверно, так как в минимальный размер оплаты труда работодатель включал районный коэффициент, северную надбавку и стимулирующие надбавки, кроме того, считает, что её оклад должен складываться из минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 ТК Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК Российской Федерации).

Однако, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК Российской Федерации (в ред. ФЗ от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 ТК Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Следовательно, представленный истцом расчет недоначисленной заработной платы, исходя из оклада равного минимальному размеру оплаты труда, является ошибочным, основан на неверном толковании норм закона.

Вместе с тем, в силу главы 50 ТК Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 17.12.2009 года № 1557-О-О указал, что установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства Российской Федерации и норм международного трудового права.

Следовательно, районные коэффициенты и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе, в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и северные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что истец осуществляет трудовую деятельность в г. Братске, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из системного толкования ст. ст. 133, 144 ТК Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 106-ФЗ от 01.06.2011 г., согласно которому минимальный размер оплаты с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц, следует, что размер заработной платы истца, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, не может быть менее 4611 рублей с применением районного и северного коэффициента.

Перечень особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК Российской Федерации, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК Российской Федерации), особые климатические условия (статья 148 ТК Российской Федерации). Судом установлено, что районный коэффициент и северная надбавка в состав минимального размера оплаты труда не входят. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК Российской Федерации, где речь идет о доплатах к заработной плате.

Вместе с тем, системный анализ вышеприведенных статей ТК Российской Федерации свидетельствует о том, что в состав МРОТ включаются выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда, различного рода стимулирующие надбавки, доплаты, оплата из надтарифного фонда. В данном случае такие условия труда не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК Российской Федерации. Дополнительная работа, замещение, совмещение, выполняемые в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежат оплате в виде надбавок, доплат.

Следовательно, все доплаты и надбавки, выплачиваемые истцу, входят в состав минимального размера оплаты труда, т.е. 4611 руб., кроме северной надбавки и районного коэффициента.

Судом установлено, что северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда, в которую входят все иные выплаты, кроме указанных, что составит в г. Братске: 4611 руб. * 50% (северный коэффициент) * 40% (районный коэффициент) = 8 761 руб.

Проанализировав представленную ответчиком справку о начисленной заработной плате Коротковой М.В. за оспариваемый период и количество отработанных часов, с применением минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента и процентной надбавки, равного 8761 руб., суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца недополученной ею заработной платы (без учета налога на доходы физических лиц).

Формула для расчета недополученной заработной платы истца (без учета налога на доходы физических лиц) будет следующей: 8 761 руб. / количество нормо часов * количество отработанных часов – выплаченная ей заработная плата.

Согласно справке заработная плата Коротковой М.В. за октябрь 2012 года составляет <данные изъяты> руб.

Следовательно, работодателем недоначислено за указанный месяц по основной работе <данные изъяты>

Таким образом, исковые требования Коротковой М.В. подлежат частичному удовлетворению, в её пользу с ответчика надлежит взыскать недоначисленную заработную плату за октябрь 2012 года в размере <данные изъяты> рублей, в удовлетворении исковых требований в большем размере надлежит отказать.

В силу ст. 393 ТК Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в пользу государства государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Коротковой М.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» в пользу Коротковой М.В. недоначисленную заработную плату за октябрь 2012 года в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований Коротковой М.В. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» о взыскании недоначисленной заработной платы за октябрь 2012 года в большем размере отказать.

Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Братский областной психоневрологический диспансер» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л.В.Гусарова

Суд:

Падунский районный суд г. Братска (Иркутская область) (подробнее)

Истцы:

Короткова М.В. (подробнее)

Ответчики:

ОГБУЗ "Братский областной ПНД" (подробнее)

Судьи дела:

Гусарова Лариса Викторовна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Судебная практика по заработной плате
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ