Решение № 2-90/2011 от 7 апреля 2011 г. по делу № 2-90/2011

Аскизский районный суд (Республика Хакасия) - Административное
Суть спора: Прочие исковые дела


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 г. с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Аевой И.И.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галака А.Я. к избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет, администрации муниципального образования Балыксинский сельсовет, Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,

У С Т А Н О В И Л:


Галак А.Я. обратился в суд с иском к избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> руб. 25 коп., мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии Аскизского района по выборам глав муниципальных образований и депутатов районных, сельских и поселковых Советов депутатов Аскизского района был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет. Поскольку он проходил службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты><данные изъяты> приказом начальника отдела от ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен неоплачиваемый отпуск на период проведения выборов. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в избирательную комиссию Балыксинского сельсовета с заявлением о выплате за период проведения выборов в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» среднего месячного заработка в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов, однако до настоящего времени указанную денежную сумму не получил.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены территориальная избирательная комиссии Аскизского района ( далее по тексту ТИК Аскизского района), а также Министерство финансов Республики Хакасия.

ДД.ММ.ГГГГ Галак А.Я. обратился в суд с иском к избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> руб. 53 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ до момента опубликования результатов выборов- ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на изложенные выше доводы.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела были объединены в одно производство, по делу привлечены в качестве соответчика- администрация муниципального образования Балыксинский сельсовет, третьего лица на стороне ответчика- Избирательная комиссия РХ.

ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении ТИК Аскизского района прекращено, в связи с отказом от иска, по ходатайству стороны истца ТИК Аскизского района привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ истец увеличил размер иска, просил взыскать с избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет за счет солидарных денежных средств МО Балыксинский сельсовет из казны МО Балыксинский сельсовет и Министерства финансов РХ из казны Республики Хакасия в его ( Галака А.Я.) пользу денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. 78 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., ссылаясь на то, что избирательная комиссия муниципального образования Балыксинский сельсовет юридическим лицом не является, а поскольку финансирование выборов главы МО Балыксинский сельсовет проводилось из бюджетов муниципального образования и Республики Хакасия, денежные средства должны быть взысканы из казны этих уровней.

В судебном заседании представитель истца Лисуненко К.Г., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлениях, дополнив, что Законом Республики Хакасия « О территориальных избирательных комиссиях в РХ» предусмотрены « другие расходы», к которым могут быть отнесены и расходы, связанные с выплатой среднего месячного заработка зарегистрированным кандидатам.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет, ТИК Аскизского района Покачакова З.К., представитель Избирательной комиссии РХ, ТИК Аскизского района Адмаева И.С., действующая на основании доверенностей, иск не признали, суду пояснили, что Федеральный закон « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» применим в том случае, если в субъекте отсутствует Закон, регулирующий спорные правоотношения. В Республике Хакасия принят такой Закон, который не предусматривает выплату кандидатам денежных средств за период проведения выборов.

Истец Галак А.Я., ответчики в лице Министерства финансов РХ, администрации МО Балыксинский сельсовет в судебном заседании участие не принимали, надлежащим образом извещались о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ в случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не приняты законы, устанавливающие порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то выборы проводятся:

при наличии правомочных представительных органов местного самоуправления - в порядке, устанавливаемом временными положениями о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, принимаемыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, или по решению представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном прилагаемым к настоящему Федеральному закону Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления устанавливает, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей…По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

В судебном заседании установлено, что истец Галак А.Я. является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Решением муниципальной избирательной комиссии Балыксинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № он был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО Балыксинский сельсовет в порядке самовыдвижения.

Приказом начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Галаку А.Я. был предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания с ДД.ММ.ГГГГ на период предвыборной кампании, в связи с чем, заработную плату он не получал.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет.

Решением муниципальной избирательной комиссии Балыксинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ « О результатах выборов главы муниципального образования Балыксинский сельсовет» выборы главы муниципального образования Балыксинский сельсовет признаны состоявшимися и действительными, Сафиулин В.Х. признан избранным главой муниципального образования Балыксинский сельсовет.

Результаты выборов были опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в массовой газете муниципального образования « Аскизский труженик».

В обоснование исковых требований, представитель Лисуненко К.Г. ссылается на вышеприведенные нормы.

Между тем, Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия от 10.06.2005 N 34-ЗРХ (ред. от 23.12.2010) "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия", устанавливающий порядок и подготовку проведения муниципальных выборов.

Следовательно, положения Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ и прилагаемого к нему Временного положения в рассматриваемой ситуации не должны применяться.

Соответственно при разрешении спора, необходимо руководствоваться Законом Республики Хакасия от 10.06.2005 N 34-ЗРХ,

Так, согласно подп. 6 ст. 11 Закона Республики Хакасии № 34-ЗРХ муниципальная комиссия осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) республиканского бюджета Республики Хакасия средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств;

В силу п.п.1,2 ст. 37 названного Закона Республики Хакасия расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из республиканского бюджета Республики Хакасия, местного бюджета.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия, местном бюджете на проведение выборов, являются Избирательная комиссия Республики Хакасия и (или) муниципальная комиссия.

Главными распорядителями средств по выборам главы МО Балыксинский сельсовет являлись Избирательная комиссия Республики Хакасия, которая согласно свидетельства Министерство РФ по налогам и сборам состоит на учете как юридическое лицо, и избирательная комиссия муниципального образования Балыксинский сельсовет, полномочия которой были возложены на ТИК Аскизского района, которые согласно информации Межрайонной инспекции ФНС № 2 по РХ юридическими лицами не являются.

Об этом свидетельствуют документы, относительно выделения денежных средств на финансирование выборов в Аскизском районе, их распределении, расходовании.

Согласно отчетов ТИК Аскизского района о фактических расходов на подготовку и проведение выборов, из средств местного бюджета было выделено <данные изъяты> руб., республиканского бюджета -<данные изъяты> руб., которые были израсходованы в полном объеме, без остатка средств на 1,3 ноября 2010 г..

Непосредственно из бюджета муниципального образования Балыксинский сельсовет в бюджет муниципального образования Аскизский района для организации проведения выборов главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального образования Балыксинский сельсовет перечислено <данные изъяты> руб. ( соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ)

Настаивая на иске, представитель Лисуненко К.Г. полагает, что денежные средства на выплату среднего месячного заработка зарегистрированным кандидатам могут быть отнесены к статье « другие расходы» комиссии.

Действительно, подп. 8 п. 2 ст. 44 Закона Республики Хакасии № 34-ЗРХ предусматривает, что за счет средств соответствующего бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются расходы комиссий на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий и деятельности комиссий.

Однако законодатель четко определил, что другие цели, должны быть связаны с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий и деятельности комиссий, тогда как требование о выплате денежных средств из расчета среднего месячного заработка вытекает из прав кандидата, между тем положения Закона Республики Хакасия № 34-ЗРХ, регулирующие статус кандидата, не предусматривают какие-либо выплаты зарегистрированным кандидатам, освобожденным от исполнения должностных или служебных обязанностей на время их участия в выборах.

Не противоречит данный вывод суда и нормам Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющим статус кандидата ( статьи 39-41), которые также не предусматривают подобных выплат.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу п. 1 ст. 395 названного Кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Обращаясь с иском о взыскании денежных средств с избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет за счет солидарных денежных средств МО Балыксинский сельсовет из казны МО Балыксинский сельсовет и Министерства финансов РХ из казны Республики Хакасия, истец Галак А.Я. не учел, что применение ст.ст. 1069,1071 ГК РФ возможно только в случае возмещения вреда, причиненного незаконными действиями ( бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Доказательств того, что со стороны ответчиков имело место быть незаконное действие ( бездействие), неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата, наступление иных негативных последствий, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действующее законодательство Республики Хакасия не предусматривает возможность выплаты кандидату Галаку А.Я. зарегистрировавшей его избирательной комиссией муниципального образования Балыксинский сельсовет за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов среднего месячного заработка со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов, а ответчики по делу не несут прав и обязанностей по спорным правоотношениям.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска Галака А.Я. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении иска Галака А.Я. к избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет, администрации муниципального образования Балыксинский сельсовет, Министерству финансов Республики Хакасия о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами

отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: И.И.Аева

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 г.

Суд:

Аскизский районный суд (Республика Хакасия) (подробнее)

Истцы:

Галак А.Я. (подробнее)

Ответчики:

Избирательная комиссия МО Балыксинский сельсовет (подробнее)

Судьи дела:

Аева И.И. (судья) (подробнее)